Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 10

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.58.75

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Лаврентий, Епископ Вятский и Великопермский

Лаврентий (Андрей Горка, 1671 - 16.06.1740).

Лаврентий (Андрей Горка, 1671 - 16.06.1740) — Епископ Вятский и Великопермский. Духовный писатель.




Преосвященный Лаврентий родился в 1671 году в городе Львове в семье казака из местечка Стаек. В святом крещении наречён Андреем. С юных лет поселившись в Киеве, он сделался известным митрополиту Варлааму (Ясинскому) и по его убеждению принял монашество, поступил в Киевскую духовную академию, по окончании курса которой оставлен в академии учителем, а потом был назначен префектом.


Во время преподавательской своей деятельности в академии Лаврентий подружился с Феофаном Прокоповичем, так же бывшим преподавателем в академии. Их сближала одинаковая любовь к классической древности; в рукописи остаются составленные ими учебники. De arte poеtica и De arte rhetorica Феофана и Idea artis poeseos и Rhetorica Лаврентия. Конечно, более даровитый Феофан доминировал; Лаврентий остался ему верным и преданным другом: современники назвали его "братом во вторых Феофана", а Феофан не раз спасал Лаврентия во время неприятностей, какие Лаврентий навлекал на себя своею горячностью.


В 1708 году он сочинил трагедо-комедию "Иосиф патриарх" в 5-ти действиях (напечатана Тихонравовым в книге: "Русские драматические произведения 1672 - 1725 гг.", т. II). Ему же принадлежат недошедшие до нас интерлюдии, в которых, по словам профессора Н.И. Петрова, пробивался южнорусский народный комизм.


С 1713 года — настоятель Киевскаго Выдубицкого Михаиловского монастыря. Здесь он в большом количестве приобретал себе книги и усиленно занимался пополнением своего образования, здесь он составлял латино-словенский лексикон, впоследствии у него похищенный, к большому его огорчению.


В 1719 году отставлен от управления Выдубицким монастырем по неизвестным причинам.


Он прибег к покровительству гетмана Скоропадского и по его ходатайству Синод 29 апреля 1722 года определил Лаврентия архимандритом Воскресенского Нового Иерусалима монастыря. Не успев вступить в управление монастырем, получил новое назначение — обер-иеромонахом во флот, который под личною командою Петра І отправлялся в Персию (в "Низовой поход"), и духовника императрицы Екатерины I.


В походе заболел и 3 ноября того же года подал прошение об увольнении в Ново-Иерусалимский монастырь. и 15 февраля 1723 года был отпущен в Новый Иерусалим. Возвратясь из похода в Москву и узнав, что оставшийся в Воскресенском монастыре управитель вскоре после его отъезда в поход взят был под арест, а монастырь оставлен был без надзора и управителя до его возвращения, архимандрит Лаврентий "ввиду могущей произойти от сего беспорядочности по монастырскому управлению" просил о назначении ему "в подручные" в тот монастырь наместником архимандрита бывшего брянского монастыря Питирима, на что и последовало разрешение. В 1723 году архимандрит Лаврентий доносил Святейшему Синоду, что 27 мая того года "каменный шатер, что над гробом Господним, обрушился и пал на нижние хоры и оставшиеся стены до земли расселись во многих местах и от того разрушения обители учинилась превеликая печаль". Так как монастырь не был в состоянии своими средствами исправить повреждения, то Синод передал "дело исправления разрушения" в распоряжение Сената.


8 сентября 1723 года хиротонисан во епископа Астраханского, а 9 сентября синодальными вице-президентами, архиепископами Феодосием и Феофаном, словесно объявлен был именной Высочайший указ о том, чтобы "новохиротонисуемый в Астрахань епископом Воскресенского монастыря архимандрит Лаврентий в титуле вместо Терка имел Ставрополь, т. е. новопостроенную при Каспийском море на реке Астрахани крепость Святого Креста, и именовался епископом астраханским и ставропольским". Ещё находясь в Москве, исходатайствовал перед Св. Синодом разрешение построить на доброхотные пожертвования каменные церкви, вместо деревянных, в Астрахани во имя архистратига Михаила и в Саратове во имя Богоматери Одигитрии.


Долго не мог выехать к месту своего служения: ожидалось коронование супруги Петра Великого, которое должно было быть совершено с особым великолепием; торжество состоялось 7 мая 1724 года. Участвовавший в нем Преосвященный Лаврентий получил повеление составить стихирь великомученице Екатерине. Только 4 июня Синод разрешил епископу Лаврентию ехать из Москвы во вверенную ему епархию. Тогда же он просил Святейший Синод приписать к астраханской епархии "за малочисленностью церквей и за неимением вотчин те церкви Симбирского уезда, которые находились в Астраханской губернии", а равно и разрешения строить церкви в новонаселенных слободах астраханской епархии и в новопостроенных там же крепостях.


