Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 314

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 25

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.248.78

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Владимир, Епископ Пермский и Соликамский

Владимир (в миру — Василий Степанович Никольский, 1.01.1829 - 29.12.1900).

Владимир (в миру — Василий Степанович Никольский, 1.01.1829 - 29.12.1900) — Епископ Пермский и Соликамский, в последствии — епископ Нижегородский и Арзамасский. Духовный писатель, Магистр богословия.




Епископ Владимир родился 1 января 1829 года в семье священника Курской епархии. В 1851 году окончил Курскую духовную семинарию и 23 ноября того же года возведен в сан иерея. Свою пастырскую деятельность начал священником в Херсонской епархии, сначала при Бобринецком соборе, а затем, с 1854 года, при Бердянском соборе, исполняя также должность законоучителя в местных уездных училищах.


В 1857 году овдовел и поступил в число братии архиерейского дома. 21 декабря того же года пострижен в монашество преосв. Дмитрием (Муретовым).


В 1859 году поступил в С.-Петербургскую духовную академию и в 1863 году окончил ее со званием магистра богословия. По окончании академии оставлен в ней для приведения в порядок библиотеки.


2 мая 1867 года возведен в сан архимандрита. 25 мая после хиротонии назначен на должность инспектора в Казанскую духовную академию со званием экстраординарного, а c 1869 года — ординарного профессора богословских наук.


С 10 июля 1869 года — ректор Самарской духовной семинарии.


10 февраля 1875 года Высочайше утвержденным докладом Св. Синода повелено ему быть епископом Брестским, вторым викарием Литовской епархии. 16 марта 1875 года хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии.


С 16 мая 1877 года — епископ Ковенский, первый викарий Литовской епархии.


Высочайше утвержденным 14 мая 1881 года докладом Св. Синода назначен епископом Калужским и Боровским. Пребывая на этой кафедре, он особенное внимание обратил на благоустройство духовно-учебных заведений Калужской епархии. Им устроено общежитие для семинаристов, выстроено новое отличное здание для духовного училища в г. Мещовске. Здание Калужского Духовного училища при нем также была расширено пристройкой к нему особого здания для больницы. Много услуг оказал он для Калужской епархии в деле устройства церковно-приходских школ и борьбы с расколом, довольно сильным в этом крае. В центре раскола, в г. Боровске им учреждено для этой цели Братство Преподобного Пафнутия Воровского. В 1888 году в епархии было присоединено к Православию из среды раскольников 144 человека.


В 1881 году избран Почетным членом Казанской духовной академии.


С 21 мая 1886 года — епископ Пермский и Соликамский. В Пермь прибыл 30 июня. 15 июля епископ Владимир совершил церковное торжество по случаю 900-летия крещения Руси. В июле 1890 года в Перми побывал обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев со своим заместителем и преемником В.К. Саблером.


Владыка старался действовать в Перми по той же программе, что и в Калуге. Он увеличил число церковно-приходских школ и школ грамоты (с 61 до 253), исходатайствовал 30 тысяч рублей на постройку церквей-школ в инородческих приходах Пермской епархии. Усилились и внебогослужебные беседы пастырей с прихожанами. Для успешной борьбы с расколом он организовал центральную миссионерскую противораскольническую библиотеку и шесть подобных библиотек в разных пунктах епархии.


Он предпринял ревизию приходских церквей. При епископе Владимире был реконструирован архиерейский дом, при часовне св. Стефана построено здание двухклассной церковно-приходской и церковно-учительской школы. Расширено здание женского училища, начато строительство женского уездного училища в Соликамске, так как старое не отвечало элементарным нормам санитарии. Были построены две церквно-приходские школы в Соликамском и несколько в Красноуфимском уездах.


Восстановлено епархиальное братство св. Стефана на основании нового устава, усилиями преосвященного Владимиpa средства братства удесятерились. "Пермские епархиальные ведомости" перешли в ведение братства, редактором вместо умершего протоиерея А.М. Лукавила был назначен ректор Духовной Семинарии протоиерей К.М. Добронравов.


7 мая 1892 года назначен епископом Нижегородскии и Арзамасским. 25 мая пермским городским духовенством ему была поднесена панагия, украшенная драгоценными уральскими камнями. 4 июня 1892 года в 10 часов утра на пароходе братьев Каменских "Фёдор" убыл в Нижний Новгород.


