Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 10

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.58.75

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Дионисий, Архиепископ Вятский и Великопермский

Дионисий (Димитрий Ушаков, ? - 1721).

Дионисий (Димитрий Ушаков, ? - 1721) — Архиепископ Вятский и Великопермский.




Высокопреосвященный Дионисий известен с 1697 года как игумен Московского Данилова монастыря.


4 августа 1700 года хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского с возведением в сан архиепископа.


Характеристику Преосвященному Дионисию дал известный писатель Н. Лесков. По его мнению, это был архиерей, который "кроме простоты нравов ничего примечания достойного не имел". Он не отличался строгостью и в вопросах нравственности. Преосвящ. Дионисий даже "исполнения правил благочиния, воздержания и трезвости требовал нестрого". Будучи сам мало образован, он не придавал никакого значения развитию просвещения в епархии. По его рассуждению, "умеющие как ни есть прочесть псалмы Давидовы к произведению во все степени священства и другие духовные чины были достойны". Он не только не боролся с невежеством, но и покровительствовал невеждам. По заключению Лескова, Преосвященный Дионисий был настолько бессодержательной личностью, что после себя не оставил никакой памяти, кроме названия "Дионисий препростый".


В начале 1701 года был создан Монастырский приказ, которому был отдан не только контроль над церковными вотчинами, но и заведование всеми доходами архиерейских домов. В сентябре в Хлынов приехал стольник Илия Патрикеевич Назарьев, который переписал всё имущество архиерейского дома и приказал не делать никаких займов, средств не тратить, "в случае нужды бить челом в Монастырский приказ".


1 ноября 1701 года сгорела церковь Спасского монастыря г. Орлова. Архиепископ Дионисий благословил её строительство. А в 1708 году построил в обители деревянную колокольню с часовней во имя преп. Трифона Вятского.


Несмотря на временный запрет Петра I в 1714 году строить каменные церкви, в Вятской епархии при Владыке Дионисии строили именно каменные церкви.


В 1705 году, проезжавший через Чердынь Сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, по какому-то обету, данному им, оказал содействие в перестройке церкви Иоанна Богослова — старейшего храма на Урале, построенного в 1462 году в дереве, и первой каменной постройки на Урале — между 1579 и 1624 годами церковь была построенная в кирпиче. Церковь была перестроена в 1918 году, уже после смерти губернатора — князь Гагарин к этому времени был повешен по Указу Петра I. Грамота на её перестройку была выдана Высокопреосвященным Дионисием монастырскому игумену Григорию в марте 1717 года. В грамоте предписывалось готовить на строительство церкви "каменье и кирпичь, известь и лес и всякие припасы", требовала чтобы церковь была не шатровой, а с одной, тремя или пятью главами, с круглым и светлым алтарём, и указывала, чтобы она возводилась "по чину правильного и уставного законоположения, как осём правила и устав повелевают". Не пожар, как многие полагают, но не соответствие церкви новым церковным каноном явилось основной причиной для её перестройки, что несомненно является свидетельством в пользу её древности. Работами руководил "прикащик" Лев Колотилов, а наблюдал выборный Иван Ветошев. Очевидно, это было связано с тем, что строили церковь приезжие каменщики. Существует запись о выдаче "шведским пленникам двум человекам, которые в Чердыни в Богословском монастыре у строения пятьдесят рублёв". Строители выдержали "правила и устав" — церковь одноглавая, причём колокольня совмещена с храмовой частью. Алтарь на самом деле кругл и "светел" — хорошо освещён оконными проемами. Внешний вид церкви претерпел изменения. Была разобрана крытая каменная галерея с овальной аркой, которая в 16-17 веках использовалась для крестных ходов вокруг церкви, и перестроена паперть. На иконах сер. 18 века запечатлена церковь Иоанна-Богослова уже в том виде, в каком мы видим её сейчас.


При архиепископе Дионисии продолжал играть свою важную роль "историк Вятского архиепископства" Семён Фёдорович Попов. Вместе с архиепископом Дионисием в конце 1704 — начале 1705 года он ездил в Москву, а в 1710 году составил главный труд его жизни — "Повесть о стране Вятской".


1711 годом датируется чудо, произошедшее от чудотворной Великорецкой иконы святителя Николая: "7-го августа Чудотворец исцелил от болезни ног Вятского воеводу, стольника царского величества Герасима Дмитриева Плещеева".


Митрополит Стефан (Яворский), который после упразднения патриаршества был местоблюстителем патриаршего престола в 1700 – 1721 годах, писал: "во многих епархиях архиереев нет: <…> а престарелые на Устюге и на Вятке". В последнем случае имелся ввиду архиепископ Дионисий (Ушаков). В Хлынове поговаривали, что одной из причин увольнения на покой Архиепископа Дионисия стали именно его редкие поездки по епархии.


В 1718 году уволен на покой в Московский Данилов монастырь. Но еще целый год руководил епархией из Москвы. В Даниловом монастыре принял схиму с именем Димитрия.


Скончался в 1721 году в Москве в Даниловом монастыре, где и погребен на древнем монастырском кладбище.


Публикации:



Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 23 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1398.
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908. — С. 409.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 56.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 592.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. — СПб., 1900 - 1911. — Т. III. — С. 1180.


Создано : 06/10/2009 : 11:38 AM
Обновлено : 06/10/2009 : 1:38 PM
Категория :
Страница просмотрена 409 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^