Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 309

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 11

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.224.200.104

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Вениамин, Епископ Вятский и Великопермский

Вениамин (Сахновский, 1693 - 20.02.1762).

Вениамин (Сахновский, 1693 - 20.02.1762) — Епископ Вятский и Великопермский, в последствии — Епископ Воронежский и Елецкий.




Преосвященный Вениамин родился в 1693 году в семье сербского протоиерея города Коссова. В 1690 году 60–70 тысяч сербов (в том числе с территории Косово) бежали от преследований турок в австрийские владения. Часть сербов иммигрировала в Валахию. Скорее всего, именно среди них и были Сахновские, осевшие в Снятыне. В Валахии Вениамин провел большую часть своей юности. Он учился в местных латинских школах, хорошо знал валашский язык и даже делал переводы текстов на славянский. Был знаком с Пахомием (Шпаковским). Узнав, что Пахомий пастырствует в Воронеже, Вениамин тайно бежал из родительского дома и явился к Воронежскому и Елецкому митрополиту Пахомию (Шпаковскому). Митрополит принял его, постриг в 1718 году в монахи, рукоположил в иеродиакона для архиерейского дома.


В январе 1722 года Вениамин просил Синод отпустить его обратно в Валахию. Он ссылался на свое обещание, данное во время пострига, жить в валашском Бесериканском Благовещенском монастыре. Пахомий, который некогда был настоятелем этой обители, не препятствовал отъезду Вениамина. Однако Синод принял решение отправить воронежского иеромонаха служить на флот. В Александро-Невской Лавре, иноки которой священнодействовали на кораблях Кронштадтской и Ревельской эскадр, серб сблизился с обер-иеромонахом Рафаилом (Зборовским), личным другом Феофана (Прокоповича), содействовавшим стремительному его возвышению.


Сначала Вениамин был определен на фрегат “Сант-Яков”. В 1725 году был отправлен “за море” на фрегате “Амстердам-Галей”, а по окончании кампании уволен “на зиму” в монастырь. Иеромонах Вениамин назывался кандидатом в советники Синода или на вакантную архиерейскую кафедру, в том числе и на Воронеж.


8 июля 1726 года, по настоянию епископа Псковского Рафаила (Зборовского), впоследствии митрополита Киевского и Галицкого, Вениамин назначается архимандритом Святогорского Успенского монастыря. В 1728 году он сопровождал своего архиерея в Петербург для погребения цесаревны Анны Петровны. При этом в свите Рафаила отсутствовали настоятели таких крупных псковских монастырей, как Печерский и Спасо-Елиазаров. 8 июня 1730 года в Синоде было заслушано доношение епископа Рафаила о том, что Псков посетила императрица Анна Иоанновна, которая “изволила повелеть определить в Печерский монастырь Святогорского монастыря архимандрита Вениамина, что и исполнено”.


15 июля 1731 года, спустя три месяца после назначения Рафаила Киевским архиепископом,назначен на Коломенскую кафедру. Хиротония во во епископа Коломенского и Каширского состоялась 25 июля в Московском Успенском соборе. Его предместник митрополит Игнатий (Смола) попал в опалу по делу воронежского епископа Льва (Юрлова) и был сослан в монастырь.


3 апреля 1735 года Высочайшим указом назначен членом Московского Синодального По словам Платона Любарского, он “был архиерей праводушен, чистосердечен, щедр, любящий чистоту, возможное как в доме, так и в церкви благолепие и согласное пение, телом статен, громогласен, гостепримен”. Особенная внешность епископа Вениамина, как полагают, послужила причиной перевода его в Вятку под влиянием Бирона, приближенного императрицы Анны Иоановны.


С 18 мая 1739 года — епископ Вятский и Великопермский. 28 сентября 1739 года новый архиерей прибыл в Хлынов (центр епархии) и местное духовенство устроило ему торжественную встречу у церкви святого Стефана Пермского. Немедленно по приезде, как только преосвященный “уведомился, что обретаются в определенной ему Вятской епархии иноверные языки, не ведущии истинного Бога”, он потребовал от духовного приказа сведений о количестве инородцев, крещеных его предшественниками, о выдаче им жалованья и т.д. Выяснилось, что православие приняли всего четыре человека.


