Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 13

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.225.15.88

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Священномученик Андроник, Архиепископ Пермский и Кунгурский

Священномученик Андроник (в миру — Владимир Александрович Никольский, 1.08.1870 - 20.06.1918).

Священномученик Андроник (в миру — Владимир Александрович Никольский, 1.08.1870 - 20.06.1918) — Архиепископ Пермский и Кунгурский. Ревнитель православия, подвижник, Почитатель Богоматери и ее иконы "Знамение". Кандидат богословия. Причислен к лику святых Архиерейским Собором 2000 г.




Священномученик Андроник родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии.


В 1885 году окончил Угличское духовное училище. В 1891 году окончил Ярославскую духовную семинарию и в 1895 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Во время обучения в академии 1 августа 1893 года принял иноческий сан с именем Андроника. О годах учёбы он писал впоследствии: "... учась в семинарии (Ярославской) и академии (Московской), за учебный год я обычно уставал до изнеможения, тем более, что кроме своего учебного дела приходилось, по бедности родителя, иметь даже по три учебника на своем наблюдении, чтобы тем получать необходимые на свое обучение средства. Летом же я обычно все время был в полевых работах — косил, убирал сено, боронил и пр. Поднимались на покос с часу ночи, а ложились редко раньше 10 вечера..."


По окончании академии в 1895 году был рукоположен в сан иеромонаха и назначен помощником инспектора Кутаисской духовной семинарии, а в следующем году преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской семинарии в г. Ардоне.


В 1897 году о. Андроник назначается членом Российской православной миссии в Японии. Начальником миссии был епископ Николай (Касаткин), помощником — находящийся в Японии с 1890 года архимандрит Сергий (Страгородский) впоследствии патриарх Московский. С архимандритом Сергием и священником Петром Исикива о. Андроник совершил поездку по северным японским приходам, знакомясь с местным духовенством, учил японский язык, переписывался с ректором Казанской Духовной Академии Антонием (А. П. Храповицким), впоследствии архиепископом Харьковским и Ахтырским, а позднее — митрополитом и одним из трех кандидатов на Патриарший престол.


Из-за ухудшения здоровья, вызванного трудностями акклиматизации, а также после получения известия о смерти отца был вынужден вернуться в Россию. В начале 1899 года назначен ректором Александровской семинарии с возведением в сан архимандрита. С 1901 года был ректором Уфимской духовной семинарии. Свои впечатления о Японии опубликовал в Уфимских епархиальных ведомостях в 1904 - 1905 годах под названием "Миссионерский год в Японии".


5 ноября 1906 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником начальника Русской Духовной Миссии в Японии. Хиротонию совершали митрополиты: С.-Петербургский Антоний, Московский Владимир, Киевский Флавиан и целый ряд святителей. Служба в Японии не была легкой, так как там столкнулись интересы православных, англиканских, католических и баптистских миссионеров.


В июле 1907 года епископ Андроник был уволен на покой, а в октябре того же года командирован в Холм для замещения епископа Евлогия во время сессии Государственной думы.


14 марта 1908 года епископ Андроник был назначен епископом Тихвинским, первым викарием Новгородской епархии.


В марте 1913 года епископ Андроник переведен епископом Омским и Павлодарским.


В конце июля 1914 года назначен епископом Пермским и Соликамским. 18 августа 1914 года епископ Андроник вступил в управление епархией и уже на следующий день принимал посетителей, совершил панихиду по епископу Иоанну (Алексееву), с которым был связан личной дружбой. 20-го августа преосвященный Андроник предложил Пермскому духовенству обсудить вопрос об участии духовенства и церквей "в нуждах военного времени". 24 августа 1914 года был учрежден Епархиальный попечительный совет, главной целью которого была забота о помощи раненым "на поле брани воинам и их семействам". Председателем совета был избран законоучитель Пермской мужской гимназии имени императора Александра I Благословенного протоиерей П. Черняев, Епархиальный попечительный совет тут же распорядился об ежемесячных денежных отчислениях от протоиереев и священников по 3 рубля, от дьяконов по 2 рубля и от псаломщиков по 1 рублю на создание лазаретов для раненых воинов. Через несколько дней заведующий Белогорским подворьем в Перми иеромонах Макарий доложил епископу Андронику об устройстве в гостинице подворья лазарета на 15 - 20 мест. 29-го августа по инициативе Андроника в Перми состоялся "трезвенно-патриотический праздник" — "День милосердия". По городу проводился кружечный сбор на больных и раненых воинов. Было собрано около 5000 рублей. "Трезвенно-патриотические торжества" повторялись 14 мая и 29 августа 1915 года и, как сообщали "Пермские епархиальные ведомости" в номере 16 за 1915 год, были явлением "исключительным по своей обстановке и числу участников".


