Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 314

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 23

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.248.78

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Иона, Архиепископ Вятский и Великопермский

Иона (Баранов, 1635 - 08.10.1699).

Иона (Баранов, 1635 - 08.10.1699) — Архиепископ Вятский и Великопермский. Иконописец. Местночтимый святой, чудотворец.




Высокопреосвященный Иона родился в 1635 году.


В 1653 году пострижен в монашество. Был келарем Калязинского Макариева-Троицкого монастыря.


С 1668 года — архимандрит Тихвинского Успенского монастыря.


23 августа 1674 года, в день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского. В Хлынов Владыка Иона прибыл 17 января 1675 года. Одна из летописей так описывала встречу: "...и обрадовашася вятские страны жители своему владыце, яко Богу, и сретоша его честно и богоугодно".


Из сохранившихся сведений о деятельности Высокопреподобного Ионы известно, что он занимался сбором книг — им была собрана большая библиотека печатных и рукописных книг. Владыка Иона строго следил за благочинием монашеской жизни. Он отличался строгою и благочестивою жизнью и ревностью к вере.


12 марта 1682 года возведен в сан архиепископа. В грамоте Патриарха Адриана говорилось, что "усудися епископии вятской бытии архиепископию, яко грады Вятка и Великая Пермь многонародные суть".


Царь и патриарх уважали святителя и неоднократно вызывали в Москву на совещания. Архиепископа Иону из Москвы всегда возвращался с богатыми подарками, церковной утварью. При царе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме ему были пожалованы Преображенский и Вознесенский монастыри с 344 дворами.


Из сохранившихся сведений о деятельности архиепископа Ионы известно, что он уделял большое внимание строительству храмов в Хлынове (Вятке), Слободском и других окрестных городах и монастырях. Архиепископ Иона призвал московских каменщиков, при нем стали возводить каменные строения — 10 апреля 1676 года в г. Хлынове начали копать рвы на месте, отведенном для Троицкого Кафедрального собора. 11 апреля водрузили крест на месте будущего собора. Почти одновременно начали возводить архиерейский дом с церковью во имя преподобного Алексия, человека Божия. В 1690 году идет строительство в Слободском Богоявленском монастыре; в 1693 году — каменной церкви Нерукотворного Спаса в Хлыновском Троицком приходе. В 1696 году вместо деревянной Царево-Константиновской церкви, пострадавшей при пожаре, была заложена каменная. По его благословению в Кунгуре был построен в 1700 году Благовещенский собор и церковь в селе Карагай. В 1675 году была основана Шерьинская пустынь, затем Успенский Верх-Язвьинский мужской монастырь по случаю явления здесь иконы Божией Матери. По благословению Владыки построена и освящена церковь в Соликамском Вознесенском монастыре.


3 августа 1679 года пожар уничтожил практически весь город Хлынов. Осталось не больше восьми десятков дворов. Сгорели мужской и женский монастыри. Из всех городских храмов уцелела только загородная Всесвятская церковь. В ней приходилось служить по очереди. Владыка Иона дал указание срочно заканчивать при строящемся Свято-Троицком Кафедральном соборе придел во имя Великорецкой иконы св. Николая, который архипастырь лично освятил 1 августа 1679 года.


Если Кафедральный собор и архиерейский дом строила московская артель, то к 1690-м годам привлекались только вятские мастера, впитавшие всё лучшее у столичных каменьщиков. Вятская артель во главе Иваном Никоновым строила Воскресенский собор в г. Хлынове, Преображенскую церковь вятского женского монастыря, Екатерининскую церковь в г. Слободском и ряд других храмов. Они же в 1697 году заключили договор на строительство Царево-Константиновской церкви. Всего за время служения на Вятке Владыка Иона благословил строительство не менее 22 храмов (не считая монастырей и часовен).


Одним из самых славных деяний Владыки Иона стало прославление преп. Трифона как святого покровителя Вятской земли (память 8/21 октября) и установление чина почитания многих местных святынь.


В 1684 году, по окончании строительства Кафедрального собора и архиерейского дома, в мужском монастыре решили строить каменный Успенский собор. Но когда начали копать рвы, возник вопрос: тревожить ли гроб, в котором покоился преподобный Трифон? Тогда обратились к святителю Ионе. Преосвященный приказал принести образ Успения Богоматери, поставить на то место, где, думали, находился гроб преподобного и написал два жребия: на одном — "копать ров прямо гроба", а на другом — "по сторону гроба". После этого начали молиться всем собором, а Владыка приказал одному из иноков вынуть жребий. "Выйде жребий — что быти рву прямо гроба преподобного". Тогда монахи во главе с архимандритом начали копать рвы под намеченное место храма, но когда дошли до места, где был гроб преподобного, остановились. Они вновь отправились к Владыке Ионе, прося архипастырского благословения на перенос гроба. Дата была назначена на 2 июня.


После усердной молитвы Господу и Пресвятой Богородице в первом часу ночи принялись за дело. Причем, Владыка выкапывал гроб преподобного Трифона собственными руками. Без четверти три обрели гроб преподобного. Когда доставали, удивились: по сторонам гроба земля мерзлая, над крышкой же и под днищем талая, словно от преподобного исходило тепло. Сам же гроб сильно потрупел от времени. С пением, зажженными свечами и каждением перенесли его в специально приготовленную часовню с южной стороны храма, где Владыка Иона отпел в память преподобного панихиду. После чего "втайне", с замершими сердцами, открыли гроб. Преподобный Трифон лежал словно живой, даже риза и схима невредимы. А со времени упокоения основателя первой вятской обители прошло семь десятков лет...