31 января 1740 года епископ Вениамин написал доношение в Синод из девяти пунктов, требуя резолюции “как он должен поступать с теми иноверцами, которые пожелают креститься в православную веру”. Вениамин просил Синод подтвердить, чтобы “новокрещенные” вотяки получали государственное жалованье и имели бы податные льготы, как принявшие православие инородцы Казанской епархии. Вятский епископ подчеркивал, что “различных отяцких деревень многие обыватели крещение святое с охотою принимают”, но их языческие земляки препятствуют им в этом, “чинят обиды и утеснения”. Выход из ситуации Вениамин видел в переселении язычников в другие места, чтобы создать “новокрещенным” вотякам благоприятные условия для укрепления их в вере.


Несколько пунктов в доношении Вениамина посвящены брачным вопросам. Епископа интересовало: венчать ли по христианскому обряду супружеские пары “новокрещенцев”, вступивших в брак в язычестве, разрешить ли мужу-новокрещенцу развод с женою, “в суеверии сочетанною” без ее желания, и т. д. У язычников был широко распространен обычай умыкания. Так, в 1740 году Вениамин доносил Синоду, что у вотяков “по их древнему обыкновению в замужество женский пол берут не по уговору, но по неволе с бранью и хваткой, отчего на их суеверных свадьбах чинятся великие драки”. Принятие инородцами православия с его строгой брачно-семейной моралью должно было цивилизовать и эту сферу их отношений.


30 июня 1740 года Вятский епископ в новом доношении Синоду отмечал, что с момента его приезда немало вотяков крестилось и ныне многие желают принять православие. Но им препятствуют в этом каринские татары, которые, служа у инородцев толмачами, “поставляют вотяков в зависимость от себя, чинят им побои”. Епископ смело обличал власти Вятской провинции, которые не только не содействуют процессу христианизации, но “противодействуют этому, грабят их и делают им всякого рода насилия”. 11 сентября был издан именной указ, которым новокрещенные вотяки, помимо льгот, предоставленных прежними постановлениями крещенным инородцам вообще, освобождались еще от рекрутских наборов. Согласно указу принятие православия инородцами ряда губерний, в том числе Вятской, поощрялось выдачей крестов, полного набора одежды (рубахи, “портов”, кафтана, шапки, рукавиц) и денежных “премий”. Размер их зависел от пола и возраста. Поскольку из Конторы новокрещенных дел епископ Вениамин финансирования не добился, то проявил инициативу: потратил тысячу рублей своих келейных денег и триста рублей из сумм, собранных в качестве разных сборов для отсылки в Коллегию экономии.


По “именной ведомости новокрещенным”, присланной в Синод в октябре 1741 года, значилось, что в 1739 году в епархии было крещено 28 вотяков (удмуртов), в 1740 году — 153, в 1741 году — 461. И это притом, что “учителных священников” для просвещения инородцев еще “в присылке не бывало”. Возможно цифры преувеличены, но факт активной миссионерской деятельности епископа Вениамина остается налицо.


Вениамин неоднократно посещал места жительства вотяков, а в июне 1741 года лично заложил в селе Елове (150 верст от Хлынова) первую новокрещенскую церковь во имя святой Троицы. Не ослабевало строительство церквей и в русских селах. При Вениамине на колокольне Хлыновского кафедрального собора появился огромный колокол в девятьсот пудов.


27 декабря 1741 года Высочайшим указом Вениамин вызван в Петербург. 17 января 1742 года он выехал из Вятки, чтобы “самоперсонально всеподданническое свое принести поклонение” новой императрице. В Москву прибыл 1 февраля и с обширной свитой присутствовал 25 апреля на коронации Елизаветы Петровны. Поездка обошлась Вятскому архиерейскому дому (с разрешения Синода) в 3500 рублей.


Императрица Елизавета, покровительствовавшая миссионерскому делу, наградила епископа Вениамина драгоценной панагией.


Со 2 декабря 1742 года — епископ Воронежский и Елецкий.


В сентябре 1742 года умер Воронежский архиерей Иоаким, и епископ Вениамин, по своему прошению, был переведен на Воронежскую кафедру. 23 декабря жители города встретили нового архиерея.


