Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 10

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.58.75

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Святитель Мелетий, Епископ Пермский и Екатеринбургский

Святитель Мелетий (в миру — Михаил Иванович Леонтович, 6.11.1784 - 29.02.1840).

Святитель Мелетий (в миру — Михаил Иванович Леонтович, 6.11.1784 - 29.02.1840) — Епископ Пермский и Екатеринбургский, в последствии — Архиепископ Харьковский и Ахтырский. Магистр богословия. Святой Русской Православной Церкви, почитается в лике святителей.




Святитель Мелетий родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Сенжары Полтавской губернии в семье купца Иоанна Леонтовича. Имя ему при крещении дали Михаил, в честь Архистратига Божия. Род Леонтовичей принадлежал дворянскому сословию, но дед и дядя будущего святителя были священниками. С четырехлетнего возраста учился в доме своего отца чтению по книгам церковной и общественной печати, чистописанию и основам российской и латинской грамматики.


2 сентября 1794 года поступил в Полтавское приходское училище, которое успешно закончил в двенадцатилетнем возрасте. Продолжал обучение в Екатеринославской бурсе, в которой был один из лучших учеников и был награжден похвальным листом. В сентябре 1799 года Михаил был переведен в Екатеринославскую семинарию, которую закончил в 1808 году и как лучший ученик был направлен архиепископом Платоном в Петербургскую духовную академию, которую закончил в августе 1814 года по первому разряду со степенью магистра. Стал в академии бакалавром греческого языка и через 2 месяца после её окончания был назначен конференц-секретарем, преподавал греческий язык. В это время готовился стать монахом.


В 1814 году, после окончания академии со степенью магистра богословия, он был оставлен в ней адъюнкт-профессором греческого языка. 11 марта 1817 года Михаила назначили секретарем учрежденного при академии строительного комитета, а 7 января 1816 года подал академическому начальству просьбу о намерении стать монахом, но прошение не было удовлетворено и 30 июля 1817 года Михаил был переведен в созданную Киевскую духовную семинарию на должность инспектора, где позднее стал профессором церковной истории и греческого языка. 27 октября 1817 года Киевская духовная семинария была открыта и Михаил Леонтович стал её первым инспектором.


В 1820 году пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Могилевской семинарии. С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах академии, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. В личных отношениях с ними он был доступен, чрезвычайно ласков и добр. Один из учеников святителя по Могилевской семинарии свидетельствует, что уже в ту пору его считали святым. Особой заботой святителя было попечение о бедных вдовах и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужение в тюремных церквах. Особенно преосвященный Мелетий заботился о братии Михайловского монастыря. Воспитывая в них дух истинного подвижничества, он говорил: "Смирение — охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба".


11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, в братской обители Киевской духовной академии пострижен в монашество. Постриг совершал митрополит Евгений (Болховитинов). 22 февраля состоялось его рукоположение в иеродиакона, а 25 февраля — в иеромонаха. 9 августа 1821 года Мелетий получил назначение на должность ректора Могилевской духовной семинарии и настоятеля Кутенского Оршанского монастыря, где был посвящен в архимандрита. Мелетия перевели на должность ректора Псковской духовной семинарии.


В августе 1823 года переведен ректором Псковской семинарии и настоятелем Псковского Спасо-Елеазарова монастыря.


С 1824 года — снова ректор Могилевской семинарии. В том же году он назначается ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киевского Братского Богоявленского монастыря.


21 ноября 1826 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии и настоятеля Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря. В сане викарного епископа был награжден орденом Св. Анны I степени.


С 21 апреля 1828 года — епископ Пермский и Екатеринбургский. В Пермь прибыл 8 июля 1828 года. При архиепископе Мелетии была открыта особая постоянная миссия для обращения раскольников в православие, начато строительство трехэтажного каменного здания духовной семинарии. Построена каменная Спасо-Николаевская церковь, завершено строительство колокольни кафедрального собора.


В Перми он написал "Ставленнический катехизи" для подготовки кандидатов в священство и стал известен своими беседами с раскольниками. Борясь с расколом, владыка Мелетий вел в своей епархии миссионерскую деятельность среди впавших в ересь раскольников. Верующие называли его святым и, когда случалось ему объезжать епархию, выходили навстречу на дорогу и становились на колени перед благословлявшим святителем.


Весной 1829 года Мелетий совершил поездку по своей епархии, служив в приходских храмах.


В августе 1831 года Мелетия перевели на Иркутскую кафедру с возведенням в сан архиепископа.