По завершении строительства Успенского собора, 2 августа 1690 года в Успенском монастыре собралось много народа. Здесь же присутствовали Вятский воевода Михаил Хилков со служивыми, а также священники, монахи, горожане... Владыка Иона вместе с монашествующими и священством торжественно перенес гроб с мощами Св. Трифона из часовни в Успенский собор, где мощи были положены с северной стороны под спудом, где почивают и по сей день.


Особое место в истории Вятской земли занимает Тихвинская икона Божией Матери, которая спасла не только Тихвинскую обитель от нашествия шведов в Смутное время, но издавна считалась покровительницей всего северо-востока России. Известно, что после епископского рукоположения Владыка Иона привез с собой из Тихвина в Хлынов список с Тихвинской иконы. Находилась Тихвинская икона в Вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе. В описи, составленной при закрытии собора в середине 1930-х годов, записано: "по преданию, писана архиепископом Ионою". В 1844 году протоиерей Иоанн Куртиев из г. Слободского сообщал, что "ныне (в 1844 году) иконе оной будет 168 годов", т.е. она написана в 1676 году. Во время общеепархиальных крестных ходов Тихвинскую икону Божией Матери присоединяли к великорецкой иконе Святителя Николая и образу Архистратига Михаила, что, бесспорно, способствовало росту ее почитания. Образ Архистратига Михаила на камне был обретён во время пахоты близ с. Курино. В 1675 году Владыка Иона благословил создание Михаило-Архангельского монастыря.


Вятчане также почитали образ Спаса Нерукотворного в г.Орлове, явленный на дереве в 6-ти верстах от города. Епископ Иона благословил создать в Орлове обитель в честь образа, во время путешествия по епархии освятил выбранное под монастырь место и стал первым вкладчиком в новоучрежденную обитель. Раифская икона Богородицы была пожертвована на Вятку Государем Феодором Иоанновичем и прославилась своим чудесным заступничеством в Смутное время. Владыкой Ионой около 1691 года здесь была основана Раифская пустынь. В Пермской губернии в селе Тохтареве в середине 19 века почиталась икона Богоматери Неопалимой Купины, написанная по преданию самим Владыкой Ионой для существовавшего здесь в 17-м веке Богородицкого монастыря.


Владыка Иона принял деятельное участие и в восстановлении Троицо-Стефановской пустыни в с.Ульяново нынешней Республики Коми. Монастырь был основан свят. Стефаном Пермским (это место считается последним рубежом, который посетил свят.Стефан с проповедью христианства). Со временем обитель угасла. Восстанавливать монастырь начал монах Филарет (Тюрнин) с сыновьями. Известно, что после пожара, уничтожившего храмы обители, о. Гурий Тюрнин ездил в Хлынов и получил грамоту архиепископа Ионы на строительство храма во имя образа Спаса Нерукотворного.


Владыку Иону собирались переместить на Суздальскую кафедру, возведя в сан митрополита. Но архиепископ Иона попросил оставить его на Вятской кафедре, которой он посвятил столько трудов. Во время путешествия по епархии близ села Шалегово Владыка Иона оставил свою панагию, которую местные жители хранили как святыню, а в память этого события основали Владимирскую часовню. Деяния Владыки были запечатлены и в местных названиях. Когда Владыка Иона решил добраться из с. Кинчинского на освящение церкви в с. Елево, он отправился в неблизкую дорогу пешком. Его путь через глухую, заросшую лесом местность, в народе назвали "архиерейской тропой".


Ещё в 1696 году сделал себе гроб, завещав "аще Господь Бог благоволит моим костем персти предатися, и в том месте отпев надгробное пение положить".


Скончался 8 октября 1699 года (в день кончины преподобного Трифона, для прославления которого архиепископ очень много сделал). Погребен 3 декабря 1699 года в построенном им Свято-Троицком Кафедральном соборе на правой стороне алтаря.


Сразу после смерти Владыки Ионы местные жители свято почитали память своего архипастыря, его имя начинают заносить в синодики вятских храмов и обителей, а он и по кончине ходатайствовал за них. По молитвам святителя получил исцеление безнадежно больной житель города Вятки, который наяву слышал голос, повелевающий отслужить панихиду по архиепископу Ионе, чтобы получить выздоровление. Исполнив повеление, больной получил полное исцеление своей болезни.


В 1771 году вятским воеводой Щербачевым и экономическим казначеем Чернавским была устроена его гробница со стихотворной эпитафией.


В 18 и в 19-м веках к его гробнице приходили вятчане — отслужить панихиду почитаемому архипастырю. Так как преп. Трифон Вятский и архиепископ Иона (Баранов) отошли ко Господу в один день — 8 октября, — почитание памяти Владыки Ионы вплоть даже до 1870-х годов затмевало день памяти преп. Трифона Вятского, а панихиды служились именно по архиепископу Ионе.


Публикации:


  1. Духовная грамота // Труды и летописи Общества истории и древностей российских. — М., 1837. — Ч. 8. — С. 14—21.

Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 23 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Архиерейская дорожка : материалы к жизнеописанию святителя Ионы (Баранова), архиепископа Вятского и Великопермского / [Приход церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи] ; авт.-сост. А. Маркелов. — Киров (Вятка) : Лобань, 2005 (Киров : тип. ООО "Лобань"). — 47 с. : ил. — Библиогр.: с. 41-44.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1398.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 56.
  • Каган М.Д. Иона // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2. — С. 86-88.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 592.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896 - 1913. — Т. 8. — С. 319.
  • Серафим (Веснин). Письма Святогорца к друзьям своим о святой горе Афонской: в 3 ч. — 8-е изд. — М., 1895. — ч. 3. — С. 517.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 63, 799.


Создано : 06/10/2009 : 3:35 PM
Обновлено : 07/10/2009 : 5:43 PM
Категория :
Страница просмотрена 93 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^