Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 10

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.58.75

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Сергий, Архиепископ Пермский и Соликамский

Сергий (в миру — Сергей Иванович Ларин, 11.03.1908–12.09.1967).

Сергий (в миру — Сергей Иванович Ларин, 11.03.1908–12.09.1967) — Архиепископ Пермский и Соликамский, позднее — Архиепископ Ярославский и Ростовский. Магистр богословия. В прошлом видный обновленческий епископ.




Высокопреосвященный архиепископ Сергий родился 11 марта 1908 года в Санкт-Петербурге, в семье рабочего типографии Государственного банка. Окончил 6 классов средней школы: с 1915 года обучался в 5-ой Петроградской гимназии, которую окончил как 37-ю Советскую школу II-й ступени в 1925 году.


В 1922-1923 годах уклонился в обновленческий раскол и с сентября 1923 года по январь 1924 года служил псаломщиком в Николо-Богоявленском обновленческом соборе в Петрограде. С 1925 года — иподиакон и псаломщик в Казанском кафедральном обновленческом соборе в Петрограде. В 1926 году рукоположен в сан диакона.


Женился в 1927 году.


В 1930 году рукоположен в сан иерея, священствовал в Скорбященской (что на Стеклянном) и других церквах г. Ленинграда. В этом же году окончил Богословский обновленческий институт в городе Ленинграде. Прослушал курс лекций в Историческом лектории при историко-филологическом факультете Ленинградского университета.


В 1933 году, разведясь с женой, постригся в монашество и был принят в число братии Тихвинского монастыря в Ленинградской области (под юрисдикцией обновленцев). Член и секретарь Тихвинского викариального управления.


Проживал в с. Халтурино Волховского района Ленинградской области. 25 декабря 1933 года был арестован ОГПУ и в 1934 году был приговорён к 3 годам заключения в лагере условно.


В 1934 году — настоятель единоверческой (обновленческой юрисдикции) Петропавловской церкви на Волковстрое в Ленинградской области.


В 1935 году исполнял обязанности настоятеля обновленческойцеркви св. вмч. Целителя Пантелеимона в Ленинграде (Пантелеимоновская ул. – ул. Пестеля, 2а). Тогда же вновь арестован и осужден по подложному обвинению в даче взятки к трем годам заключения. Отбывал срок в Дмитровлаге в Московской области. Досрочно освобожден в 1937.


В 1937 году служил в обновленческой церкви Пимена Великого.


В конце 1938 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Воскресенского кафедрального обновленческого соборв в Сокольниках в Москве и являлся благочинным обновленческих церквей г. Москвы.


11 октября 1941 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Звенигородского, второго викария Московской епархии. Чин хиротонии во епископа совершали: Первоиерарх-митрополит Александр (Введенский), митрополит Виталий (Введенский) и другие.


У М.В. Шкаровского так излагаются обстоятельства «первой» обновленческой хиротонии владыки Сергия: «В октябрьские дни (1941 г.) тяжелейших боев под Москвой, когда не исключалась сдача столицы, Александр Введенский («лжемитрополит» — обновленческий первоиерарх) был вызван в отдел эвакуации Московского городского совета, и там генерал безопасности сообщил, что митрополита Александра с семьей и митрополита Виталия (Введенского) — другой обновленческий иерарх) в ближайшее время эвакуируют в Оренбург. «Там, в глубоком тылу, вам будет удобнее управлять церковью», — вежливо заключил разговор генерал. Все возражения Введенского были отвергнуты. На указания полной невозможности оставить Москву без обновленческого архиерея генерал предложил рукоположить молодого архимандрита, служившего настоятелем Воскресенского собора в Сокольниках Сергея (Ларина)».


С 8 мая 1942 года исполнял обязанности председателя Московского епархиального управления, а затем был временно управляющий Московской епархией.


Епископ Звенигородский Сергий (Ларин) в 1943 г. вступил в тайные переговоры с Киевским митрополитом Николаем (Ярушевичем) об условиях, на которых могут быть воссоединены обновленцы. Сергий готов был пожертвовать Александром Введенским, чтобы обновленческие священнослужители воссоединились в сущем сане, хотя и с запрещением женатых епископов. Об этих переговорах стало известно самозванному первоиерарху, и он перевел Сергия (Ларина) из Москвы в Ташкент. С 5 мая 1943 года — он епископ Ташкентский и Среднеазиатский. Но и здесь, на Ташкентской кафедре епископ Сергий не оставил своей мысли о воссоединении с Православной Церковью. В конце 1943 года Александр Введенский получил потрясшие его сообщения, что Среднеазиатская епархия признала Патриарха Сергия (Страгородского), «в связи с чем поминовение Вашего имени за богослужением нами прекращено».