Только в сентябре 1725 года Преосвященный Лаврентий наконец-то прибыл в Астрахань. Заботясь об удовлетворении религиозно-нравственных потребностей своей паствы, епископ Лаврентий в 1725 году жаловался Синоду, что из Астрахани много священников взято в Дербент, в Зензилею, в Гиляк и что воинские командиры и еще требуют к себе священников "несмотря на то, что я не над армиею учрежден", писал он и просил, чтобы Синод повелел возвратить взятых уже священников и таковых не требовать, так как "в астраханской епархии такая нужда имеется в священниках, что в самой Астрахани 4 церкви пребывают без священников пусты и посылать некого и святиться в священство никто не хощет". В том же году, по ходатайству Лаврентия, разрешено прибывшим 8 ноября 1724 года в Астрахань с царевичем Вахтангом Леоновичем грузинским архиереям и архимандритам отправлять беспрепятственно священнослужение в православных церквах, а священникам при них состоящим венчать прибывших с ними же по их грузинским обрядам. Грузинское духовенство прибывало в Астрахани в большом количестве и поведением своим доставляло много забот Лаврентию.


Лаврентий обращал внимание на распространение раскола в своей епархии и принимал предписанные тогда законом меры к пресечению его. Занимался миссионерской деятельностью среди калмыков. Для калмыков была написана специальная инструкция, которая предусматривала краткое объяснение догматов, более упрощенное совершение таинств и прочее для облегчения перехода кочевников в Православие.


Как человек ученый, Преподобный Лаврентий заботился о просвещении своей паствы чрез устроение школ, но устроить школ не мог за неимением на то средств. "Хотел бы и я", писал он, "школьныя учения завести и, собрав детей, в надежде лучшаго священства учити. Но в Астраханской епархии такая скудость, что невозможно отнюдь не токмо школьных учений завести, но и самому мне приличнаго пропитания имети". По его заботливости и настоянию с 1724 года богадельни при астраханских церквах стали делаться приютами для незаконнорожденных детей и сирот.


Астраханский архиепископ Платон Любарский пишет, что епископ Лаврентий "имел превосходные дарования душевные и телесные, ученостью славный муж, нравом прост, совестен, благочестив, нелицеприятен, непамятозлобен, только чрезмерно горяч и вспыльчив, но не надолго".


Губернатором в Астрахани был А.П. Волынский, с которым Владыка Лаврентий не очень ладил. Немало имел он врагов и в духовенстве. В 1726 году Преосвященный Лаврентий был вызван в Петербург, по доносу нескольких лиц, что он долго не производил присяги императрице Екатерине — подобное обвинение по тогдашним временам было очень серьезным. Только благодаря Феофану расследование окончилось назначением епископом в Устюг.


7 сентября 1727 года назначен епископом Устюжским и Тотемским.


Ссылаясь на разрешение строить церкви без особого каждый раз указа, данное ему в бытность его епископом Астраханским, просил он у Синода такового же разрешения и для действий в епархии Устюжской, каковое ему и было дано. В 1728, 1729 и 1731 годах он уведомил Синод о построении девяти церквей в Устюжской епархии.


В 1731 году он ходатайствовал о запрещении в Устюге крестных ходов, совершавшихся не по указам и грамотам, ссылаясь на то, что в городе Устюге ежегодно бывает 33 узаконенных крестных хода, поднял вопрос о возрасте вступающих в брак лиц, указывая на существующий в Устюге обычай обручать и венчать несовершеннолетних.


В марте 1731 года Лаврентий получил разрешение от Синода прибыть "в царствующий град для отдания Ее Императорскому Величеству всенижайшего по должности поклонения и для епархиальных нужд".


С 11 мая 1731 года — епископ Рязанский и Муромский, главным образом благодаря стараниям Феофана: Рязанская кафедра считалась одною из самых почетных.


В Рязани Преосвященный Лаврентий принялся прежде всего за дела просвещения, собирал учеников. Но не оставил и своего вспыльчивого характера: появился донос о побоях, нанесенных им одному служке; дело это удалось бы замять, но на беду оно произошло в день именин государыни, это было подчеркнуто в доносе и оставить Лаврентия без наказания было уже невозможно.


26 сентября 1733 года высочайшим повелением "за некие продерзости" переведен епископом Вятским и Великопермским.


Один из первых энергичных деятелей просвещения на Вятской земле, Преосвященный Лаврентий был встречен духовенством крайне недружелюбно, а принятые им энергичные меры к утверждению церковного благочиния и школьного просвещения создали ему врагов. Местному духовенству были неприятны требования, чтобы определенная часть доходов церковных и монастырских была передаваема на школы и оно уже этим было недружелюбно настроено к новому епископу, — а его горячий характер, конечно, не способствовал уложению несогласий. По отзыву современников, был "крайний суеверия и невежества ненавистник".


