Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 309

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 25

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.224.4.231

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Иоасаф, Епископ Пермский и Соликамский

Иоасаф (в миру — Овсянников Василий Семенович, 01.01.1904 – 02.04.1982).

Иоасаф (в миру — Овсянников Василий Семенович, 01.01.1904 – 02.04.1982) — Епископ Пермский и Соликамский, позднее — Архиепископ Ростовский и Новочеркасский, видный иерарх Русской Православной Церкви. Кандидат богословских наук.




Высокопреосвященный архиепископ Иоасаф родился 1 января 1904 г. в семье рабочего в Белгороде. Рос в Старом Осколе. Рано лишился отца и матери.


"— Шестилетним сиротою остался я после смерти своих родителей", — вспоминал сам отец Иоасаф в речи при наречении во епископа. — "Совершенно посторонняя добрая женщина приютила меня, и, сама глубоко верующая, она и меня с малых лет приучила молиться Богу и Его святым угодникам. Но с особым благоговением и горячей молитвой она научила меня обращаться к Матери Божией. И я всю свою жизнь, особенно в трудные ее моменты, а их у меня было немало, чувствовал на себе ласковую и твердую руку Богоматери."


К сожалению, имени доброй женщины, воспитавшей епископа, история не сохранила. Старожилы рассказывают, что жила она в полуподвальном помещении ныне реконструированного здания на углу у Центральной районной больницы. Окошки комнаты были на уровне тротуара. Иногда детвора шалила, стучала в окно и убегала.


Вера Александровна Степанова помнит, что в голодные годы воспитательница Василия Овсянникова даже просила милостыню, сидя у дороги. Вот как бедно они жили. И тем не менее, воспитанник получил образование. Закончил сначала школу-семилетку, а впоследствии учился в Харьковском железнодорожном техникуме, куда он поступил после окончания школы в 1931 году.


Не многие знали, что почивший владыка в годы своей молодости был алтарником у священномученика Онуфрия (Гагалюка). Во время учебы в Харькове он познакомился с епископом Онуфрием, который находился в Харькове на вольном поселении. Однажды в день Ангела Вася Овсянников подошел к Владыке Онуфрию под благословение и получил в подарок конфету. Надо сказать, что Василий не был большим любителем сладостей. Он непременно этот подарок передарил бы кому-то другому, но епископ, вручая конфету, сказал: «Только скушай сам!». Вася развернул фантик и обнаружил внутри деньги. Их хватило на покупку брюк и рубашки, в которых так нуждался сирота.


Когда в 1929 году была учреждена Старооскольская епархия, и в город прибыл владыка Онуфрий, Василий и несколько других ребят удостоились великой чести прислуживать ему в алтаре Богоявленского собора. Естественно, общение со святым подвижником еще сильнее укрепило его в вере христианской, открыто исповедовать которую стало уже небезопасно.


После ареста владыки Онуфрия Василий некоторое время работал чертежником в Геолого-разведовательном техникуме. Затем взял расчет и куда-то уехал.


5 января 1937 года, 32-х лет от роду, архиепископом Александром (Петровским) он был пострижен в монашество с именем Иоасаф в честь святителя Белгородского Иоасафа, которого он глубоко чтил. На следующий день, 6 января, Василий был посвящен во чтеца и иподиакона.


14 января 1943 года епископом Вениамином (Новицким) рукоположен во иеродиакона, а 15 января — во иеромонаха и назначен священником Преображенского собора в Харькове. В 1944 г. он вступил в число братии Свято-Успенской Почаевской Лавры.


"— Большим счастьем для меня было пребывание в великой обители Матери Божией — Почаевской Лавре, обстановка и дух которой оказали значительное влияние на духовное мое возрастание", — рассказывал владыка Иоасаф, подводя итоги этому периоду своей жизни. — "Затем я был переведен в число братии Кременецкого монастыря, а в 1950 году назначен его настоятелем".


В 1951 году архиепископом Львовским Макарием возведен в сан игумена. В том же году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой был принят в Ленинградскую духовную академию.


С 1953 г. игумен Иоасаф служит вторым священником кафедрального собора г. Полтавы. В 1955 году архиепископ Ермоген пригласил его в Ташкентскую Епархию. И там о. Иоасаф служит сначала священником Воскресенского собора в г. Фрунзе, а с 1959 года — священником в Успенском кафедральном соборе в г. Ташкенте. В 1961 году назначен ключарем того же собора.


