Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 9

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.58.75

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Глеб, Архиепископ Пермский

Глеб (в миру — Покровский Виталий Никитич, 8.04.1881 - 3.11.1937)

Глеб (в миру — Покровский Виталий Никитич, 8.04.1881 - 3.11.1937) — Архиепископ Пермский. Кандидат богословия.




Высокопреосвященный архиепископ Глеб родился 8 апреля 1881 года на ст. Сходня Московской губернии в семье священника. В 1904 году по окончании Духовной Семинарии рукоположен в сан иерея и с 1904 по 1917 годы служил в с.Тихонова Пустынь Калужской губернии.


В 1917 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1921 году со степенью кандидата богословия.


С 1917 по 1923 годы служил г. Наро-Фоминск Московской губернии.


23 декабря 1923 года хиротонисан Св. Патриархом Тихоном во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии. Временно управляющий Рязанской епархией.


С 5 января 1924 года — епископ Михайловский.


В январе 1924 года стал членом Рязанской епархиальной канцелярии и был причислен к Борисоглебскому собору, который в то время считался кафедральным собором викарного епископа. Характер его проявился сразу: он отказался быть каноническим епископом, которым он был избран 30 марта 1924 года собранием приходского совета без избрания епархиальным собранием. Он был тверд в своем решении, о чем было записано в протоколе собрания приходского совета. Целый год он жил в очень маленькой комнатке, которую ему выделил совет, холодной и неуютной. Устроиться в Рязани приехавшему священнику или другому служителю религиозного культа было сложно. Люди избегали брать к себе таких постояльцев по политическим мотивам. Да и с финансовой стороны это было накладно, так как повышались налоги на домовладельцев. Епископ Глеб долго терпел такое существование и только через год сообщил об этом архиерею. Но не жалоба на быт послужила поводом составления рапорта, а наблюдение за жизнью епархии в течение этого года: "Борисоглебский собор... Церковный совет совершенно бездеятелен и не обращает никакого внимания на мое положение. Живу я в одной комнате и тут же подо мной погреб, чувствую боль в ногах от холода, в течение года никто не подумал спросить, как живу я, обещана мне помощь, но уже 6 мес. ничего не вижу. Один из членов позволил выразиться: "монаху только молиться"; другой: "если ему нужна квартира, сам может искать", третий не давал мне облачение в один из приходов, пришлось потребовать его увольнения". Епископ Глеб приехал в Рязань для служения Церкви, и его волновало отношение членов церковных советов к нуждам Церкви, священства и прихожан. За год жизни в Рязани он сделал интересные наблюдения за епархиальной жизнью. В них он писал, что из церковных советов постепенно стали уходить настоящие помощники Церкви. Отсюда и случалось такое отношение к священнослужителям.


Скорее, епископа Глеба нельзя назвать смиренным и кротким, он был деятельным по натуре и жаждал этой деятельности. Единоначалие архиепископа Бориса, решение им многих вопросов без согласования с представителями священства и местных властей ему не импонировало, однако он всегда подчинялся требованиям архиепископа. Он несколько раз пытался доказать Владыке неправомочность его действий. Например, он считал, что существование канцелярии и епископов без их избрания на епархиальном съезде и без согласования с местной властью несет нарушение существующих законов. Однако, у Архиепископа Бориса было на то свое мнение. Он считал, что в условиях, когда идет вопрос о существовании православия как такового, нельзя идти на компромиссы с властью, которая пытается внести раскол в Церковь через обновленцев. Знаток церковных правил, архиепископ считал, что государство, отделившее от себя Церковь, не имеет права вмешиваться в ее дела. Епископ Глеб подчинялся всем распоряжениям архиепископа, в его отсутствие не только наблюдал за епархиальной жизнью, но и совместно с членами канцелярии проводил политику Владыки, направленную на объединение паствы, борьбу с обновленчеством и расколом Церкви. Когда Владыка отсутствовал, епископ вел с ним переписку. По строкам сохранившегося письма можно судить о личности самого епископа Глеба, чуткости его к пастве: "Диакон Василий Скормилин голодает с семьей, часто я помогаю вносить налог ему, церковный совет обещался платить за квартиру, но делает это неисправно. Купцы прихожане — помощники только на словах". Епископ Глеб изучил жизнь всех храмов Рязани, знал, чем дышат прихожане и причт церковный: "Воскресенская церковь. Прот. о.Сергий Соколов весьма уважаемый пастырь в городе, пользуется популярностью как проповедник и прекрасный священнослужитель, добросовестный помощник по делам епархиальной канцелярии... Ильинская церковь. Наст. свящ.Павел Свистов не проповедует, регент Леонов обратил храм в концертный зал..." "Троицкий храм. Причт благоговейно совершает богослужение, с строгим уставом, проповедуют, прекрасный хор, регент изменил свой гордый нрав, он скорее нервный человек, очень добросовестно относится к своим обязанностям. Всегда, когда я служу в Троицком храме, умиляюсь прекрасным пением, храм содержится в чистоте... Не будет ли возможным Вашему Преосвященству разрешить мне здесь совершать богослужение, а в соборе в двунадесятые праздники и местночтимые. Здесь я найду для себя сносную квартиру и некоторый покой. Церковный совет охотно соглашается сделать для меня все необходимое. Здесь хорошо организованы вечерние беседы, и я мог бы всегда принимать в них участие".