Епископ Ташкентский и Среднеазиатский Сергий (Ларин) 27 декабря 1943 года, после пребывания в течение 18 лет в обновленческом расколе, принёс покаяние и был присоединен мирянином (назвавшись монахом) и тут же заново был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В качестве священнослужителя был направлен в Молотовскую епархию.


Согласно "Записи беседы Председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г.Г. Карпова с патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским) по вопросам деятельности Московской патриархии", 11 января 1944 года патриарх Сергий спросил тов. Карпова, возможно ли в будущем, и не ранее Пасхи, назначение Сергея Ларина на епископскую кафедру, ныне направленного в качестве священнослужителя в Молотовскую епархию. Тов. Карпов заявил, что, если патриархия будет считать возможным восстановление Ларина в сане епископа, со стороны Совета возражений не будет.


С марта 1944 года — третий священник Ильинской церкви г. Загорска, Московской области.


14 августа 1944 года в храме бывшего Михайловского монастыря в г. Киеве, по окончании вечерни, было совершено наречение иеромонаха Сергия во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии. На следующий день, 15 августа, во Владимирском соборе г. Киева была совершена его хиротония. Чин хиротонии совершали митрополит Киевский Иоанн (Соколов), архиепископ Днепропетровский Андрей (Комаров) и епископ Житомирский Антоний (Кротевич).


28 ноября 1944 года епископ Сергий был награжден советским правительством медалью «За оборону Москвы».


В 1945 году временно управлял Одесской епархией, оставаясь епископом Кировоградским. В феврале 1945 года командирован во главе делегации Патриархии в Югославию.


В 1946 году назначен епископом Одесским и Кировоградским. В этом же году переименован в епископа Херсонского и Одесского. В феврале 1946 года вторично командирован в Югославию по вопросам Православной Церкви в Чехословакии, передача которой была осуществлена в юрисдикцию Московской Патриархии. В ноябре 1946 года встречал в г. Яссы (Румыния) и сопровождал Патриарха Никодима в Москву и обратно в Яссы.


После освобождения Одессы власти первое время оставили храмы открытыми. Слишком сильно Великая Отечественная война всколыхнула сердца людей. С 1944 года временно управляющий Одесской епархией, а с 1946 года и правящий архиерей епархии епископ Сергий (Ларин) много сделал для налаживания церковной жизни после изгнания оккупантов. В 1947 году награжден советским правительством медалью "За доблестный труд во время Великой Отечественной войны".


С 30 октября 1947 года — епископ Ростовский и Таганрогский.


С 24 февраля 1948 года переименован титул на епископа Ростовского и Новочеркасского. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по вопросам предложенных Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь; б) Экуменическое движение и Православная Церковь; в) Об англиканской церковной иерархии; г) о церковном календаре.


С 19 октября 1949 года освобожден от управления Одесской епархией и временно, на время болезни епископа Александра, назначен управляющим Житомирской епархией. С декабря 1949 года утвержден епископом Житомирским и Овручским.


С 17 мата 1950 года назначен епископом Гродненским и Брестским.


1 февраля 1951 года уволен на покой, согласно прошению.


С 1 апреля 1952 года утвержден епископом Тульским и Белевским.


С 9 февраля 1954 года назначен епископом Астраханским и Сталинградским. Согласно епархиальным историкам, в Астрахани владыка Сергий вел жизнь изысканного аристократа. Его стремление прослыть за большого барина, стало по своей сути маниакально-болезненным состоянием. Бесконечные охоты, балы, пикники, резиденция, забитая севрскими сервизами и столовым серебром. Архиерейские обеды, проходившие с необычайной помпезностью, — все это сопровождало владыку Сергия в Астрахани. Рассказывали даже, что при посещении бедных сельских приходов владыка требовал от их настоятелей, чтобы на столе были только серебряные ножи, ложки и вилки. В то же время вся эта помпезность придавала необычайный внешний блеск во время богослужения, о торжественности и стройности которых владыка особо заботился. Все священнослужители во время архиерейских служб вели себя строго и чинно, можно сказать «ходили по струнке». Служил владыка не часто, но зато всякий раз поражал своих прихожан новыми пышными облачениями. А.И. Кузнецов приводит высказывание владыки Сергия, говорившего что «настоящий уважающий себя князь Церкви (т. е. архиерей) должен появляться в своем кафедральном соборе не более 3 - 4 раз в год, чтобы народ чувствовал, кого он лицезреет».