В 1964 году, ко дню Святой Пасхи, игумен Иоасаф был возведен в сан архимандрита. Будущий владыка к этому времени заочно окончил Ленинградскую Духовную Семинарию и затем Академию. 15 мая 1966 года удостоен звания кандидата богословия за курсовое сочинение «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, и его религиозно-нравственные воззрения». Возможно, это сочинение еще храниться в архивах Санкт-Петербургской духовной академии...


С конца 1966 г. начинается путь его архиерейского служения. 30 октября 1966 года в Сергиевском Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Пермского и Соликамского. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Первый, митрополиты: Крутицкий и Коломенский Пимен, Ленинградский и Ладожский Никодим; архиепископы: Таллинский и Эстонский Алексий, Ташкентский и Среднеазиатский Гавриил и епископы: Аргентинский и Южноамериканский Никодим, Волоколамский Питирим, Зарайский Ювеналий. Двоим из архиереев (митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену и архиепископу Таллиннскому и Эстонскому Алексию) позднее суждено было стать патриархами.


Служение архиепископа Иоасафа на земле Пермской проходило с 1966 по 1973 годы. Это редкий случай советской эпохи, когда епископ служит на Урале семь лет, начиная с двадцатых и по девяностые годы минувшего столетия. В этом регионе епископы служили два или три года. Непонимание, переходящее в ненависть и злобу, вызывала монашеская сторона в жизни епископа. Несмотря ни на какие гнусные способы травли, клеветы, владыко Иоасаф находил силы в келейной и богослужебной молитвах и шел на крестоношение, ведя за собою многих.


Архиепископ в основу своего служения полагал богослужение и молитву. Невзирая на немощи, владыка посещал дальние и ближние приходы просторной Пермской епархии. В храме при архиерейском доме собирались все, находившиеся под духовным руководством владыки. Создавалась атмосфера одной духовной семьи. Когда дом попал под снос и владыке выделили государственную квартиру, он каждый день бывал на строительстве нового архиерейского дома, в котором он заботливо, с любовью устроил Крестовый храм. Многие монахини и миряне из соседней Свердловской области стремились побывать тогда у епископа Пермского и Соликамского Иоасафа. Верующие небольшими группами, дабы не привлекать внимание властей, направлялись в Пермскую епархию — помолиться за богослужениями владыки и получить наставление. Даже после перевода владыки на Ростовскую кафедру уральцы поддерживали духовные отношения с ним, получая духовное руководство.


Положение верующих в уральских епархиях — Пермской и Свердловской было особенно нелегким в силу того, что Урал до недавнего времени представлял собою закрытую военно - промышленную зону с соответствующей повышенной бдительностью аппарата местной власти. Отправляясь на прием к уполномоченному по делам религий Пермской области, архиепископ молился всю ночь.


Владыка приютил в Перми нескольких монахинь, оставшихся без келий и проживания — они несли послушание в просфорне, при архиерейском доме, в Свято - Троицком кафедральном соборе.


С 1973 года (с 1977 — в сане архиепископа) нёс он святительское служение в Ростовской и Новочеркасской епархии, постоянно испытывая давление со стороны властей. Здесь и завершил он свой жизненный путь 2 апреля 1982 года.


По своей любви к Божией Матери владыка Иоасаф, по молитвам Пречистой Владычицы, сподобился редкостной и дивной кончины. Великим Постом 1982 г., в канун Субботы Акафиста — на утрени праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, Владыка, в полном архиерейском облачении, вместе с соборным духовенством вышел из алтаря для чтения акафиста Похвалы Божией Матери. По завершении первой статии Владыка вместе со всеми приложился в алтаре ко Святому Престолу. Обменявшись с настоятелем собора несколькими словами о дальнейшем порядке службы, присел отдохнуть в кресло на своем обычном архиерейском месте. Когда наступило время для чтения второй статии акафиста, священники обратились к сидящему Владыке со словами: "Владыко, пора выходить". Но ответа не последовало: душа боголюбивого владыки Иоасафа, по молитвам Царицы Небесной, славила Божию Матерь уже в ином уделе.


"Высокой молитвенностью, любвеобильной простотой и доступностью он заслужил искреннюю любовь и уважение паствы", — вспоминал секретарь Ростовского епархиального управления протоиерей Василий Загреба, которому досталась печальная обязанность — произнести прощальное слово над гробом почившего архипастыря. — "Невзирая на немощи, особенно в последние годы, Владыка Иоасаф посещал как ближние, так и дальние приходы, совершал в них богослужения и проповедовал. Главной заботой он считал пополнение числа епархиального клира". За годы его деятельности все приходы Ростовской епархии были обеспечены священниками.


