Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 9

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.58.75

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Афанасий, Архиепископ Пермский и Соликамский

Афанасий (в миру — Александр Григорьевич Кудюк, 18.02.1927 - 1.05.2002)

Афанасий (в миру — Александр Григорьевич Кудюк, 18.02.1927 - 1.05.2002) — Архиепископ Пермский и Соликамский, видный иерарх Русской Православной Церкви. Кандидат богословских наук.




Высокопреосвященный архиепископ Афанасий родился 18 февраля 1927 г. в Красном Селе Бельского района Белостокской области в семье крестьянина. С ранних детских лет он приобщался к тяжелому сельскому труду, находя главное утешение в Церкви. Важную роль в формировании его личности сыграла мудрость простого народа. Не случайно на протяжении многих лет Владыка собирал духовные стихи и песни, многие из которых он услышал еще в начале своего жизненного пути. Навсегда запомнились Александру и уроки его матери, которая утверждала в душе мальчика благоговейное отношение к святыне, бережное отношение ко всему, что дается трудом.


В 1945 году его родители со всем семейством переселились на жительство в г. Слоним, Гродненской области. В том же году по достижении восемнадцати лет Александр покинул родной дом и стал послушником Успенского Жировицкого монастыря. Стремясь к духовному образованию, юноша уже через год в 1946 году поступил в Московскую Духовную семинарию, открытую в Новодевичьем монастыре вскоре после войны. Пережив вместе с Духовной школой все трудности возрождения и становления, Александр окончил ее в 1948 году. Затем переехал в Троице-Сергиеву Лавру, под покров Преподобного Сергия, куда были переведены Московские Духовные школы. Это было время благоприятное для Церкви — после многолетних запретов были сделаны некоторые послабления, в том числе открыты Духовные учебные заведения.


За семинарией последовали четыре года обучения в Московской Духовной академии, по окончании которой Александр получил степень кандидата богословия за сочинение по кафедре древней церковной истории «Египетское монашество в IV веке, по творениям великих подвижников Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого и по Лавсаику». В 1952 году он был назначен преподавателем Церковного Устава в Московской Духовной семинарии и заведующим библиотекой МДАиС. Любовь к книгам Владыка пронес через всю жизнь. За свое многолетнее служение он собрал обширную личную библиотеку.


В 1950 году, еще будучи студентом второго курса академии, юноша избрал "узкий путь" преображения души — путь монашества, приняв иноческий постриг с именем Афанасий, в честь святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. В том же году в день Святой Троицы Блаженнейшим Патриархом Румынским Юстинианом, находившимся тогда в Троице-Сергиевой Лавре, инок Афанасий был рукоположен во иеродиакона. В июне 1952 года в день Святой Троицы митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов, † 1956) у раки Преподобного Сергия совершил его иерейскую хиротонию — рукоположил в сан иеромонаха.


В 1955 году, после трех лет послушания в Духовной школе, Указом Святейшего Патриарха Алексия иеромонах Афанасий был отправлен на служение в Ташкентскую епархию, где в течение года был секретарем Ташкентского епископа и служил священником в Ташкентском Успенском кафедральном соборе.


В 1956 году иеромонах Афанасий вернулся в родной Жировицкий монастырь. Здесь он возобновил преподавательскую деятельность, на этот раз в Минской Духовной семинарии. В 1958 году возведен в сан архимандрита и направлен в г. Алма-Ату, где трудился секретарем Епархиального управления и настоятелем Свято-Никольского кафедрального собора. И вновь возвращение в Белоруссию, где отец Афанасий получил богатый опыт служения на православных приходах. Здесь ему было суждено испытать на себе многие тяготы хрущевских гонений на Церковь. Он, замечательный проповедник, довольствовался служением на самых бедных сельских приходах. Вероучительным, мудрым, благочестивым, отзывчивым — таким знают его прихожане. С 1961 года, в течение девятнадцати лет, вплоть до рукоположения во епископа Пинского, будущий Владыка служил на приходах Минской епархии, окормляя многочисленную паству. Не забывал он и свой родной Жировицкий монастырь, где с июля 1978 г.нёс послушание благочинного.


30 августа 1980 года в Свято-Духовском кафедральном соборе в Минске после всенощного бдения митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (позднее — Святейший Патриарх Московский и всея Руси), митрополит Минский и Белорусский Филарет, Патриарший Экзарх Западной Европы (позднее — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии), архиепископ Смоленский и Вяземский Феодосий (позднее — митрополит Омский и Тарский), епископ Виленский и Литовский Викторин (Беляев, † 1990) совершили наречение архимандрита Афанасия (Кудюка) во епископа. В своем слове при наречении будущий Владыка обратился к архипастырям: "Вашими святыми молитвами помогите мне быть строгим прежде всего к самому себе, соболезнующим о других и всегда страшиться, как бы не оскорбить Духа Божия каким-либо грехом, влекущим за собою отступление благодати, дабы и я мог услышать в час Великого Суда Божия всеми желанный глас Его: добрый и верный раб!.. войди в радость Господина твоего (Мф. 25, 21).