18 июня 1831 года преосвященный Мелетий был возведен в сан архиепископа Иркутского и Нерчинского и переведен в Иркутск. Четыре года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Здесь он занимался проповеднической и миссионерской деятельностью. Самоотверженная борьба против полного владычества ламаизма чуть не стоила ему жизни. Подосланный ламами убийца был схвачен в то самое время, когда он уже ворвался в келию преосвященного.


Во время правления в Иркутской епархии святителя Мелетия произошли знаменательные события в истории православия в Сибири. Была основана алтайская духовная миссия. Не без участия святителя Мелетия получили самостоятельность Томская, Енисейская и Камчатская епархии. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов. Он часто объезжал свою обширную епархию, посетил жителей побережий Охотского моря и Северного Ледовитого океана. Безмерные труды подорвали здоровье святителя, и в 1835 году он был переведен в Харьков. В памяти пермского духовенства архиепископ Мелетий запечатлелся как постник и молитвенник.


22 июня 1835 года Мелетий был переведен на Слободско-Украинскую кафедру, в связи с плохим здоровьем. 9 ноября 1835 года прибыл в Харьков. В феврале 1836 года его епархия была переименована в Харьковскую и Ахтырскую. В Харькове уделял большое внимание духовным учебным заведениям. Он содействовал восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. В его лице Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь.


В девять часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды его видели стоящим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали, что он даже не ложился отдыхать.


Преосвященный Мелетий — истинный светильник веры и благочестия. Великий постник и молитвенник. Творец Иисусовой молитвы. Отличался кротостью и благочестием, ревностью к богослужениям. Во время богослужений благоговение его достигало высшей степени и проявлялось в слезах. Святитель Мелетий был смиренномудрен, милосерд к бедным, всегда заступался за сирых и обижаемых. Старался поддержать дух истинного монашества, являя собою образец чистоты монашеской жизни. Он обладал даром прозорливости и исцеления. Еще при жизни в нем проявились особые дары благодати Божией и уже в Перми его считали святым. Он вел жизнь строгого аскета, но свои подвиги тщательно скрывал. Сколь велики были эти подвиги открыл один случай. Ректор семинарии архим. Иоанн Оболенский пожаловался в Св. Синод на бездеятельность святителя. Эта жалоба из Синода была направлена к преосвященному. Владыка вызвал к себе жалобщика и сказал: "Ты думаешь, что я провожу время в праздности, так посмотри же на то, чего никто из людей здесь не видал". С этими словами Владыка поднял одежду. Архимандрит с ужасом увидел перед собой скелет, обтянутый кожей, страшное исхудание было сокрыто от людей несколькими одеждами. Еще более ужаснуло архимандрита то, что на лопатках у преосвященного кожа вовсе слезла и виднелись обнаженные кости. Сразу поняв, что это явление произошло от чрезмерного поста и бесчисленных поклонов, архимандрит уразумел, что он оклеветал великого подвижника и, пав к ногам его, просил прощения. "Я тебя от души прощаю, — ответил Владыка, — но знай, что за свою клевету ты никогда не удостоишься быть епископом". Это пророчество святителя сбылось. Несмотря на видимую близость епископского сана, ему однако не пришлось стать епископом.


Ежедневно святитель Мелетий придерживался такого правила: одевшись в черную рясу, становился на молитву в 9 часов вечера и совершал молитвословие до 3-х часов ночи. Затем 4 часа проводил в отдыхе, потом слушал утреню и раннюю обедню.


В марте 1839 года архиепископ Мелетий был награжден орденом Св. Владимира 2-й степени.


В 1839 году Мелетий тяжело заболел. 6 декабря 1839 года, не обращая внимания на болезнь, архиепископ Мелетий отслужил литургию и из-за плохой погоды заболел еще сильнее. Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После принятия Святых Таин и слов "Ныне отпущаеши..." святитель осенил себя крестным знамением и со словами "Простите меня" отошел ко Господу. Перед кончиной святителя его келейник однажды улегшись на полу, задремал. И видится ему, что в комнате открылся потолок и светлые облака наполнили ее. Святителю Мелетию предстали два светоносных юноши в белых одеждах и поместились у его изголовья. За ними следовал Святитель Митрофан, который поместился у ног святителя. Вдруг комната наполнилась чудным ослепительным светом и вошел муж в одежде, сиявшей красотою и величием. Муж этот повелел юношам вскрыть перси Святителя Мелетия до самого сердца, из которого высоко поднялся светлый пламень. "Довольно, — вещал старец, — пора упокоить". Юноши отвечали: "Повели, Владыко". Святитель же Митрофан концом своей схимы покрыл перси свят. Мелетия. На этом келейник проснулся и поспешил к святителю. "Через три дня будет кончина", — чуть слышно произнес тот. Так, святитель заранее предсказал свою кончину. После кончины восемь дней стояло тело святителя до погребения и не только не было признаков тления, но оно издавало благоухание. После смерти пальцы правой руки святителя постоянно были сложены как бы для благословения. Несмотря на приведение руки в надлежащее положение, она снова принимала благословляющий вид, пока не вложили в нее разрешительную молитву.


