Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 16

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.225.15.88

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Алексий, Архиепископ Вятский и Великопермский

Алексий (Амвросий Васильевич Титов, 7.12.1667 - 17.09.1755).

Алексий (Амвросий Васильевич Титов, 7.12.1667 - 17.09.1755) — Архиепископ Вятский и Великопермский, в последствии — Архиепископ Рязанский и Муромский.




Высокопреосвященный Алексий родился 7 декабря 1667 года в дворянской семье, происходил из рода бояр Титовых.


Упоминается впервые в 1708 году как архимандрит Московского Знаменского монастыря.


В 1713 году хиротонисан во епископа Тверского с правом ношения архиепископской скрижали.


В Тверском Желтиковом монастыре сохранилась собственноручная запись Преосвященного Алексия о явлении ему свт. Арсения, Тверского чудотворца после всенощного бдения перед литургией в день перенесения святых мощей этого угодника Божия из соборной монастырской церкви (по случаю переделки ее) в церковь над святыми вратами. В настоящее время эта грамота хранится в Государственном архиве Рязанской области.


С 1714 года — епископ епископ Крутицкий (Сарский), позднее епископ Сарский и Подонский. Владыка Алексий нередко заменял при служениях местоблюстителя Стефана (Яворского), а также рукополагал священников, которые затем поступали не только в его, но и в другие епархии.


В 1718 году во время розысков по делу царевича Алексия, которого Пётр I подозревал в государственной измене, были обнаружены несколько писем царевича русским архиереям, в том числе Преосвященному Алексию, нейтральных и к тому же не доставленных адресатам. Сам царевич Алексей на допросах решительно заявил: "архиереев Ростовского и Крутицкого (Алексия) хоть обоих сожги, у меня с ними ничего не бывало". Владыку Алексия обвинили в сочувствии царевичу и перевели на Вятку епископом с "умалением титула и степени". Епископ Сарский, или Крутицкий, обычно жил в Москве, и этот пост с давних времен считался одним из самых видных. Поэтому перевод в Вятку его сильно опечалил. Но со временем Преосвященный Алексий смирился со своим новым назначением.


С 25 января 1719 года — епископ Вятский и Великопермский.


Приехав в епархию, Преосвященный Алексий нашёл здесь 283 храма, более 30 монастырей. К концу его правления число храмов увеличилось до 319. Причём, несмотря на временный запрет Петра I в 1714 году строить из-за возведения Петербурга каменные церкви, в Вятской епархии строили именно каменные церкви. Он первый обратил внимание на обращение вотяков в христианство, на что получил инструкцию Св. Синода. Но дело это у него как-то не ладилось и за все время его пребывания на Вятской кафедре было обращено в православную веру из вотяков только 73 человека. В духовенстве архиепископ Алексий ценил, как он сам писал, "доброту и набожность" — и эти качества вместе с грамотностью и начитанностью он и хотел видеть в своих ставленниках.


Во исполнение указа императора посещать епархию не реже в два-три года, начал ездить по епархии. Но также это требование о епархиальных поездках было и в только что подписанном Духовном регламенте. Его составил близкий Петру I епископ Феофан (Прокопович). Для того, чтобы придать вес новому документу, сначала заставили подписаться под ним архиереев в Москве и Петербурге. Потом были посланы гонцы по России для сбора подписей от архиереев и "степенных монастырей архимандритов и игуменов". В октябре 1720 года гонцы прибыли в Казань, где Регламент, скрепя сердце, подписали Казанский, Вятский и Астраханский архиереи.


Летом 1721 года преосвященный Алексий совершил поездку в Пермскую десятину, где заложил церковь в с. Красное близ Соликамска.


В марте 1722 года Св.Синод разослал по епархиям указание, чтобы священники "безвременного перед св. иконами на внешних церковных стенах и над градскими врат свщевозжения и молебств перед ними и на распутиях и торжищах впредь чинить не дерзали". Также требовалось "часовен отныне нигде не строить", а построенные деревянные разобрать, "каменные употребить на иные потребы, иконы же и книги из часовен передать в церкви или монастыри". Но указ этот в Вятской епархии не исполнялся — часовни не только не упраздняли, но и строили новые.


На долю Преосвященного Алексия выпала болезненная монастырская реформа, когда указом Петра I в феврале 1724 года было велено "малобратвенные монастыри и пустыни с прочими <без промедления>, а пустыни весьма упразднить". Епископ Алексий тянул время, но в июне 1725 года получил жесткое указание прислать данные, а за задержку заплатить штраф в 100 рублей. В конце концов епископ Алексий написал Синоду, что для Вятской епархии "достаточно архимандритов три и игуменов восемь" — то есть число монастырей в епархии сокращалось почти в три раза. Впрочем, в ряде случаев эти перемены оказались недолгими и после смерти Петра I монастыри были возобновлены. Но несмотря на жёсткие указания из центра, Владыка Алексий не только упразднял монастыри, но и строил новые. Именно в 1723 году он основал близ Хлынова Богословский монастырь, куда и перевёл затем иноков из упразднённых обителей. Именно сюда решили перевести и монахов из угасающей Раифской пустыни и перенести Раифскую икону. Но когда 8 сентября после прощального молебна иноки взялись за образ, то не смогли сдвинуть его с места. Об этом было сообщено епархиальному начальству, которое повелело: оставить образ навсегда в приходской церкви с. Пышак и освятить в ней придел во имя Раифской иконы. По указу Св. Синода пустынь была приписана к Хлыновскому Богословскому монастырю в 1724 году. Любовь к монастырям была проявлением древнерусского благочестия, воплощением позиции Владыки: "Веру православную неизменно, непреложно до кончины соблюдаю; всякие новшества, лютерские, кальвинские и иных, оплеваю, гнушаюся и отвращаюся".