Свою речь он закончил молитвой: "Боже Великий и Милостивый! Благодарю Тебя за то, что Ты уязвил мое сердце любовию к Тебе и соделал служителем Твоего алтаря. Благодарю Тебя за то, что Ты, невзирая на множество моих грехов, не только не отдаляешь меня от Своего Лица, но и доверяешь мне высшее служение в Церкви, соделывая меня одним из стражей ее. Исаия, пророк Твой, когда видел Тебя сидящим на престоле высоком и превознесенном, сокрушался о своей греховной нечистоте. И я сокрушаюсь о ней и молюсь: очисти и меня, Господи, и освяти для служения Тебе. Пошли в сердце мое пламень веры, чтобы он очистил и освятил мое сердце и освящал мой путь. Умножь во мне дар молитвы. Даруй мне быть не только возвестителем Твоего закона, но и первым исполнителем его, чтобы, призывая других ко спасению, наследовать и мне вечную жизнь, вечное спасение в Царстве Твоем. Аминь".


На следующий день за Божественной литургией Преосвященные архиереи, участвовавшие в наречении, совершили хиротонию архимандрита Афанасия во епископа Пинского, викария Минской епархии, где Владыка прослужил четыре года.


На Пермскую кафедру епископ Афанасий был назначен в апреле 1984 года. В то время в епархии был всего сорок один приход. За годы правления Владыки их число возросло в пять раз, возродилось и стало развиваться монашество — были открыты одиннадцать иноческих обителей, которые стали центрами духовного просвещения.


Владыка Афанасий принадлежал к тому поколению пастырей, которое на своих плечах вынесло тяготы новых антицерковных гонений, воздвигнутых атеистическим режимом уже в середине XX века. Служение Владыки на Пермской кафедре совпало с не менее сложным "перестроечным" периодом, когда страна очнулась от духовного забвения, а перед Церковью встала задача восстановления порушенного: и храмов, и веры в душах людей.


В 1993 году Владыка Афанасий открыл в епархии пастырские курсы, которые ежегодно заканчивают 30-35 человек. Этим частично была решена проблема нехватки священников для новых приходов. Не забывал архипастырь и о духовном образовании мирян. В течение многих лет Владыка собирал и изучал опыт святых отцов, подвижников благочестия, обобщал и свой духовный опыт - для наставления и просвещения паствы. Изданные Пермским архиереем брошюры духовно-нравственного содержания, серии сборников душеполезного и назидательного чтения: "Собеседник православного христианина", руководства в помощь пастырям и в назидание пасомым, сборники духовных стихов стали широко известными православному читателю и любимы далеко за пределами Пермской епархии.


25 февраля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий возвел епископа Пермского и Соликамского Афанасия в сан архиепископа. В следующем году Владыка Афанасий встречал на Пермской земле Первосвятителя Русской Православной Церкви, который приехал разделить со своей пермской паствой радость празднования 600-летия памяти святителя Стефана Великопермского. Святейший Патриарх отметил позитивные изменения в духовной жизни епархии.


2 июля 1998 года на Белой горе состоялось прославление первых пермских новомучеников: епископа Соликамского Феофана (Ильменского, † 1918) и архимандрита Варлаама с белогорской братией. Прославление совершил архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий в сослужении правящих архиереев соседних епархий — Екатеринбургской и Сыктывкарской и собора духовенства, а также при огромном стечении верующих.


В следующем, юбилейном для епархии году (отмечалось ее 200-летие), к лику новомучеников был причислен и архиепископ Пермский и Соликамский Андроник (Никольский, † 1918).


В августе 1998 года при участии архиепископа Афанасия был создан Межконфессиональный консультативный комитет Пермской области, который поставил своей задачей обеспечение мира и согласия между конфессиями, а также координацию сотрудничества традиционных религий и органов светской власти в социальной сфере.


Заслугой Владыки Афанасия является заключение в 1995 года соглашения с Управлением внутренних дел Пермской области о сотрудничестве ГУИН и Пермского Епархиального управления в оказании духовной помощи заключенным. Архиепископ Афанасий входил в попечительский совет контрольно-ревизионного фонда уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции. За прошедшие годы на территориях многих исправительных учреждений были открыты молельные комнаты, началось строительство храмов. Колонии были взяты пермским духовенством на попечение.