С 30 августа по 3 сентября 1914 года преосвященный Андроник без свиты, с о. ключарем и келейником побывал в городах Оханске и Осе, селе Елово и в Фаворской Спасо-Преображенской мужской пустыни. Обедал вместе с братией за одним столом.


9 сентября 1914 года епископ Андроник посетил уроки словесности во 2-м, философии в 4-м, и догматического богословия в 5-м классах Пермской духовной семинарии, дотошно осмотрел все помещения. Уже в сентябре 1914 года Пермская духовная семинария предоставила для раненых 9 комнат на 150 человек, кухню и столовую, духовное училище также спальные помещения на 150 человек, второй и третий этаж епархиального женского училища также были превращены в лазарет. Воспитанники семинарии принимали участие в переносе раненых на носилках при приезде в Пермь. Несколько воспитанников 6-го класса записались добровольцами в действующую армию: Пузановский Александр, Знаменский Валериан, Синицын Николай, Троицкий Михаил, Лесников Николай. Несколько позднее еще восемь семинаристов, с согласия родителей, уехали поступать в Виленское военное училище.


С 20 по 29 сентября 1914 года владыка побывал в Кунгуре, Соликамске и попутных селениях. 1 октября 1914 года епископ Андроник присутствовал на открытии коммерческого училища. 20 декабря 1914 года в помещении Пермского научно-промышленного музея состоялось заседание по случаю 25-летия со дня основания музея. В президиуме — епископ Андроник, губернатор действительный статский советник Лозина-Лозинский М. А., вице-губернатор д. с.с. Максимов Н.Н., ректор духовной семинарии архимандрит Пимен, городской голова Рябинин П.А.


В №№ 29-36 "Пермских епархиальных ведомостей" за 1914 год напечатаны "Письма архиерея к иереям", касающиеся различных сторон церковной жизни, взаимодействия церкви и общества. В епархиальной газете публиковались также многочисленные "обращения", "призывы" и "слова" епископа Андроника к духовенству епархии: "о сиротах", "о беженцах", о помощи солдатским семьям, о борьбе с пожарами, о закупке воска у местных пчеловодов для епархиального свечного завода, о расширении зала духовных чтений при Стсфановекой часовне (после реконструкции зал мог вместить до 1000 человек), об излишках овса, которые следует продавать земским скупщикам, а не частным, о занятиях в школах военной гимнастикой, "Об открытии при мужских обителях приютов и устройстве в них работ для увечных воинов", о сборе изделий из цветных металлов, и даже "О скверно-матерном слове". Постоянно в поле зрения преосвященного Андроника тема войны и "внутренние враги" — "... общество преблагодушно мирится с гнусным пьянством и спаиванием, и с внутреннею враждой и смутой для услуги врагу, и с хищнической жадностью торгово-предпринимателей на счет отечественной и народной беды" — пишет епископ Андроник в Пермских епархиальных ведомостях в №30 за 1915 год на стр. 937-938.


8 января 1915 года владыка посетил лазарет для раненых нижних чинов в мужской гимназии имени Александра I Благословенного. 22 февраля 1915 года в зале Братства Св. Стефана епископ Андроник призывал слушателей молиться за то, чтобы в "древнем Царь-Граде, колыбели русского православия, на величественной, магометанской теперь, Ая-Софии вновь засиял святой Крест Христов". 14 и 23 мая 1915 года архипастырь побывал на Саранинском заводе, "гнезде раскола", как писали "Пермские епархиальные ведомости" в №18 за 1915 год на стр. 567.