Проявил себя как строгий, опытный и энергичный пастырь, ревнитель духовного образования. Еще будучи в Москве в ожидании назначения, он имел намерение учредить в Воронеже училища. С этой целью он стал подбирать преподавательские кадры. У Черниговского епископа Амвросия (Дубневича) Вениамин “испросил к себе” учителя Лазаря Богословского и назначил его архимандритом Успенского Дивногорского монастыря. “Под дирекцию” его были поставлены другие, взятые в Воронеж Вениамином, учителя: преподаватель риторики Славяно-греко-латинской академии иеродиакон Каллистрат и философ Киевской академии Никифор Константинович. Контингент этого училища, для которого отводилось подворье Дивногорского монастыря в Острогожске, призваны были составить дети священнослужителей. Внезапно заболевший Вениамин приказал Лазарю прибывших в Воронеж детей осматривать и определять годных к школе. Наиболее пригодных учитель “в школу латинскую и определил”, а других “отсрочил до августа”. В Воронеж прибыл и киевский студент Лукиан Стасевич, знавший Вениамина еще по Коломенской семинарии. Стасевичу предстояло организовать школу в губернском центре.


Из других деяний Вениамина известно, что в начале 1743 года он издал указ о том, чтобы на вакантные настоятельские места выбирать братии "первых людей благонравных" и представлять епископу немедленно. Архиерей планировал вместо духовного приказа во главе с приходским попом, в деятельности которого он “усмотрел непорядки”, учредить консисторию в составе двух архимандритов. Он оштрафовал настоятелей трех монастырей за нарушение распоряжения Синода, и вообще, судя по приведенным фактам, представлял собой строгого, опытного и энергичного пастыря.


Скончался от горячки 28 марта 1743 года. Погребен в присутствии митрополита Белгородского Антония (Черновского) в Благовещенском соборе. На месте его погребения в соборе был воздвигнут памятник в виде тумбы, весь украшенный надписями.


Он завещал лучшее платье оставить его преемнику на поминовение души, а посуду, коляски и лошадей (которые были приведены в Воронеж из Хлынова) отдать в архиерейский дом. До погребения, на обеды, раздачу духовенству, нищим, заключенным было истрачено 606 рублей. После епископа остались две бриллиантовые панагии (одна "большая" с портретом Елизаветы), меха лисиц, рысей, куниц и барсов. После епископа Вениамина осталась и немалая библиотека — более 80 книг (из них 27— на русском языке, остальные — на английском, немецком, французском, голландском, итальянском, польском, латыни). Кроме богословской литературы, в библиотеке епископа имелись также словари, атласы, произведения античных авторов (Теренций, Цицерон). Указом Синода от 2 августа 1744 года предписывалось новому епископу Феофилакту книгам “учинить достоверную оценку” и оставить в архиерейском доме для семинарии. Меха были отосланы в Синод, панагии взяты в Кабинет Ее Величества. Деньги и остальные “пожитки” Вениамина хранились в архиерейском доме 15 лет. В 1754 году Воронежская консистория просила разрешения употребить их на покупку библиотеки и строение семинарии, “а также и о зачете на те деньги... 1500 рублей за отданный по его [Вениамина] приказу бывшему воронежскому губернатору Василью Гурьеву из Воронежского архиерейского дома казенный хлеб и скот”.


В Воронежском архиерейском доме долго хранился портрет епископа Вениамина, изображавший рослого человека со смуглым лицом “греческого типа” и приятными чертами.


Публикации:



Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 24-25 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1398.
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908. — С. 697.
  • Димитрий Самбикин, архимандрит. Преосвященный Вениамин, 6-й епископ Воронежский // Воронежские епархиальные ведомости. — 1870. — № 12. — С. 565–570; № 13. — С. 603–614; № 23. — С. 1031–1039.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 47, 56, 61.
  • Епископ Вениамин Сахновский // Воронежские епархиальные ведомости. — 1902. — № 18. — С. 425–448.
  • Комолов Н.А. Вятский епископ Вениамин (Сахновский) // Религия и церковь в культурно-историческом развитии русского Севера (к 450-летию преподобного Трифона, вятского Чудотворца). Материалы международной научной конференции. Том 1. — Киров, 1996. — С. 44–47.
  • Комолов Н.А. Просвещенный архипастырь // Воронеж православный. — 1997. — № 8.
  • Новиков Н.Н. Епископы Пермские и Екатеринбургские: (Хронологическая справка) // Труды Пермской ученой архивной комиссии. — Пермь, 1903. — Вып. 6. — С. 156–158.
  • Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. — М., 1909. — С. 68.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 552, 592; Т. II. — С. 1411.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. — СПб., 1900 - 1911. — Т. III. — С. 840; т. XII. — С. .
  • Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896. — №38.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 386, 391, 799, 838,1032.
  • Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721 - 1871 гг.). — М., 1872. — №38.


Создано : 03/10/2009 : 6:28 PM
Обновлено : 03/10/2009 : 6:28 PM
Категория :
Страница просмотрена 73 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^