С 7 мая 1892 года — епископ Нижегородский и Арзамасский. Был прекрасным преподавателем и хорошим администратором. Как архипастырь неусыпно заботился а благе епархии и особенно об устройстве школ. В 1892 году в епархии было 465 церковных школ; в 1898 году число их достигло 589. К началу 1900 года эта цифра возросла до 610. Увеличились и средства епархиального Училищного совета для содержания школ, улучшился церковно-учительский персонал, библиотеки обогатились учебными книгами и книгами внеклассного чтения и при школах открылись чтения. Быстрый рост церковно-приходских школ в епархии обратил на себя Монаршее внимание, что и выразилось в Высочайшей грамоте и пожалованных епископу Владимиру знаков ордена Св. блгв. князя Александра Невского.


Преосвященный Владыка лично жертвовал материальные средства на сооружение зданий и приобретение земли под школы, а также располагал к посильным пожертвованиям и других. На долю архипастыря выпало нелегкое бремя забот по успешному устройству церковно-школьного отдела на знаменитой Всероссийской выставке 1896 года, проходившей в Нижнем Новгороде.


В дни проведения выставки император Николай II с супругой, императрицей Александрой Федоровной, посетили Нижний Новгород. В первый же день своего пребывания Их Императорские Величества изволили, при колокольном звоне всех церквей, прибыть в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где были встречены епископом Владимиром и высоким духовенством. Когда Их Величества, вступив в собор, заняли места против иконы Спаса Нерукотворного, Преосвященный Владимир обратился к императору с речью. По окончании речи епископа Государь Император с супругой приложились к кресту и были окроплены святой водой; хор пел "Спаси, Господи, люди Твоя". В это время началось молебствие с провозглашением многолетия Их Величествам. По окончании молебствия Преосвященный Владимир преподнес в дар иконы: Государю Императору — икону Спасителя, Государыне Императрице — икону Владимирской (Оранской) Божией Матери. Принимая иконы, Их Величества приложились к ним.


Высокие гости изволили также обозревать святыни собора и посетили нижний храм-усыпальницу, где поклонились праху доблестного гражданина Минина. Преосвященный Владимир, сопровождавший Их Величества, имел счастье объяснить, что гробница в настоящем виде устроена по мысли в Бозе почивающего императора Александра III, который посетил в 1869 году Нижний Новгород, когда еще был Наследником Цесаревичем. Государь Император обратил внимание на икону свв. Козьмы и Дамиана над гробницей Минина: икона эта была также прислана императором Александром III.


Государь Император и Государыня Императрица в эти дни посетили и ярмарочный Спасский собор, где духовенство вышло им навстречу в торжественном облачении, с крестом и святой водой. Из собора Их Величества следовали в коляске на ярмарку…


Одним из видных дел Преосвященного Владимира в Нижнем Новгороде является основание Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского общества, которому архипастырь посвящал немало внимания. Избранный в 1897 году общим собранием в его почетные члены, он способствовал распространению по епархии изданий Православного Палестинского Общества, знакомящих читателей с дорогой сердцу каждого христианина страной — Палестиной. При содействии и руководстве Владыки в Нижнем Новгороде устраивались чтения о Святой земле.


С истинно архипастырской любовью Владыка старался поддерживать миссионерское дело — просвещение инородцев. Находившийся под его председательством Комитет Православного миссионерского общества собрал и препроводил в совет Общества свыше 15 тысяч рублей. Было также укреплено существующее при Комитете "Отделение для миссионерской деятельности в пределах Нижегородской епархии".


В период управления Преосвященным Владимиром (Никольским) Нижегородской епархией была отстроена и освящена (в 1896 году, к открытию Всероссийской выставки) церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости при губернской больнице. (Этот храм, один из красивейших в Нижнем Новгороде, оригинален по своему архитектурно-художественному решению: убранство его фасадов стилизовано под древнерусскую архитектуру. В наши дни храм восстановлен в прежнем виде, открыт для верующих.


В 1898 году к Преосвященному Владимиру обратились члены правления Сормовского завода и клир Сормовской Александро-Невской церкви с просьбой о строительстве нового, более просторного храма в связи с расширением завода и увеличением числа прихожан (рабочих Сормова). В марте того же года решение было принято, приступили к разработке проекта и заготовке материалов. В сентябре 1900 состоялась закладка фундамента этого храма, мощный центральный купол которого возносился на высоту в 43 метра. К сожалению, Владыке не довелось увидеть завершенным Сормовский Спасо-Преображенский (Преображения Господня) собор, с прекрасным 6-ярусным резным иконостасом, и освятить его: главный Спасский престол был освящен в октябре 1903 года, уже после кончины Преосвященного Владимира.


