Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 314

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 23

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.248.78

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Борис, епископ, временно управляющий Пермской Епархией

Борис (в миру — Шипулин Владимир Павлович, 27.12.1876 - 23.12.1938)

Борис (в миру — Шипулин Владимир Павлович, 27.12.1876 - 23.12.1938) — Епископ Киренский, викарий Иркутской Епархии, временно управляющий Пермской Епархией, в последствии — архиепископ Ташкентский. Кандидат богословия.




Высокопреосвященный архиепископ Борис родился 27 декабря 1874 года в городе Вельске, Вологодской губернии (ныне Вельский район Архангельской области) в семье священника. В 1886 году окончил начальную школу.


В 1896 году окончил Вологодское духовное училище (Вологодская Духовная Семинария).


В 1900 году по окончании Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия определен помощником инспектора той же академии и пострижен в монашество. 14 января 1901 года рукоположен во иеродиакона, а 31 марта — во иеромонаха.


6 сентября 1902 года назначен инспектором Курской духовной семинарии.


В 1904 году переведен на должность ректора Псковской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита.


В 1905 году перемещен на должность синодального ризничего и настоятеля Синодальной Двунадесяти Апостолов церкви в Московском Кремле.


В 1906 году назначен настоятелем ставропигиального Новоспасского монастыря, где пробыл до 1909 года. Благодаря его усилиям в Новоспасском монастыре были отремонтированы Знаменский, Преображенский и Екатерининский храмы, Покровский собор, братский корпус, заново отделаны Сергиевская церковь, колокольня и святые врата. Он многое сделал для восстановления монастырской жизни, упорядочения богослужения, организовал беседы с прихожанами.


30 октября 1906 года назначен благочинным ставропигиальных монастырей. 3 марта 1909 года в Новоспасском монастыре под его председательством состоялось собрание настоятелей всех ставропигиальных монастырей, на котором обсуждалось состояние монастырских школ для послушников. В соответствии с принятыми на собрании решениями многие закрытые ранее школы были восстановлены, в тех, где проводились занятия, был наведен порядок.


16 сентября 1909 года назначен ректором Московской духовной семинарии.


24 июня 1912 года был хиротонисан во епископа Винницкого, второго викария Подольской епархии. Хиротония совершалась в Москве в храме Христа Спасителя. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский свт. Владимир (Богоявленский) в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Алексия, бывшего Тверского, епископов: Василия Можайского, Анастасия Серпуховского, Федора Волоколамского и др., пребывающих в Москве архипастырей.


14 февраля 1914 года назначен епископом Балтским, вторым викарием той же Подольской епархии. На этой кафедре пробыл до 1915 года.


12 февраля 1915 года назначен епископом Чебоксарским, вторым викарием Казанской епархии. Будучи на этой кафедре, состоял настоятелем Казанского Кизичского третьеклассного необщежительского монастыря.


В 1917-1918 годах был участником Священного Собора Архипастырей Православной Российской Церкви в качестве заместителя митрополита Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого).


В сентябре 1918 года митрополит Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), епископ Борис (Шипулин), а также многие другие казанские священнослужители покинули Казань вместе с отступавшими войсками белочехов. 24 декабря того же года епископ Борис участвовал в отпевании архиепископа Иркутского и Верхоленского Иоанна (Смирнова) в Иркутском Вознесенском монастыре. Вскоре Временным церковным управлением Сибири, действовавшим при белых, епископ Борис (Шипулин) был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии.


В марте 1919 года ему дополнительно было поручено временное управление Пермской епархией. Совершая поездку по Пермской епархии, посетил Белогорский во имя свт. Николая монастырь, а также Серафимо-Алексеевский скит, где ему рассказали о зверском убиении красноармейцами многих насельников.


В 1920 году остался в Иркутске, занятом красными. Летом 1920 года освятил храм в с. Улан-Горхон Иркутской епархии. В начале 1921 года власти закрыли Иркутский Вознесенский монастырь, настоятелем которого он являлся, в присутствии епископа были кощунственно вскрыты мощи Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого).


Указом свт. Патриарха Тихона в конце 1921 года был назначен епископом Уфимским и Мензелинским. На кафедру прибыл из Иркутска в конце февраля — в начале марта 1922 года.


18-19 октября 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, был арестован в Уфе. Следствие проходило в Перми, т.к. власти опасались, что верующие Уфы окажут поддержку своему архиерею. Доказать его участие в сопротивлении изъятию не удалось, а отпускать архипастыря властям не хотелось, и тогда 19 января 1923 года Пермский окружной суд обвинил его в "моральной и материальной поддержке правительства Колчака" и приговорил к 7 годам принудительных работ с заключением в Пермском исправдоме. В результате амнистии срок был сокращен до 2 лет с зачётом предварительного заключения. Владыка провел в тюрьме год, по освобождении из которой, согласно Постановлению свт. Патриарха Тихона от 21 января 1924 года, должен был вернуться к управлению Уфимской епархией, однако вскоре (не позднее февраля — начала марта) он был сослан в Харьков или непосредственно из Перми, или из Уфы после кратковременного пребывания на кафедре.


В 1924 году в нескольких обновленческих изданиях было опубликовано "Заявление во ВЦИК еп. Бориса Харьковского" от 6 ноября, в котором Владыка писал о своем "отмежевании" от Патриарха Тихона и присоединении к обновленчеству. Но уже в начале 1925 года, согласно тем же изданиям обновленцев, епископ Борис был "опять с Тихоном".