Тщанием Владыки была налажена связь с подразделениями Пермского гарнизона. Стало традицией проведение ежегодных патриотических Свято-Иннокентиевских крестных ходов из Перми в поселок Звездный, к воинскому храму Ракетной дивизии. Был освящен храм святой великомученицы Варвары при Пермском военном институте Ракетных войск, где последние два года действует факультет православной культуры.


18 февраля 2002 года архиепископу Афанасию исполнилось 75 лет. Согласно Уставу Русской Православной Церкви он подал прошение о почислении за штат, которое в заседании 13 марта 2002 года было Священным Синодом удовлетворено. Многолетнее служение архиепископа Афанасия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви. В 1980 году к празднику Св. Пасхи награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени. 25 января 1987 года награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского 2-й степени.


Он являлся автором большого числа статей по истории древнего монашества, сочинений апологетического содержания, пастырских поучений, проповедей, которые появлялись в свет даже во время гонений на Церковь. В Пермской епархии по инициативе Владыки Афанасия началась активная издательская деятельность: выходят в свет журналы «Благовестник Пермской епархии», «Собеседник православного христианина», альманах «Святоотечество», газета «Православная Пермь», сборники духовно-назидательного чтения «Катехизаторские беседы», «Православная Церковь свидетельствует», антисектантские брошюры, антологии духовных стихов для детей и взрослых. Архиепископ Афанасий был редактором-составителем и автором многих изданий.


Владыка Афанасий был поистине отцом своей многочисленной паствы. Он был прост и доступен. Всякому оказывал Владыка сердечное участие, и никто не уходил от него неутешенным...


В последние годы своей жизни архиепископ Афанасий страдал болезнью ног — передвигался с трудом, но разум по-прежнему имел светлый и деятельный, не оставлял служения до последнего дня — 13 апреля 2002 года, когда его постиг удар. В больнице он каждый день причащался Святых Христовых Таин. Архиепископ Афанасий тихо отошел ко Господу 1 мая 2002 года в час ночи.


4 мая, в Великую Субботу, многие верующие пришли в Свято-Троицкий кафедральный собор, чтобы проводить в последний путь своего доброго архипастыря. Чин архиерейского отпевания был совершен после Божественной литургии и длился почти три часа. У гроба Владыки — духовного отца и дорогого архипастыря — выстроился собор священнослужителей в белых праздничных ризах и монашествующих в черных мантиях и клобуках — плоды благодатного служения архиепископа Афанасия на Пермской земле. Почти всех этих людей он некогда рукополагал во священство или постригал в иночество, и теперь они духовный оплот Пермского края. После отпевания гроб с телом архиепископа Афанасия обнесли крестным ходом вокруг Свято-Троицкого кафедрального собора. Владыку похоронили прямо за алтарной апсидой, в одном ряду с прежде почившими архиереями.


В связи с кончиной Владыки Афанасия в адрес Преосвященного Иринарха, епископа Пермского и Соликамского, клира и паствы Пермской епархии пришло много соболезнований. Свою скорбь и сочувствие выразили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, который отметил, что "многообразные ревностные труды известного архипастыря нашей Церкви на ниве церковного служения и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей", а также правящие архиереи многих епархий Русской Православной Церкви, представители иных конфессий. Соболезнования направили губернатор Пермской области Юрий Трутнев и глава города Перми Аркадий Каменев.


Публикации:


  1. Радость Воскресения // Журнал Московской Патриархии. — М., 1951. — № 5.
  2. Египетское монашество в IV веке по творениям великих подвижников: Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого и по Лавсаику. — Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1952. — 125 с. (Кандидатское сочинение).
  3. Монашество // "Церковный вестник" (Варшава). — 1955. — № 1.
  4. "Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять" // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — №1.
  5. Лествица нравственного восхождения или христианских добродетелей. // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — №1.
  6. Сретение Господне // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 2.
  7. Пост в православной церкви // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 2.
  8. Приготовительные дни к Великому посту // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 3.
  9. Великий пост или св. Четыредесятница // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 3.
  10. Светлое Христово Воскресение Пасха Христова // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 5.
  11. Преподобные Антоний и Пахомий, великие отцы монашества IV века // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 6-7.
  12. Преподобный Макарий Египетский и скитское монашество // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 7.
  13. Нравственно-подвижническое учение свв. Антония, Пахомия и Макария Великих // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 8.
  14. O почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. — М., 1956. — № 8.
  15. Общие черты жизни подвижников IV века. // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 9. 14. Значение древнего монашества в церкви Христовой // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 10-11.
  16. Рождество Христово // "Церковный вестник" (Варшава). — 1956. — № 12.
  17. Муки апостольские и их творения // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 2-3.
  18. Праздник Крещения Господня или Богоявление // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 1.
  19. О Библии // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 1.
  20. Св. Климент, епископ Римский и его творения // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 2-3.
  21. Размышления христианина в спасительные великопостные дни // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 2-3.
  22. Размышления христианина в светлые пасхальные дни // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 4.
  23. Св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский и его творения // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 4.
  24. О церковном общенародном пении // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 5.
  25. Св. Поликарп Смирнский и его творения // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 6.
  26. Значение церковно-славянского языка для православного богослужения // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 6.
  27. Объяснение последования Божественной литургии // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 7-9, 11.
  28. Правило веры // "Церковный вестник" (Варшава). — 1957. — № 12.
  29. Жизнь по уставу Церкви // "Церковный вестник" (Варшава). — 1958. — № 1-2.
  30. Иисус Христос, как идеал нравственного совершенства // "Церковный вестник" (Варшава). — 1958. — № 3.
  31. Размышления в дни Страстной седмицы и св. Пасхи // "Церковный вестник" (Варшава). — 1958. — № 4-5.
  32. Правила молитвенного поведения в храме Божием // "Церковный вестник" (Варшава). — 1958. — № 4-5.
  33. Преосвященническая молитва Христа Спасителя, как образец молитвы пастыря // "Церковный вестник" (Варшава). — 1958. — № 10-11.
  34. Напоминание пастырю // "Церковный вестник" (Варшава). — 1959. — № 3-4.
  35. Внебогослужебная беседа в день памяти святителя и Чудотворца Николая // "Церковный вестник" (Варшава). — 1959. — № 5-6.
  36. Хула на Духа Святого // "Церковный вестник" (Варшава). — 1959. — № 7.
  37. Причащение св. Таин Христовых // "Церковный вестник" (Варшава). — 1960. — № 3-4.
  38. О молитве Господней // "Церковный вестник" (Варшава). — 1960. — № 7.
  39. К празднику Успения Божией Матери // "Церковный вестник" (Варшава). — 1960. — № 8.
  40. Христос рождается — славите! // "Церковный вестник" (Варшава). — 1960. — № 12.
  41. О церковно-богослужебном пении. // "Церковный вестник" (Варшава). — 1961. — № 6.
  42. Об уставности богослужения. // "Церковный вестник" (Варшава). — 1961. — № 6.
  43. Высокопреосвященный архиепископ Ермоген (Голубев): (Некролог) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1978. — № 11. — С. 21.
  44. Праздник в Жировицком Успенском монастыре. // Журнал Московской Патриархии. — М., 1978. — № 10. — С. 10.
  45. Речь при наречении во епископа Пинского // Журнал Московской Патриархии. — М., 1980. — № 11. — С. 8.
  46. Слово на Пассии // Журнал Московской Патриархии. — М., 1985. — № 3. — С. 39.
  47. Воцерковление. — Пермь, 1990.
  48. Поучения по чинопоследованию Божественной Литургии. — Пермь, 1990.
  49. Из пастырских собеседований и обзор содержания правил Вселенских Соборов. — Пермь, 1991.
  50. Мысли о истинной христианской жизни и о нашем единстве во свете учения Христова. — Пермь, 1991.
  51. Сб. духовно-назидательного чтения правосл. христианина во дни Великого Поста. — Пермь, 1992.
  52. Из последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его всеславное Воскресение на небо. — Пермь, 1993.
  53. Вопросы веры и жизни // Сб. апологет. статей и заметок. — Пермь, 1994.
  54. В похвалу Богоматери / Сост. еп. Афанасий. — Пермь, 1994. 2 ч.
  55. Автобиография // Православная Пермь. — 1999. — № 11 (ноябрь). — С. 2.
  56. Пособие православным миссионерам Пермской епархии. — Пермь, 1999.

Источники:


  • Вяткин В. Жизнь, отданная Церкви // Вести с Урала. — 1999. — Июль. — № 7 (12).
  • Скончался Архиепископ Афанасий // Православная газета (Екатеринбург). — 2002. — 2 мая.
  • Из жизни епархий: Пермская епархия (юбилей архипастыря) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1987. — № 10. — С. 33.
  • Наречение и хиротония архимандрита Афанасия (Кудюка) во епископа Пинского // Журнал Московской Патриархии. — М., 1980. — № 11. — С. 8-12.
  • Архиепископ Афанасий (Кудюк) // Журнал Московской Патриархии. — М., 2004. — № 11. — С. 36-40.


Создано : 31/07/2009 : 3:19 PM
Обновлено : 31/07/2009 : 3:19 PM
Категория :
Страница просмотрена 382 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^