В 1724 году Владыка Алексий был вызван на чреду священнослужения в Петербург. Здесь ему пришлось участвовать в печальной церемонии погребения Петра I.


12 ноября 1726 года по его благословению была освящена Петро-Павловская церковь при Егошихинском заводе. По грамоте Владыки Алексия в с. Каширино Кунгурского района Пермского края (бывшее село Сылвенское, Рождественское) на скалистом берегу реки Сылвы была построена из кирпича Спасо-Преображенская церковь. Возведением храма руководил архимандрит Павел, настоятель Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря, которому в 17-18 вв. принадлежали эти земли.


Указом Св. Синода от 20 сентября 1721 года велено было преосвященному Алексию, епископу Вятскому "обучать детей новокрещенских, аще кто из них пожелает отдать ко учению ему епископу, и устроить таковые училищные домы, в которых бы отроков учить безденежно и по казенным книгам, аще будут они от маломощных, и наблюдать ему епископу яко родных своих детей". Исполняя указание Св. Синода, осенью 1727 года устроил в архиерейском доме епархиальную школу, собрав в нее 27 детей священнослужителей. Это была первая школа в Вятке. В своем рапорте Синоду епископ писал, что дети "учатся славянской азбуке, часослову, псалтыри и писать".


25 февраля 1727 года он принимал участие в короновании Петра II в Москве.


Управляя Вятской епархией, Преосвященный Алексий присутствовал на III Всероссийском съезде миссионеров.


15 февраля 1731 года возведен в сан архиепископа.


С 26 сентября 1733 года — архиепископ Рязанский.


С переводом в Рязань он получил предписание Св. Синода об увещевании раскольников, на что отвечал, что раскольники увещаний его не принимают, "затыкая уши свои, аки аспид глухий, а при том ему при старости его трудно иметь много разглагольства с ними, а потому не лучше ли смирять их постом и стегать плетьми". Синод ему указал — обращаться с раскольниками не иначе, как по-пастырски.


Скончался 17 сентября 1755 года в возрасте 83 лет и был погребен в Успенском соборе (ныне собор Рождества Христова) в Рязани. В 1799 году гроб с телом владыки был перенесен в Архангельский собор, усыпальницу Рязанских архиереев. 18 июня 1998 года останки преосвященного Алексия были обретены вместе с мощами Рязанских святителей и архиереев. 18 сентября 1998 года они были перенесены в Рязанский Троицкий монастырь, где покоятся в одной раке с мощами священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского, и святителя Феодорита, архиепископа Рязанского.


Публикации:


  1. Письма Кабинет-секретарю А.В. Макарову (4 письма) // Странник. — 1905. — Т. 1, ч. 1. — С. 50, 52, 56.
  2. Письма Царю Петру I (2 письма) // Странник. — 1905. — Т. 1, ч. 1. — С. 50, 53.
  3. Письмо Царице Екатерине Алексеевне // Странник. — 1905. — Т. 1, ч. 1. — С. 55.

Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 23-24 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1398, 1411, 1414.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 36, 40, 41, 56.
  • Каптиков А.Ю. Спасо-Преображенская церковь в селе Каширино — неизвестный памятник архитектуры XVIII века // Архитектура и градостроительство Урала. — М., 1988. — С. 164.
  • Купола земли Кунгурской / Ренёва О.А., Шаморина М.В., Колыванова Р.Н. — Кунгур, 2000. — С. 4-5.
  • Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. — Калуга, 1876. — С. 108.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 592; Т. II. — С. 1973.
  • Пономарёв П.П. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии). Историко-географический и церковно-биографический очерк. — Кунгур, 1896. — С. 49.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. — СПб., 1900 - 1911. — Т. III. — С. 1180.
  • Рункевич С.Г. Преосвященный Алексий (Титов) и его переписка с Петром Великим // Странник. — 1905, № 1. — С. 49-57.
  • Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. — СПб., 1904.
  • Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Кн. IV. — С. 1515.
  • Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896. — №9.
  • Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721 - 1871 гг.). — М., 1872. — №9.
  • Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814-1914 г. — М., 1914. — С. 594-596.


Создано : 06/10/2009 : 10:44 AM
Обновлено : 23/11/2009 : 2:00 PM
Категория :
Страница просмотрена 49 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^