Сторонник петровских реформ, Владыка Лаврентий (Горка) на базе епархиальной школы основал славяно-греко-латинскую школу (бурсу), дававшую повышенное духовное образование. Первый набор составил почти 400 учеников. Обучались в основном дети духовенства, в том числе и пермского. Из ведомости об учащихся в вятской школе, присланной в Синод при доношении от 2 марта 1738 года, спустя почти год после кончины преосвященного Лаврентия, видно, что в то время училось еще 120 человек, хотя уже сбежало 310 учеников и 26 уволилось.Позднее школа была преобразована в Вятскую духовную семинарию.


В Вятку он привез свою библиотеку — более 350 книг, из них 235 — на латыни, греческом и еврейском языках. В библиотеке были книги по истории, литературе, богословию. Не был чужд он и литературному труду и оставил после себя ряд пьес на библейские темы. После смерти Владыки библиотека, по резолюции Кабинета Ее Величества от 28 сентября 1737 года, была передана в Московскую славяно-греко-латинскую академию.


Много внимания уделял владыка и храмовому строительству. Десятки новых храмов, выполненных в оригинальном стиле "вятского барокко", стали памятником архипастырских усилий владыки Лаврентия I.


Преосвященный Лаврентий владел даром слова и был хорошим проповедником. Он был очень горяч и вспыльчив. Условия того времени способствовали тому, что преосвященный не только горячился и шумел, но прибегал и к телесным наказаниям. Грубость нравов современного ему общества давала повод к этому. Своими резкими, раздражительными действиями он нажил себе много врагов как среди духовенства, так и среди светских властей. На него часто жаловались в Св. Синод. Поэтому Преосвященного Лаврентия переводили из одной епархии в другую. В конце концов, все жизненные неурядицы привели к параличу, постигшего его 26 марта 1736 года, от которого он и скончался 9 апреля 1737 года.


Погребен 11 июня в кафедральном Троицком соборе. На его гробнице была сделана надпись: "Всеобщий смертный рок в сем месте мужа скрыл, который первый здесь науки насадил. Хотя всевышняя власть, что целым светом правит, ему и не дала, конечно, их восславить. Лаврентий Горка се! А кто он был таков? Епископ Вятский, муз любитель, богослов".


Публикации:


  1. Иоасаф патриарх (трагикомедия) // Тихонравов Н.С. Русские драматические произведения 1672 - 1725 гг. К 200-летнему юбилею русского театра собраны и объяснены Николаем Тихонравовым, профессором: в 2 т. — СПб., 1874. — Т. 2. — С. 356-427.
  2. Интерлюдии (не дошли до нас).

Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 24 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Анисимов П. Вятские архиереи // Вятские губернские ведомости. — 1844. — № 47. — С. 307.
  • Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем — Академией: в 2 т. — Киев, 1856. — Т. 2. — С. 47.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1394, 1398, 1411.
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908. — С. 474.
  • Добролюбов И. Встреча епископа Лаврентия вятским духовенством в 1733 году // Исторический Вестник, 1881. — Октябрь. — С. 443-444.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 36, 52, 56, 60.
  • Никитников Г.А. Иерархия Вятской епархии. — Вятка, 1863. — С. 27-33, 192.
  • Петров Н. Очерки из истории Украинской литературы ХVIIІ века. — Киев, 1880. — С. 51. 69.
  • Петров Н. О словесных науках и литературных занятиях в киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 году // Труды Киевской духовной академии. — 1866. — Ноябрь. — С. 359, 372-373.
  • Пинегин Материалы для истории Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. — 1865. — № 17. — С. 519.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 259, 592; Т. II. — С. 1973.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. — СПб., 1900 - 1911. — Т. II. — С. 105; т. III. — С. 725,1180.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896 - 1913. — Т. X. — С. 16-19.
  • Смолич И.К. История Русской Церкви (1700 - 1917) // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994 - 1997. — Т. 8, ч. 2. — С. 219.
  • Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896. — №28.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 23-24, 147, 311, 416, 735, 799.
  • Суворов Н. Об иерархах бывшей Велико-Устюжской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. — 1869. — № 13. — С. 475.
  • Тихонравов Н.С. Русские драматические произведения 1672 - 1725 гг. К 200-летнему юбилею русского театра собраны и объяснены Николаем Тихонравовым, профессором: в 2 т. — СПб., 1874. — Т. 2. — С. 356-427.
  • Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721 - 1871 гг.). — М., 1872. — №28.
  • Эпизоды из жизни основателя Вятской семинарии. — Вятка, 1902. — Вып. 1, 2.


Создано : 05/10/2009 : 4:11 PM
Обновлено : 05/10/2009 : 4:11 PM
Категория :
Страница просмотрена 2227 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^