1 марта 1926 года вместе с несколькими украинскими архиереями, во главе которых стоял Прилукский епископ Василий (Зеленцов), епископ Борис, временно управлявший Каменец-Подольской епархией, поддержал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в его противостоянии раскольнической деятельности Екатеринбургского архиепископа Григория (Яцковского).


В 1927 году возведен в сан архиепископа.


С 27 сентября 1927 года — архиепископ Тульский до конца этого года.


С конца 1927 года по 1934 год епархией не управлял, т.к. в октябре 1927 года был арестован по обвинению "в активной работе по объединению всех церковных ориентаций для организованной борьбы с советской властью", приговорен к 3 годам с последующим 3-годичным запретом проживания в центральных городах, отбывал наказание в Соловецком лагере.


В 1934 году назначен архиепископом Тобольским, но в управление не вступал из-за противодействия властей.


С 21 мая 1935 года назначен архиепископом Томским, а 9 июня того же года освобожден от управления Томской епархией из-за противодействия властей.


В январе 1936 года был назначен архиепископом Олонецким, но в управление епархией не вступал из-за противодействия властей.


В феврале 1936 года, после кончины митрополита Арсения (Стадницкого), Ташкентская и Туркестанская епархия была разделена на Казахстанскую и Среднеазиатскую. 26 февраля 1936 года находящийся в ссылке в Ташкенте архиепископ Борис был назначен на Среднеазиатскую кафедру и служил в часовне "Всех скорбящих Радость" на городском кладбище в Ташкенте. По воспоминаниям православных жителей Ташкента, владыка Борис "несмотря на запреты властей, открыто и всюду, где появлялся, проповедовал народу Слово Божие. В личном быту отличался не просто неприхотливостью, а нищетой. Часто погружался в глубокую печаль, из глаз его потоками лились слезы, и на все вопросы в такие минуты отвечал: "Да простят меня, мерзкого, Бог и Патриарх Тихон". Ходил он в ветхом подряснике, босиком в любую непогоду, питался только хлебом и водой, носил вериги, в присутствии неверующих юродствовал. Владыка был прозорлив, читал мысли людей, отвечал на наши вопросы прежде, чем мы их задавали, а наедине каждому говорил о самом сокровенном... Паства горячо любила его и восхищалась им".


В конце 1936 года, согласно завещанию митрополита сщмч. Петра (Полянского), права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя перешли к митрополиту Сергию (Страгородскому). Сохранилось письмо неизвестного автора к архиепископу Борису, в котором разъяснялась ситуация, сложившаяся вокруг перехода Местоблюстительства к митрополиту Сергию. Это письмо Владыка переслал Алма-Атинскому епископу Тихону (Шарапову) в качестве приложения к своему письму, в котором поддержал переход высшей церковной власти к митрополиту Сергию и благодарил епископа Тихона за присланную ему форму поминовения Местоблюстителя.


В мае 1937 года архиепископ Борис был вызван в ГПУ на встречу с обновленческим Ташкентским "митрополитом" Иоанном (Звёздкиным), во время которой ему предложили присоединиться к обновленцам и стать "митрополитом всей Средней Азии". Владыка отказался.


24 июля 1937 года он был арестован по обвинению в "монархической агитации среди церковников, высказывании недовольства советской властью и ее политикой, контрреволюционных клеветнических взглядах о внутреннем экономическом положении СССР". Был заключен во внутреннюю тюрьму УГБ НКВД УзССР. В ходе следствия архиепископу инкриминировали также создание контрреволюционного церковного центра, в который входили 2 священника, служивших в кладбищенской часовне, 3 мирянина, а также архимандрит Валентин (Ляхоцкий) и епископ исп. Лука (Войно-Ясенецкий). По делу были арестованы 58 человек. Все обвиняемые признали себя виновными, кроме епископа Луки, ложные показания на которого в т.ч. дал и архиепископ Борис.


К ноябрю 1937 года следствие установило "членство" архиепископа Бориса в рядах английской разведки, и 7 февраля 1938 года он был приговорен тройкой НКВД УзССР к расстрелу. Расстрелян 23 февраля 1938 года в застенках внутренней тюрьмы УГБ НКВД УзССР в Ташкенте.


Публикации:



Источники:


  • Вяткин В.В. Величие и трагедия Уральского Афона: История Белогорского монастыря. — Пермь, 1996. — С. 109-112.
  • Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., т. 1. — С. 95.
  • Заявление во ВЦИК архиеп. Бориса Харьковского о признании своих прежних ошибок и об окончательном отмежевании от Патриарха Тихона // Церковное обновление. — 1924. — № 19-20. — С. 83.
  • Марущак В., протодиак. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). — М., 1997. — С. 43-48.
  • Нечаев М.Г. Красный террор и Церковь на Урале. — Пермь, 1992. — С. 11, 14.
  • Резникова И. Православие на Соловках. — СПб., 1994. — С. 122.
  • Судебный процесс еп. Бориса // Звезда (Пермь). — 1923. — 21 января.
  • Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine: von 1917 bis 1945. — Koln, 1953. — S. 17, 102, 117.


Создано : 10/09/2009 : 3:55 PM
Обновлено : 10/09/2009 : 3:55 PM
Категория :
Страница просмотрена 2247 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^