Поражал своим внешним пафосом владыка и местные власти. Рассказывали, что когда архиерей отправлялся на прием к Уполномоченному по делам Русской Православной Церкви, то никогда не садился в машину, а шёл пешком, от Покровского собора, по ул. Коммунистической, до здания обкома, а его личный «ЗИМ» следовал тихонько за ним. Вид архиерея в пышной рясе, увешанного правительственными наградами, вызывал у прохожих почтительное чувство. Умел воздействовать владыка и на местные власти относившиеся к нему с большим уважением. Это «воздействие» помогало владыке Сергию чувствовать себя уверенно и отражать всяческие нападки на Церковь и ее священнослужителей, исходивших от враждебно настроенных к Церкви людей.


Период 50-х годов ещё нёс на себе печать послевоенной «оттепели» во взаимоотношениях между государством и Церковью, хотя начинало чувствоваться и заметное охлаждение. Но несмотря на это охлаждение, владыка Сергий твердо удерживал прежние позиции и не позволял кому бы то ни было попирать святыню. Ему нельзя было отказать в несомненной твердости при защите церковных интересов, что тогда отличало уже не очень многих архиереев. В то время стала распространяться известная практика очернения духовенства, когда священников под предлогами исполнения различных треб приглашали на дом, а там устраивали различные провокации. Известны случаи, когда духовенство обвинялось в различных преступлениях «морального характера». Так, например, служивший в то время в Астрахани известный старец иеромонах Сампсон (Сиверс) был под предлогом причастия больной женщины заманен на квартиру, где эта «больная», по условному знаку, стала кричать, что он ее изнасиловал. Сбежавшиеся «по команде» соседи и милиция составили протокол и отца Сампсона обвинили в преступлении. Только милость Божия спасла старца от тюрьмы, но он был, по настоянию властей, отправлен на «смирение» в Псково-Печерский монастырь. Имея в виду такие случаи, владыка Сергий очень часто с церковного амвона выступал в защиту духовенства, отвечая энергичными «отповедями» на действия провокаторов из церковной среды и на действия провокаторов из стана атеистов. Как бы то ни было, в каждом случае владыка вмешивался и не давал властям доводить дело до суда. Известным нападкам в то время подвергался архимандрит Сергий (Гаврилов), бывший настоятель Покровского собора с 1957 по 1959 год. Он еще раньше, будучи наместником Псково-Печерского монастыря (1954—1956 гг.), подвергался преследованию властей, пробыв год на «смирении» в Глинской пустыни. В Астрахани его тоже не оставляли в покое, но благодаря защите владыки Сергия архимандрит Сергий продолжал служить. Лишь после перевода из Астрахани епископа Сергия, местные власти сфабриковали на архимандрита Сергия компромат и арестовали его — суд был громким и о. Сергий (Гаврилов) был осужден на 4 года.


Во время управления епископа Сергия Астраханскою епархией произошло два знаменательных исторических события.


С 16 по 19 мая 1958 года в город-герой Сталинград прибыли делегации албанской и чехословацкой Православных Церквей во главе с их предстоятелями митрополитами Паисием и Иоанном. Целью их визита было осмотреть поля сражений Сталинграда и поклониться могилам защитников города-героя. Высоких гостей встречали епископ Астраханский и Сталинградский Сергий, настоятель Астраханского Покровского собора протоиерей Евгений Смирнов, настоятель Сталинградского Казанского собора протоиерей Дмитрий Днепровский и представители астраханского и сталинградского духовенства. В ходе визита было совершено совместное архиерейское служение в Казанском кафедральном соборе г. Сталинграда, был осмотрен храм в честь Св. великомученика Никиты в Новой Отраде (Южная часть Сталинграда), а так же место ожесточенных боев русского воинства с фашистскими оккупантами на Мамаевом кургане и легендарный дом Павлова. От лица всего астраханского и сталинградского духовенства владыка Сергий вручил дорогим гостям иконы: митрополиту Паисию — икону Спасителя, епископу Гиростратскому Дамиану — икону Казанской Божией Матери, а митрополиту Иоанну — икону Божией Матери «Одигитрии».


