Календарь
Погода

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 125

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 33

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 486

24/10/2013 @ 21:03


Инфоблок

Ваш IP: 107.20.34.144

Сотрудничество

Извините, но только пользователи этого сайта могут предложить :


Статью
Новость
Файл для загрузки
Ссылку
Фото/Картинку
Запись в календаре

Рейтинг статей
Для авторов


Количество пользователей2 автор(а,ов)
Автор online : 0
Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
632 Подписчиков
Пермь Великая

Пермь Великая


Впервые слово "пермь" встречается в древнейшей русской летописи начала XII века "Повести временных лет" — среди народов, которые "иже дань дают Руси" названы пермь, печоры и угры. Слово "пермь" новгородцы заимствовали у вепсов. Встретившись с вепсами, новгородцы интересовались ещё более далёкими землями. На языке вепсов далёкая земля называется "Пера ма". Слово "Пера ма" было переиначено сперва в слово "Перемь", а затем в "Пермь" (многие старожилы в Прикамье до сих пор используют слово "Перемь"). Жителей Прикамья в официальных русских источниках называли как пермяне, пермичи, пермитины, пермяки (позже сложилось самоназвание народа "пермяки", просуществовавшее до начала 20 века — в 1925 году, в связи с образованием Коми - Пермяцкого автономного округа, коренных жителей Прикамья стали называть коми - пермяками, чтобы не путать их с пермяками - зырянами). Современные фамилии Пермяков, Пермитин, Перминов, появившиеся задолго до основания города Перми и Пермской губернии, указывают на коми-пермяцкое происхождение их обладателей. Так по переписи 1623-24 гг. в оханской деревне Дуброва (ныне Шалыга) жил Тренка Иванов сын Пермитин, а в деревне Пермская Слудка — Филипко Иванов сын Пермитин. Их дети в 1647 г. записаны Пермяковыми. Ещё в 18 веке на нынешней территории г. Перми жили коми-пермяки.


Если учесть, что первые походы русских на Урал проходили севернее бассейна Камы, то словом "пермь", вероятнее всего, первоначально называли население Вычегодского бассейна, предков коми-зырян. Впоследствии эта территория в русских летописях именовалась Пермью Старой, Пермью Вычегодской и Пермью Малой. По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название "пермь" закрепляется и за этими землями. В отличии от Перми Малой, Прикамские земли стали называться Пермью Великой из-за огромных их размеров и богатства края.


Верхнее Пркамье, вплоть до начала 18 века, в официальных русских источниках именовалось "Пермь Великая" или по названию столицы "Чердынью". Иногда использовались оба названия вместе "Пермь Великая Чердынь". Пермь Великая часто упоминается в письменных источниках 14 века: в Троицкой летописи за 1321 год, при описании похода брата Ивана Калиты Юрия Даниловича в 1324 году, в "Житии Стефана Пермского", написанного Епифанием Премудрым в 1396 году и др.


Столицей Перми Великой на момент принятия христианства был город Чердынь. Первое упоминание Чердыни и чердынского окса (князя) Михаила Ермолаевича Перемьского встречается в местной Вычегодско-Вымской летописи под 1451 годом


Это известие относится к тому времени, когда в ходе окончательного разгрома Дмитрия Шемяки, Василий Тёмный для укрепления своей власти назначал московских наместников в отобранные у противника города. В конце 1451 года князь Дмитрий Юрьевич Шемяка покинул Устюг, захваченный им в 1450 году, а московская рать, преследуя его, прошла мимо города, поскольку Пермь Вычегодская не оказывала сопротивления москвичам.


На стороне Устюга воевали и чердынские князья, которые после освобождения Перми Вычегодской были приглашены в Москву.


Великий князь Московский Василий II (Тёмный), за оказанную услугу, предложил чердынскому оксу Ермолаю Перемьскому стать наместником в занятой московской ратью Перми Вычегодской. Князь Ермолай принял предложение и вместе с его младшим сыном Василием Ермолаевичем, назначенным соправителем уже не молодого отца, получил титул "Князь Вымский" и был направлен в городок Усть-Вымь, ставший на долгие годы резиденцией для князей Вымских (Вычегодских). Перед отъездом им была вручена "Уставная грамота", свиток, скрепленный вислой печатью Великого князя Московского, в котором содержалась подробная инструкция ("наказ") о том, как им следует управлять новой вотчиной.


Старший сын Ермолая, Михаил Ермалаевич Перемьской, теперь ставший чердынским оксом вместо отца, был отпущен обратно в Чердынь, на которую юридическая власть Московского князя в то время ещё не распространялась.


По прибытии князей в Усть-Вымь, вымский летописец сделал в местной Вычегодско-Вымской летописи следующую памятную запись под 1451 годом: "Лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду перемьских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной" (ВВЛ, 1958, с.261).


Большим заблуждением является утверждение некоторых историков о том, что Пермь Великая была волостью Господина Великого Новгорода. Новгородские ушкуйники время от времени совершали, не всегда удачные, грабительские набеги на Пермь Великую, но новгородской провинцией Пермь Великая не была никогда и сохраняла свою юридическую самостоятельность вплоть до 1472 года.