Праведника похоронили по подписке, потому что, получая крупный казенный оклад и большие доходы с епархии, он оставил после себя всего-на-всего 350 рублей ассигнациями, 2 подзорных трубы, два куска бархата, книги, да необходимое нательное белье. Похоронили Мелетия 5 марта 1840 года в усыпальнице в Пещерской церкви Харьковского Покровского монастыря. Тело его покоится нетленным.


Преосвященный Арсений в "Летописи церковных событий" пишет, что память святителя Мелетия как архипастыря знаменитого благочестием, необыкновенной кротостью, великодушием и смирением благоговейно чтится жителями Харькова. Он же сообщает, что перед иконой у гроба святителя теплится неугасимая лампада — жертва усердных его почитателей. Почившему подвижнику многие служат заупокойные литургии и панихиды. Память о нем надолго сохранилась в сердцах людей. Его ежедневно поминали в молитвах и просили его молитвенной помощи. Известны многие случаи явлений его во сне и помощи людям.


3 декабря 1875 года в Покровский церкви начался пожар, сгорело всё, но огонь не тронул гроб Мелетия. В 1948 году мощи святителя Мелетия были перенесены в Благовещенский собор Харькова, где они находятся в настоящее время.


Вопрос о канонизации святителя Мелетия был уже предрешен высшей церковной властью, но события 1917 года помешали этому. В 1948 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена из усыпальницы Покровского монастыря в Благовещенский кафедральный собор Харькова, где находится по настоящее время в левом (северном) Свято-Варваринском приделе, у стены вблизи клироса, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих православных христиан. Рака с мощами святителя, от которых получают верующие благодатную помощь, исцеление душевных и телесных недугов.


Архиепископ Мелетий был прославлен в лике святых. 21 февраля 1978 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил службу и акафист святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, "утвердить и благословить к употреблению во всех церквах Московского патриархата". Службу и акафист святому архипастырю составил архиепископ Харьковский Никодим, ныне митрополит, а отредактировал ныне покойный Никодим (Ротов), митрополит Ленинградский.


Архиепископ Мелетий — архиепископ Харьковский и Ахтырский, Святой Русской церкви, почитается в лике святителей, память совершается (по юлианскому календарю) 12 февраля (тезоименитство) и 29 февраля (28 февраля в невисокосный год — преставление).


Публикации:



Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 31 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Бирилов Герман, протоиерей. Праздник земли Великопермской // Журнал Московской Патриархии. — М., 1979. — №11. — С. 42-43.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1401, 1403, 1408, 1416.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 17, 63, 70, 71.
  • Замечательная кончина высокопреосвященного мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского // Пермские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. — 1876. — №33. — С. 383-392.
  • Из жизни епархий: Харьковская епархия (празднование памяти святителя Харьковского Мелетия) // Журнал Московской Патриархии. — М., 1979. — №04. — С. 23-24.
  • Киевский Златоверхий Михайловский монастырь. — Киев, 1889. — С. 136.
  • Кульнинский Г. Свят. Мелетий Леонтович, архиеп. Харьковский и Ахтырский. — Харьков, 1881.
  • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899. — С. 799-800.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 955; Т. II. — С. 1795, 2271.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. — СПб., 1900 - 1911. — Т. V. — С. 1029; Т. X. — С. 619..
  • Святогорская Успенская пустынь Харьковской епархии. — Одесса, 1898. — С. 71, 72, 73.
  • [Стефан, архиепископ]. Харьковский святитель Мелетий Леонтович // Журнал Московской Патриархии. — М., 1948. — №11. — С. 60-67.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 10, 20, 388, 503, 556, 941, 965.
  • Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872. — №257.
  • Шестаков И., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799-1899). — Пермь, 1899. — С. 118-123.
  • Шестаков И., священник. Преосвящ. Мелетий Леонтович, еп. Пермский и Екатеринбургский. — СПб, 1907.


Создано : 28/09/2009 : 5:16 PM
Обновлено : 29/09/2009 : 08:45 AM
Категория :
Страница просмотрена 51 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^