В этом же 1958 году произошло еще одно знаменательное событие. 25 октября в субботу в городе Астрахани состоялось празднование, посвященное 400-летию со дня основания этого города, которое сопровождалось не только светскими торжествами, но и торжествами церковными. Это было великое торжество, и оно стало последним в преддверии начинающихся страшных хрущевских гонений на Церковь.


27 июля 1959 года последовал указ Св. Синода о перемещении епископа Астраханского и Сталинградского Сергия на Омскую и Тюменскую кафедру. В то же время от Астраханской епархии отделялась Сталинградская, присоединяемая к епархии Саратовской. Астраханская епархия вновь вернулась к своим старым границам и своему старому наименованию Астраханская и Енотаевская.


30 марта 1961 года удостоен степени кандидата богословия за работу об обновленческом расколе.


3 апреля 1961 года Св. Синод под председательством Патриарха Алексия постановил назначить епископа Сергия Пермским и Соликамским с возведением его в сан архиепископа.


Архиепископ Василий (Кривошеин) так описывает свою встречу с архиепископом Пермским и Соликамским:

" — красочная личность, бывший обновленческий епископ, принятый в Патриаршую Церковь как простой монах и только потом вновь возведенный во епископы. Это был человек с крупными коммунистическими связями, но, тем не менее, независимый и осведомленный... Более часа мы с ним провели в интереснейшей беседе с глазу на глаз. Владыка Сергий с большой откровенностью стал рассказывать о происходящем в России, как за последние годы усилились гонения на Церковь, о массовом закрытии храмов, о насилиях, арестах и т.д. "Кто же главный виновник этих гонений?" — спросил я. "Хрущев, — категорически ответил архиепископ Сергий. — Это всецело его дело".


И тут же он самым резким образом начал критиковать Хрущева не только за его антицерковную политику, но и за все его управление. Затем он продолжил: "Я знаю, благодаря моим связям, что против него — всеобщее недовольство и даже в высших сферах. Так долго продолжаться не может. Должна быть перемена". Помню, как я был поражен смелостью, с которой "советский" архиерей высказывается о главе советского правительства, это был единственный случай такого рода, с которым мне пришлось вообще сталкиваться".


С 10 октября 1962 года — архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Средней Европы, управляющий Пермской епархией.


13 октября 1962 года удостоен степени магистра богословия за работу об обновленческом расколе.


11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.


С 20 мая 1964 года — архиепископ Ярославский и Ростовский.


С 25 мая 1965 года поручено временное управление Вологодской епархией.


С 15 июня 1965 года освобожден от временного управления Вологодской епархией.


Скончался он 12 сентября 1967 года на своей даче в пос. Мамонтовка под Москвой от инфаркта миокарда. Чин погребения совершался в храме во имя Святителя Николая чудотворца в г. Пушкине, Московской области. Владыка был погребен на кладбище пос. Клязьма Пушкинского района Московской обл.


Публикации:


  1. Слово сказанное 7 мая 1945 года за Божественной литургией // Журнал Московской Патриархии. — М., 1945. — № 6. — C. 38.
  2. Несколько слов по поводу раскольничьей деятельности митрополита Анастасия // Журнал Московской Патриархии. — М., 1946. — № 3. — С. 26-31.
  3. Политика гитлеровских оккупантов по религиозным вопросам на временно захваченной территории СССР (рукопись от 1946 года).
  4. Слово в день победы, 9 мая 1945 года // Журнал Московской Патриархии. — М., 1946. — № 4. — С. 25-26.
  5. Православие и гитлеризм. — Одесса 1946-1947 (машинопись).
  6. Слово выголочнен в день Успения Пресвятой Богородицы 28 серпня 1947 года в Мукачево, в монастыре на Чернечей горке // Епархиальный Весник. — 1947. — С. 275-278.
  7. Проповедь в третью годовщину Патриаршества" // Журнал Московской Патриархии. — М., 1948. — № 3. — С. 6 (напечатана не полностью).
  8. Под сенью священного Эмчиадзина // Журнал Московской Патриархии. — М., 1957. — № 12. — С. 68.
  9. Доклад на Всемирном съезде представителей всех религий и церквей в защиту мира в Токио // Журнал Московской Патриархии. — М., 1961. — № 9. — С. 33-41.
  10. Славный юбилей архиепископа Николая (Касаткина) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1961. — № 12. — 22-28.
  11. Himmelfahrtsansprache zur Eroffnung 17. Bachwjche in Greifswald, in: CtdO 1962, 8, 19-21.
  12. Wort zum Tage des Hl. Johannes Chrysostomus, in: CtdO 1962, 11-12 ,71-73.
  13. Die orthodoxe Lehre von der Kirche, in: CtdO 1963, 11, 49-53.
  14. Обновленческий раскол, in: Вестник Экзархата 45(1964), 34-56; 46/47 (1964) 120-153; 48 (1964) 252-257).
  15. Die fortschrittliche Bewegung im russischen Monchtum des 15-16 Jahrhunerts (Thema einer Kandidatendissetation des Jahres 1930), in: CtdO 1964, 1, 37-42, 2, 32-38.
  16. Die Heilige Tradition und die Heilige Schrift 9 Vortrag), in: CtdO 1964, 4, 13-14.
  17. Predigt am Vorabend der Taufe Christi, in: CtdO 1964, 8 ,22-25.
  18. Predigt zum Fest derVerklarung des Herrn, in: CtdO 1964, 8 ,22-25.
  19. Weihnachtspredigt, in: CtdO 1964, 3 , 8-9.
  20. Die Autokephalie der Grusinischen Kirche und ihre Wiederherstellung, in: CtdO 1966, 3, 39-50; 4, 69-75; 5, 74-79.
  21. Christliche Existenz in der sozialistischen Geselschaft, in: CtdO 1967, 10, 49-53.
  22. Predigt uber Johannes den Taufer, in: CtdO 1967, 1, 30-31.
  23. Die Liturgie der Vorgeweihten Gaben, in: CtdO 1983, 5 ,35-51.
  24. Predigt am Tag der hl. apostelgleichen Lehrer Kyrill und Method, in: CtdO 1983, 6 ,2-8.

Источники:


  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. — М., 1994. — С. 992.
  • Архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Сергий (к назначению Экзархом Средней Европы) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1962. — № 11. — С. 10-11.
  • Василий (Кривошеин), архиепископ. Две встречи. — СПб.: Изд-во "Сатис", 2003. — С. 150-152.
  • Государственный архив Российский Федерации. — Ф. Р.- 6991. — Oп. 1. — Д. 4. — Л. 14 - 16.
  • Епархиальная жизнь в текущем году [Ярославская епархия] // Журнал Московской Патриархии. — 1967. — № 10. — С. 13.
  • Летопись церковной жизни: архипастырские труды [епископ Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин)] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1957. — № 1. — С. 21.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Т.6. — Erlangen, 1979-1989.
  • Назначения и перемещения архиереев [епископ Ростовский Сергий освобожден от управления епархией и назначен (на время болезни епископа Александра) управляющим Житомирской епархией] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1949. — № 11. — С. 4.
  • Назначения и увольнения архиереев [епископа б. Ростовского Сергия (Ларин) назначить епископом Житомирским и Овручским] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1950. — № 1. — С. 9.
  • Назначения на архиерейские кафедры [наречение и хиротония иеромонаха Сергия (Ларина) во епископа Кировоградского] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1944. — № 9. — С. 7.
  • Перемещения архиереев [епископ Житомирский Сергий назначен епископом Гродненским и Брестским] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1950. — № 4. — С. 5.
  • Перемещения, назначения архиереев [епископ Херсонский и Одесский Сергий назначен епископом Ростовским и Таганрогским] // // Журнал Московской Патриархии. — М., 1947. — № 11. — С. 4, 6.
  • Постановления Священного Синода [1954.02.09: епископ Тульский Сергий назначен епископом Астраханским и Сталинградским] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1954. — № 3. — С. 6.
  • Одинцов М.И. Русские патриархи XX века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. — М., 1999. — С. 305-308.
  • Санкт-Петербургский мартиролог. — СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. — С. 24.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие.. — СПб., 1999. — С. 7.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. — СПб., 2002. — С. 24.
  • [Сообщение о кончине архиепископа Ярославского и Ростовского Сергия] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1967. — № 10. — С. 3.
  • Хроника [епископ Кировоградский Сергий утвержден епископом Одесским и Кировоградским] // Журнал Московской Патриархии. — М., 1946. — № 5. — С. 15.
  • Церковное Обновление. — 1925. — № 5-7. — С. 58.


Создано : 10/08/2009 : 4:44 PM
Обновлено : 10/08/2009 : 4:44 PM
Категория :
Страница просмотрена 2440 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^