В июне 1899 года состоялась закладка фундамента церкви Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде — храм возводился в память чудесного спасения Императорской семьи во время крушения поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге в октябре 1888 года, близ села Борок.


В марте 1900 года нижегородская паства с особенным воодушевлением праздновала вместе со своим архипастырем — Преосвященнейшим Владимиром — 25-летие его служения в епископском сане. В 1901 году предстояло 50-летие служения Владыки Церкви Божией в священном сане. Однако обремененный годами и телесными немощами, которые усилились болезнью в ноябре 1900 года, Владыка не дожил до этого дня, в который предполагал уйти на покой, оставив управление епархией. Божественное Провидение назначило ему умереть на административном посту и вместо временного уготовило ему вечный покой. На Рождественской неделе, 29 декабря 1900 года, напутствованный Таинствами св. Елеосвящения и Причащения, он мирно отошел в вечность.


В Бозе почивший архипастырь Владимир, как сообщалось в официальной части "Нижегородских епархиальных ведомостей", скончался от апоплексического удара, постигшего его неожиданно в ночь на праздник Рождества Христова. При его кончине присутствовали родственники, наместник Оранского Богородичного монастыря иеромонах Аркадий (Антуфьев) и два келейника: кончина его была мирной.


Вскоре совершен был перенос тела почившего из его покоев в Крестовую церковь. В это время 12 печальных редких ударов в городских церквях известили жителей о кончине Преосвященного архипастыря Владимира. Святейший Синод поручил совершить погребение почившего иерарха Преосвященному Анастасию, епископу Балахнинскому, викарию Нижегородской епархии.


1 января нового 1901 года состоялось перенесение тела из Крестовой церкви в Кафедральный собор для погребения, которое было назначено на 2 января. Толпы народа стояли по всему пути процессии в благоговейном настроении, молитвенно сопровождая почившего архипастыря в вечное жилище.


2 января 1901 года, в 9 часов утра в Спасо-Преображенском кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия Преосвященным Анастасием в сослужении священства Нижегородской епархии. После литургии начался глубокотрогательный обряд отпевания. В совершении его вместе с Преосвященным Анастасием участвовало все белое духовенство города и монашествующее из Крестовой церкви. Простой народ, за неимением места в соборе, был допущен лишь в ограниченном количестве: большинство оставалось вне собора, занимая всю соборную площадь и места на колокольне. Немало молений о почившем Архипастыре отсюда понеслось на небо к Пастыреначальнику Христу! По совершении отпевания и отдания последнего целования усопшему Архипастырю гроб его поднят был руками старейшего священства и обнесен вокруг Кафедрального собора с хоругвями в назначенном порядке, а затем внесен в усыпальничную церковь в Кафедральном соборе, где и был опущен по чину церковному в могильный склеп. Владыка Владимир был погребен в левой стороне усыпальницы Спасо-Преображенского собора, рядом с митрополитом Павлом, умершим в конце XVII столетия.


Публикации:


  1. Лионская уния. Этюд из средневековой церковной истории 1261-1293 гг. // Православное Обозрение. — 1867. — №5-6, 8 и 9 (Магистерская диссертация).
  2. Спор об исхождении Св. Духа // Православное Обозрение. — 1867. — № 12.
  3. Памяти архимандрита Иннокентия // Православный Собеседник. — 1868. — Июль. — С. 254.
  4. Памяти Высокопр. Афанасия (Соколова), архиеп. Казанского // Православный Собеседник. — 1868. — Январь. — С. 80.
  5. Речь студентам XII выпуска Казанской Академии // Православный Собеседник. — 1868. — Август. — С. 350.
  6. Речь при наречении его во епископа // Самарские Епархиальные Ведомости. — 1875. — № 9. — С. 198.
  7. Речь при погребении Владимира, архиепископа Казанского // Православный Собеседник. — 1897. — Октябрь. — С. 361-364.

Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 38-39 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1401, 1404, 1406, 1408.
  • Иванов П.Д. Исторический очерк Сост. Прав. Церкви в Литовской епархии за время 1839-1889 г. — М., 1899. — С. 20, 25, 134, 204, 217, 272, 392, 394, 408, 422, 423.
  • Наука и Религия. — 1962. — №1. — С. 38.
  • Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907. — С. 82.
  • Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896. — № 64.


Создано : 21/09/2009 : 7:42 PM
Обновлено : 22/09/2009 : 4:22 PM
Категория :
Страница просмотрена 2131 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^