Скорбная весть о кончине Владыки быстро облетела всю епархию. 4 апреля 1982 года (это был воскресный день) после вечернего богослужения у гроба архипастыря совершил панихиду владыка Никодим (Руснак), ныне митрополит Харьковский и Богодуховский. Именно ему было поручено усыновить овдовевшую ростовскую паству. Нельзя в связи с этим не отметить два факта. Владыка Никодим в октябре 1966 года участвовал в рукоположении архимандрита Иоасафа (Овсянникова), а в начале девяностых был одним из главных инициаторов прославления священномученика Онуфрия, святого наставника юного Василия Овсянникова. Отпевание архиепископа Иоасафа было совершено 5 апреля в кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Совершили отпевание архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим и епископ Омский и Тюменский Максим в сослужении множества клириков из Ростовской и других епархий.


Блаженнопочивший архиепископ Иоасаф был похоронен близ восточной стены Ростовского кафедрального собора. Надгробные слова произнесли архиепископ Никодим и епископ Максим.


И хотя в Перми нет могилы этого архипастыря, но добрая память о нем еще живет в сердцах многих уральцев — и священнослужителей, и богомольцев, и тех, кто под мудрым водительством владыки пошел монашеским путем служения Господу.


Иеромонах Иосиф (Гачегов), который подвизается в Свято-Духовом Виленском монастыре, недавно завершил работу над монографией "Благоговея перед Тайной... Образ архиепископа Ростовского и Новочеркасского Иоасафа (Овсянникова, 1904–1982)", посвященной духовному образу архиепископа Иоасафа (Овсянникова), архипастыря Русской Православной Церкви, служение которого выпало на атеистическую эпоху недавнего прошлого, человека удивительной доброты, своеобразно строящего взаимоотношения с представителями светской власти. Работа над монографией началась в 1999 году, когда автор предпринимал попытки сбора сведений и воспоминаний очевидцев. В течение трех лет во время поездок в Пермь ему удалось подготовить первоначальный вариант, посвященный образу владыки Иоасафа. В 2002 году вышел в свет сборник материалов "Под благодатным Покровом Матери Божией", в котором помимо авторского текста были помещены воспоминания митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима, настоятельниц ряда женских монастырей, простых жителей Прикамья — всех их объединяло тесное и глубокое духовное общение со святителем. В том же 2002 году была издана измененная и дополненная вторая версия сборника.


Продолжая работу над монографией, чему в немалой степени способствовало обучение в государственном университете в России, которое было успешно завершено, отец Иосиф под руководством откликнувшихся и заинтересовавшихся его идеей светских профессоров значительно пополнил имеющийся материал, систематизировал его. Цель исследования — представить духовный образ архиепископа Иоасафа (Овсянникова), проследив этапы становления личности святителя в контексте жизненных испытаний. Автор акцентирует внимание на том, что все происходящие в жизни владыки события духовно укрепили его религиозное мировоззрение, воспитав присущее его образу такое качество его религиозного опыта, как благоговение перед Тайной Всевышнего, Его непостижимым и спасительным Промыслом, что стало возможным только благодаря следованию святоотеческой сентенции: на пути к Богу всегда стоит человек.


В монографии помимо основного текста приводится список приложений с публикацией интересных документов, редких фотографий.


Работа над монографией стала для автора очередным этапом в подготовке диссертации, посвященной Русской Православной Церкви во второй половине ХХ века, и воспринимается отцом Иосифом как часть монашеского послушания.


Публикации:


  1. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, и его религиозно-нравственные воззрения. (Кандидатское сочинение).
  2. Речь при наречении во епископа Пермского и Соликамского // Журнал Московской Патриархии. — М., 1966. — № 12. — C. 26-28.

Источники:


  • Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Пермскому Иоасафу [(Овсянникову)] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1966. — № 12. — С. 21-22.
  • Загреба Василий, протоиерей. Высокопреосвященный Иоасаф, архиепископ Ростовский и Новочеркасский [некролог] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1982. — № 8. — С. 15-16.
  • Из жизни епархий: Пермская епархия // Журнал Московской Патриархии. — М., 1967. — № 1. — С. 41-42.
  • Иосиф, иеромонах Под благодатным покровом Матери Божией. К 20-летию со дня блаженной кончины Архиепископа Пермского и Соликамского Иоасафа (Овсянникова) // Православная газета (Екатеринбург). — 2002. — №11 (188).
  • Наречение и хиротония архимандрита Иоасафа (Овсянникова) во епископа Пермского и Соликамского // Журнал Московской Патриархии. — М., 1966. — № 12. — С. 26-30.


Создано : 07/08/2009 : 2:10 PM
Обновлено : 07/08/2009 : 2:10 PM
Категория :
Страница просмотрена 2428 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^