24 ноября 1915 года, во вторник, епископ Андроник совершил в Петро-Павловском соборе бдение и литургию по случаю храмового праздника и говорил поучение на текст "Блаженны чистые сердцем" (Еванг. Матф., V, 8). 25-го ноября 1915 года владыка посетил Кизел, затем Александровск, а 27 ноября 1915 года совершил литургию в храме Всеволодовильвенского завода. 29 ноября 1915 года в Усолье побывал в церквах Владимирской, Никольской, Кладбищенской, в Преображенской совершил литургию и молебен о даровании победы. С 5 по 19 декабря 1915 года архипастырь находился в Оханском уезде.


Во второй половине декабря 1915 года по инициативе владыки в зале Братства Св. Стефана для учащихся церковно-приходских школ г. Перми состоялся детский праздник "Вифлеемская Звезда — ясли". Программа праздника была повторена 28 декабря для 400 раненых, находящихся на лечении в разных лазаретах г. Перми.


В новогоднем приветствии ко всем православным христианам Пермской епархии на 1916 год архипастырь писал: "Братья-воины, на короткое время появляющиеся среди нас с поля брани, почти с омерзением наблюдают преступное легкомысленное и развеселое житие одних и унылое нытье от пустой праздности других. Но тут идет преступное и подлое хищничество, взяточничество других, спешащих нажиться на народной беде, боящихся потерять такой случай для скорого обогащения" ("Пермские епархиальные ведомости". — 1916. — №1. — С. 2).


В начале января 1916 года преосвященный Андроник побывал в Кунгуре, где на епархиальные средства был открыт приют для детей воинов.


В Пермских епархиальных ведомостях в №1 за 1916 год на стр. 6 было опубликовано следующее объявление: "В канцелярии Императорской Казанской Духовной Академии продается книга — Епископ Андроник. Миссионерский путь в Японию, стр. 1-131. Константинополь, Афины, Рим, Нью-Йорк — наблюдения над церковно-общественной жизнью, описание памятников. Весь доход от продажи книги — в пользу Общества вспомоществовании недостаточным студентам Императорской Казанской Духовной Академии".


26 марта 1916 года епископ Андроник принял участие в похоронах офицера Константина Георгиевича Кобяка, гимназиста-добровольца, скончавшегося от ранения на фронте, и произнёс "Слово".


В июне 1916 года побывал в Белогорском и Гефсиманском монастырях, Фаворской пустыни (повторно), городе Осе, на Рождественском заводе. Свои путевые наблюдения он опубликовал в №28-33 "Пермских епархиальных ведомостей" под названием "Наша церковно-народная жизнь, как она есть. (Размышления епископа после путешествия по епархии)". Многое из того, о чем писал епископ Андроник осенью 1916 года оказалось пророческими словами: "... сама Церковь и от нас — русских — может уйти... И с нами это может быть и даже весьма скоро..." и "... независимо от нашего желания произойдет у нас отделение Церкви от государства, а после того и неизбежное гонение на Церковь не только от безрелигиозного, но и от антихристианского государства...".


В июле 1916 года Пермская епархия была реорганизована, её северной частью стал управлять бывший начальник Урмийской духовной миссии епископ Соликамский Сергий, викарий Пермский; ректор Пермской духовной семинарии архимандрит Пимен (Белоликов) 7 июля 1916 года назначен начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа Салмасского, а епископ Андроник стал именоваться Пермским и Кунгурским. Смотритель Балашовского духовного училища архимандрит Феофан (Ильменский) переведен на должность ректора Пермской духовной семинарии.