В период государственной независимости Чердынь переживала небывалый расцвет, Пермскому оксу (князю) подчинялись обширные Прикамские земли от истока Камы на западе до уральского хребта на востоке, от Чусовского озера на севере, вблизи р. Печоры, до р. Чусовой на юге. Великопермские князья являлись ближайшими родственниками Вымских князей, наместников московского князя, что отражено в Вычегодско-Вымской летописи и в Синодике Великопермских князей, и происходили из пермской родоплеменной знати. К этому времени семья пермского князя Ермолая уже приняла православие, на что указывают, в частности, их христианские имена. Пермские князья для своего времени были очень грамотными людьми, с детства были обучены чтению и письму. В пермяцком эпосе о Пере-богатыре рассказывается, что Пера познакомил людей с ремёслами и письмом, которые добыл в результате героических подвигов, совершённых во время плавания в дальние южные земли. В ходе археологических раскопок коми-пермяцких городищ 12-15 веков были обнаружены специальные металлические стержни "писала" для письма (царапания) по бересте.


До 1472 года Пермь Великая была независимым удельным княжеством. В 15 веке у пермяков существовало территориально-племенное объединение во главе с одним князем, имевшим подчинённых ему военачальников — "воевод", по терминологии русской летописи. Уклад пермяков регламентировался письменными правовыми актами, что подтверждают грамоты Московских князей. Так, например, в Великопермской уставной грамоте говорится "... первых судов и грамот князей Пермских не посуживати" — т.е. в 1505 г. московскому наместнику наказано не судить по старым пермским законам, оформленным в виде княжеских судных грамот. Княжескую администрацию представляли тиуны, доводчики и приставы, которые вершили суд и собирали пошлины. На территории Перми Великой существовал восточнокамский (верхнеязьвинский) диалект языка, схожий с усть-вымьским. Пермское общество было поделено на общины, во главе которых стояли "сотники".


Материальная культура пермяков хорошо изучена по памятникам родановской археологической культуры 9-15 веков. Необходимо только отметить, что при раскопках Чердыни и Искора известные пермские археологи В.А. Оборин и П.А. Корчагин нашли в большом количестве московские монеты Василия Тёмного и Ивана III. В 2003 году на Троицком городище в Чердыни был найден массивный серебренный перстень орнаментированный в подражание монетам Ивана III. Здесь же археолог Павел Корчагин обнаружил монету с тамгой в виде буквы "М", изготовленную с нарушением русской монетной технологии, которую с огромной осторожностью можно отнести к удельному пермскому чекану. Кроме монет, на родановских памятниках найдены привозные булгарские, русские и татарские вещи и керамика, наличие которых свидетельствует, скорее всего, о начавшемся расслоении пермского общества. Привозных вещей найдено много, но не достаточно, чтобы утверждать о создании здесь булгарских или русских факторий.


Тем не менее пермские князья поддерживали очень тесные отношения с князьями (эмирами) Волжской Болгарии, а позже — с Казанским царством. Известно, что несколько обедневших татарских мурз с их воинами-соплеменниками находились на военной службе у чердынских князей и для них на границе Перми Великой был устроен стан, прозванный в народе "Татарское Селище". В 15 веке Пермь Великая не была какой-то очень далекой страной. Дастаточно отметить, что пермские князья несколько раз были в Москве и в Казани. От Чердыни до Москвы их путь занимал не более двух недель.


Чердынские князья приняли герб Волжской Болгарии — изображение барса. Печать пермских князей с изображением барса присутствует на Больших печатях Московских Великих князей и русских царей под названием "Печать пермская". Только в результате упорядочивания земельной и дворянской геральдики при царе Алексее Михайловиче гербом Пермским стал медведь, несущий на себе книгу и Святое Евангелие, а барс стал гербом российских дворян князей Великопермских.


В вассальной зависимости от Чердынского окса (князя) находились и мелкие пермские и вогульские князья, но они не всегда подчинялись воле Великопермского князя, периодически враждовали с ним и даже осаждали Чердынь. Великопермские князья вели дипломатию лавирования между Новгородом и Москвой, Москвой и Казанью, и всеми средствами старались сохранить свой суверенитет. Московские князья зарились на богатые пермские земли и разными путями стремились прибрать их к своим рукам. В советской историографии это интереснейший период Пермской истории называли "борьбой за централизованное русское государство" и "добровольным присоединением к сильному русскому государству отсталых народов".


Создано : 15/09/2007 : 4:07 PM
Обновлено : 30/04/2012 : 10:44 AM
Категория :
Страница просмотрена 6074 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:


Комментарий №1 

ilya 12/02/2008 : 7:46 PM

Очень качественно и интересно сделаны все главы об истории края. Спасибо автору. Остается мечтать о рабочих ссылках нааприведенную в конце литературу!


free counters


^ Наверх ^