С 4 апреля 1925 года епархией не управлял. До 27 сентября 1925 года проживал с семьёй, которая в 1925 году состояла из отца (1853 г.р.), матери (1858 г.р.), брата Василия (секретаря отдела народного образования г. Рязани) и сестры Надежды, в г. Рязани на ул. Трубежная, д. 26.


27 сентября 1925 года был арестован. До этого этого ареста привлекался к суду за "оскорбление словом", но был освобожден по амнистии.


11 июня 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР рассмотрено групповое "дело о нелегальном религиозном к/р сообществе под руководством архиепископа Бориса (Соколова) и епископа Глеба (Покровского), Рязань, 1926 г." Осуждён по обвинению "антисоветская агитация, участие в нелегальном контрреволюционном религиозном сообществе" по ст.62, 69, 72, 122 УК РСФСР. Приговорен к трем годам заключения.


С 27 сентября 1925 года находился в заключении в тюрьме №1 в г. Рязани. В 1926 году был переведён в Соловецкий лагерь особого назначения. В лагере был каптером на Петр-озере. В июле 1926 года принимал участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов). Был освобожден с лишением права проживания на 3 года в Москве, Ленинграде, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, Киеве, Рязани, Рязанских округах и губернии.


С 8 июля 1932 года — епископ Соликамский, викарий Пермской епархии.


С 16 июня 1933 года — епископ Пермский. 9 июля 1934 года возведен в сан архиепископа.


С 2 апреля 1935 года временно управляющий Свердловской епархией. 2 октября того же года арестован в составе группы из 19 человек. 31 марта 1936 года постановлением Специальной коллегии Свердловского областного суда в г. Перми приговорен к десяти годам лишения свободы за контрреволюционную агитацию. 28 октября 1937 года, во время отбытия срока заключения в Мариинских лагерях, постановлением Тройки УНКВД по Новосибирской области приговорен к высшей мере.


Расстрелян 3 ноября 1937 года.


Реабилитирован в 1992 году.


Публикации:



Источники:


  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях / Сост. М.Е. Губонин. — М., 1994. — С. 970.
  • ГА РФ. — Ф. 6343. — Оп. 1. — Д. 263. — Л. 78.
  • Их страданиями очистится Русь. — М.: Издательство Имени Святителя Игнатия Ставропольского, 1996. — С.108.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митрополит Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Т.2. — Erlangen, 1979-1989. — С. 355.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. Ч. 1. — М., 1994. — С. 168.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. Ч. 2. — М., 1994. — С. 128.
  • Простите, звезды Господни: Исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь? / Сост. В.А. Королев. — Фрязино: Содружество Православный паломник, 1999. — С.135-159, 162-163.
  • Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. — СПб., 1994. — С.133 (Исторические сборники. 2).
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. — М., 1997. — С.116, 251, 733.
  • Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. — Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. — С. 136.


Создано : 21/08/2009 : 5:28 PM
Обновлено : 21/08/2009 : 5:28 PM
Категория :
Страница просмотрена 42 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^