7 августа 1916 года с разрешения Св. Синода преосвященный Андроник выехал в Ставку Верховного Главнокомандующего для вручения 101-му Пермскому полку стяга-знамени от населения Пермского края. 12 и 19 августа 1916 года епископ Андроник, член губернского присутствия М.В. Кукаретин, член Государственной Думы, председатель Кунгурской земской управы А.В. Перевощиков, гласный Пермской городской думы П.А. Рябинин были приняты Николаем II в присутствии наследника ("Пермские епархиальные ведомости". — 1916. — №26-27. — С. 642). На обратном пути владыка остановился в Новгороде, где служил литургию вместе с Новгородским архиепископом Арсением (Стадницким), будущим митрополитом и одним из трех кандидатов на Патриарший престол. Принимал участие в трезвенническом молебствии. За четыре дня посетил Антониев, Хутынский, Десятинский, Духов и Зверин монастыри, Никольский собор, Николо-Кочановскую церковь. В Хутынском монастыре служил акафист преподобному Варлааму. Ненадолго за¬ехал в Тихвин, место своей бывшей службы.


В октябре 1916 года архиерей произнёс речь при открытии университета.


В январе 1917 года епископ Соликамский Сергий был назначен на вновь образованную кафедру — епископом Семиреченским и Верненским, викарием Туркестанской епархии, а на его место был назначен ректор Пермской духовной семинарии архимандрит Феофан, председатель епархиального братства трезвости. Чин наречения, а затем и возведения в сан епископа архимандрита Феофана совершали: первенствующий епископ Андроник, епископы Павел Глазовский, Гавриил Барнаульский, Мефодий Петропавловский, Серафим Челябинский при 12 архимандритах, включая Варлаама Белогорского, Хрисанфа Соликамского и Ювеналия Фаворского, протоиереях и иереях и протодьяконе Матвее Попове. Епископу Феофану был вручен посох святого Стефана Пермского ("Пермские епархиальные ведомости". — 1917. — №7-8. — С. 149).


Произошла Февральская революция. Временное правительство было признано Пермским духовенством 8 марта 1917 года. В марте - апреле 1917 года начали появляться органы церковного самоуправления, которые выступали за реорганизацию церковном жизни. В "Пермских епархиальных ведомостях" (№9, за 21 марта 1917 года) напечатан "призыв архипастыря" "К предстоящему Учредительному Собранию ко всему духовенству Пермской епархии", в котором преосвященный Андроник писал: "... в настоящую переходную пору прежде всего надлежит всем иметь полное искреннее подчинение Временному полномочному правительству, к тому же всемерно призывать и все население". В "Архипастырском призыве ко всем русским православным чадам Пермской епархии" он призывал: "... живите мирно, спокойно, строго, не производите никаких бесчинств, насилия, незаконной расправы, не захватывайте чужой земли или собственности, да советуйтесь со своими батюшками... Объединяйтесь скорее, ибо Учредительное Собрание будет очень скоро". Владыку полностью поддержали член Государственной Думы, протоиерей Федор Адриановский в статье "Что нам теперь нужно" и редактор "Пермских епархиальных ведомостей" Николай Иванович Колосов в статье "О современном".


В конце мая - начале июня 1917 года, в рамках подготовки к Поместному собору Русской Православной Церкви, в Перми проходил чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян Пермской епархии. На нем развернулись острые дискуссии по вопросам отделения церкви от государства, о церковной школе, о материальном обеспечении духовенства, о преподавании Закона Божьего и т.д.


9 августа 1917 года преосвященный Андроник, епископ Пермский и Кунгурский, выехал в Москву для участия на Поместном Соборе Всероссийской Православной Церкви. Во временное управление епархией вступил преосвященный Феофан, епископ Соликамский, викарий Пермской епархии. Незадолго до этого, 5-го августа 1917 года А.В. Карташев, обер-прокурор Синода, сменивший В.Н. Львова, стал министром исповеданий, а Россия была объявлена Республикой.


В выступлении перед мотовилихинскими рабочими ("Народ не исключая и большевиков, слушали своего архипастыря с величайшим вниманием") он "... умолял... прекратить вражду, междоусобицу, сплотиться всем воедино, взяться за спасение Родины, которая находится на краю гибели". В статье "Архиепископ Андроник. К духовенству Пермской епархии" с болью пишет о том, что народ "не слышит слова своих духовных отцов и своей духовной власти. Вот и идет и углубляется революционная разруха и разруха веры в нашем Отечестве. Пастырство же трусливо и теплохладно стоит в стороне...". Преосвященный Андроник предложил создать приходские советы — "они должны привлечь прихожан к охране веры, храма, духовенства, церковной и причтовой собственности от посягновения насильников и всякого рода разбойников".


Гонения на Церковь и расправы, закрытие храмов и изъятие церковных ценностей начались с первых дней Советской власти. Советы видели в Церкви своего врага и ее уничтожение сделали своей первостепенной задачей. 23 января 1918 года был обнародован Декрет об отделении церкви от государства. 26 января 1918 года владыка выехал из Перми для участия в заседаниях Поместного Собора. 4 февраля 1918 года в Перми состоялся "небывалый по многолюдству и одушевленности крестный ход по поводу воздвигнутого гонения на церковь. Были произнесены речи. Пелись пасхальные песнопения. Во главе — епископ Феофан. Порядок полный" писали "Пермские епархиальные ведомости" (Пермские епархиальные ведомости. — 1918. — №4-5. — С. 54).


В апреле 1918 года Решением Поместного Собора Русской Православной Церкви был возведен в сан архиепископа.


Весной 1918 года в Перми был создан боевой отряд при штабе партийных дружин. В состав штаба входили: от губкома А.Н. Клыков, от горкома А.А. Калашников, от партийных дружин И. Суслопаров и А. Лоскутов, от губвоенкомата М.Н. Лукоянов. Командиром отряда был избран Сигов Илья Иосифович, член РКПб с марта 1917 года. Отряд находился на казарменном положении и размещался в палатках в саду Пермской духовной семинарии. Отряд проводил облавы, изымал оружие, задерживал "подозрительных лиц", он же подавлял "мятеж", который пыталось поднять пермское духовенство, возглавляемое архиепископом Андроником, организатором антисоветских выступлений духовенства и верующих.


16 июня 1918 года архиепископ Андроник был арестован и после долгих пыток и издевательств был живым закопан в землю помощником начальника милиции Мотовилихинского завода, членом Пермской губчека Жужговым Н.В. В ночь на 20 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми и заставили его рыть себе могилу. Убийцы требовали, чтобы он снял свой запрет на совершение богослужений. Владыка отказался, его заставили копать себе могилу и лечь в неё. После этого чекисты начали забрасывать его землёй, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыри и закопали могилу.


Несколькими днями ранее Жужгов участвовал в "похищении" Великого князя Михаила Александровича Романова и его секретаря Брайана Джонсона. В дневнике великого князя есть такая запись: "... 27/10 апр. - мая... В 5 1/2 Наташа, Джонсон и я отправились в Петро-Павловский собор, где служил пасхальную вечерню архиепископ Андроник — служил он очень хорошо...".


Архиепископ Черниговский Василий, расследовавший обстоятельства гибели архиепископа Андроника, был расстрелян. Вместе с ним были расстреляны и члены комиссии, в которую входил ректор Пермской духовной семинарии архимандрит Матфей.


Священномученик Андроник был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии в 1999. Прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000.


Публикации:


  1. Христос-Искупитель по учению св. отцов Церкви // Странник. — 1896. — Т. 2.
  2. Миссионерский путь в Японию, путь до Константинополя // Православный Собеседник. — 1899. — Февраль. — С. 248-260.
  3. Миссионерский путь в Японию, путь от Константинополя до Афин // Православный Собеседник. — 1899. — Май. — С. 613-624.
  4. Миссионерский путь в Японию, путь от Афин до Рима через Бар-град // Православный Собеседник. — 1899. — Июль-август. — С. 156-176.
  5. Миссионерский путь в Японию, достопримечательности Рима // Православный Собеседник. — 1899. — Июль-август. — С. 156-176.
  6. Миссионерский путь в Японию, путь от Рима до Японии // Православный Собеседник. — 1899. — Ноябрь. — С. 585-614.
  7. Миссионерский путь в Японию. Путь от Америки до Японии // Православный Собеседник. — 1899. — Декабрь. — С. 687-706.
  8. Миссионерский путь в Японию. — Казань, 1899. — 131 с.
  9. Воспоминания его о Преосвященном Николае, миссионере Японии // Православный Собеседник. — 1900. — Октябрь. — С. 427-437.
  10. Христос-Искупитель по учению св. отцов Церкви // Православный Собеседник. — 1902. — Сентябрь. — С. 137.
  11. О проповеди Христа в Японии // Приб. к Церковные Ведомости. — 1903. — № 3. — Стб. 65-69.
  12. Миссионерский год в Японии. (Из дневника). — Вып. 1-2. — Уфа, 1904.
  13. Беседы о Союзе Русского Народа. — Старая Русса, 1909.
  14. Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основания и смысл Царского Самодержавия. — Старая Русса, 1909.
  15. Божественный бисер под сатанинской оболочкой. (Из пастырских наблюдений) // Кормчий. — 1912. — № 20. — С. 239-241.
  16. Размышления епископа // Голос Церкви. — 1913. — Февраль-апрель.
  17. Слово при открытии миссионерских курсов для духовенства Омской, Тобольской и Томской епархий // Церковные Ведомости. — 1913. — № 30. — С. 1363.
  18. Христианское правило жизни для всеобщего счастья // Приб. к Церковные Ведомости. — 1913. — № 49. — С. 2263.
  19. Письма архиерея к иереям // Пермские епархиальные ведомости. — 1914. — №№. 29-36.
  20. Всё для армии // Пермские епархиальные ведомости. — 1915. — № 20. — С. 623.
  21. Письма архиерея к иереям. — Пермь, 1915.
  22. Наша церковно-народная жизнь, как она есть. (Размышления епископа после путешествия по епархии) // Пермские епархиальные ведомости. — 1916. — № 28-33.
  23. Наша церковно-народная жизнь как она есть. (Размышления епископа после путешествия по епархии). Изд. 2-е. — Пермь, 1916.
  24. Церковная школа призывается заготовлять овощи для наших защитников // Пермские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. — 1916. — № 10. — С. 252.
  25. Архипастырский призыв ко всем русским православным чадам Пермской епархии // Пермские епархиальные ведомости. — 1917. — №7-8. — С. 173.
  26. Вниманию духовенства православных прихожан Пермск. епархии // Пермские епархиальные ведомости. — 1917. — №24-25. — С. 96.
  27. Архипастырское настойчивое обращение // Пермские епархиальные ведомости. — 1918. — №1-2. — С. 5.
  28. К духовенству Пермской епархии // Пермские епархиальные ведомости. — 1918. — №3. — С. 23-24.
  29. О Церкви, России / Составитель В. Королев. — Фрязино, 1997.
  30. Творения. Книга I: Статьи и заметки. — Тверь, 2004.
  31. Творения. Книга II. Проповеди, обращения, послания. — Тверь, 2004.
  32. Пишу от избытка скорбящего сердца: Письма о духовной жизни. — М.: Сретенский монастырь, 2007. — 304 с.

Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 44-55 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Адриановский Фёдор, протоиерей. Что нам теперь нужно // Пермские епархиальные ведомости. — 1917. — №12. — С. 203-206.
  • Буранов Ю.А. Судьба Михаила Романова // Вопросы истории. — 1990. — №9. — С. 159.
  • Епископ в заводе Мотовилихе // Пермские епархиальные ведомости. — 1918. — №4-5. — С. 51.
  • Колосов Н.И. О современном // Пермские епархиальные ведомости. — 1917. — №12. — С. 206-211.
  • Революционеры Прикамья. — Пермь, 1966. — С. 586, 783.


Создано : 14/09/2009 : 6:27 PM
Обновлено : 17/10/2009 : 5:16 PM
Категория :
Страница просмотрена 2514 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^