Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 309

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 13

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.224.200.104

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Александр, Епископ Вятский и Великопермский

Александр (30.11.1603 - 16.10.1679).

Александр (30.11.1603 - 16.10.1679) — Епископ Вятский и Великопермский. Известный церковный деятель, духовный писатель.




Преосвященный Александр родился 30 ноября 1603 года в Подмонастырной слободе близ Николо-Коряжемского монастыря в Сольвычегодске Вологодской губернии.


В 1631 году пострижение в монашество в Никольском Коряжемском монастыре, нес послушание казначея, с 1643 года был в нем игуменом.


С 7 июня 1651 года — архимандрит Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере. В августе 1653 года в эту обитель был сослан "под начало" глава старообрядческой оппозиции московский протопоп Иван Неронов, которого архимандрит Александр встретил с большим почетом. К Неронову приезжали из Москвы единомышленники — муромский протопоп Логгин и бывший игумен московского Златоустовского монастыря Феоктист, знакомство с которыми не могло не повлиять на взгляды Александра. Однако отношения Александра с воинствующим "боголюбцем" скоро испортились и переросли в открытую конфронтацию из-за вмешательства последнего в уклад жизни обители. Защищая интересы братии и собственный авторитет, архимандрит Александр настоял на переводе Неронова в другое место. Вероятно, этот конфликт, о котором Александр известил Патриарха Никона, сыграл определенную роль в выдвижении его кандидатуры на освободившуюся Коломенскую кафедру.


3 июля 1655 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского, сменив опального епископа Павла.


В 1655 году епископ Александр участвовал на Московском соборе, созванном патриархом Никоном по поводу исправления богослужебных книг. Тогда он одобрил вместе с другими исправленную книгу "Служебник" и вновь переведенную "Скрижаль".


Исследовав исправленные богослужебные тексты, Владыка Александр постепенно пришел к неприятию реформы и сблизился со старообрядцами. Возможно, именно его связи с раскольниками и посильная помощь им привели Патриарха к решению о переводе епископа Александра подальше от Москвы в новую Вятскую епархию.


С 5 декабря 1657 года — епископ Вятский и Великопермский.


После оставления Никоном Патриаршего престола в июле 1658 года епископ Александр выразил свое несогласие с церковной реформой и ратовал за ее отмену. Вплоть до 1661 года он фактически продолжал жить в Москве и пользовался милостями двора, однако ситуация изменилась, и ему пришлось уехать в Вятскую епархию. В дальнейшем, вынужденный подчиниться церковной дисциплине, Владыка Александр неизменно ставил свои подписи под всеми решениями церковных Соборов, хотя на Вятской кафедре тормозил проведение реформ.


У Александра в Москве, а затем в Вятке находили прибежище гонимые старообрядцы, например, игумен Феоктист, сподвижник и биограф Ивана Неронова, которому епископ Александр неоднократно давал переписывать секретные государственные документы. Старообрядцы посылали епископу Александру для отзывов и исправлений свои сочинения, просили собрать те или иные материалы для обличения нововведений и исправленных богослужебных книг. Живя на Вятке в Трифоновом Успенском монастыре, занимался ревизией церковной реформы, сравнивая со старообрядческих позиций старопечатные книги с новоизданными, вероятно в надежде на пересмотр результатов реформы на предстоящем Соборе, подготовка к которому велась несколько лет. Итогом этой работы явилось сочинение "Вопросы к Собору наименьшего из архиереев", содержащее 28 вопросов. Сочинение построено в форме диалога, в предисловии автор просит архиереев рассмотреть и утвердить его ответы, написанные против "неправедно мудрствующих Церкви".


Откликнувшись одним из первых на обращение царя Алексея Михайловича к русским архиереям, подал "Отписку" по поводу "клятвы", наложенной Патриархом Никоном на митрополита Сарского и Подонского Питирима, Местоблюстителя Патриаршего престола, и на окольничего С.Л. Стрешнева. "Отписка" была вручена царю на Лобном месте 8 июля 1662 года. Челобитная Александра Вятского является откликом на призыв Паисия Газского к русским архиереям побудить царя к скорейшему избранию нового Патриарха. Послание Александра Вятского к царю почти всё основано на мнениях и заключениях Паисия Лигарида и даже в подражание сочинению последнего разбито на 30 пунктов. В конце письма он советовал царю собрать "истинных архиереев" для избрания нового патриарха, который бы "имел возраст не менее 60 лет, в монашестве находился более 15 лет и был бы прежде в послушании у искусного старца". Но письмо это не имело решительно никакого практического значения.


Открыто против Никона выступил только епископ Павел Коломенский, за что был мученически казнён. Русская старообрядческая православная церковь упоминает только трёх архиереев, не согласных с никоновскими нововведениями и служивших по старым книгам — Макарий, митрополит Новгородский, святой Маркелл, архиепископ Вологодский, игумен Соловецкий, и Александр, епископ Вятский и Великопермский.


В январе 1666 года, в связи с предстоящим Собором, призванным осудить раскольников, на Вятке был организован сыск. В Хлынове арестовали скрывавшегося здесь игумена Феоктиста, у которого конфисковали 88 связок тетрадей, столбцов и отдельных листов, среди которых было много сочинений самого Александра, касавшиеся вопросов о сложении перстов, иконописании и новых книгах. Когда же на большом Московском соборе 1666 года начался суд над противниками книжного исправления, то вызван был в числе расколоучителей. Обвиняли расколоучителей, главным образом, не в том, что они держались неисправленных книг и обрядов, существовавших до патриарха Никона, а в том, что порицали исправленные книги и обряды как полные различных ересей. Со всеми своими сочинениями и подготовительными материалами к ним Преподобный Александр предстал перед участниками Собора в Москве. Его дело разбиралось на 3-м заседании: "Приглашен бысть и предста Вяцкий епископ Александр и вопрошен о писании си, еже он писа, обхуждая святаго Символа благоисправление, такожде и новопечатных книг праведное напечатание и иных чинов церковных благоустроение. И он не отрекся писания своего, точию моляше удостоверится о непогрешении новоисправленных книг и святаго Символа". Однако епископ Александр вместе с Григорием Нероновым, написав "Покаянный свиток" Собору, искренно покаялся в своих сомнениях и получил прощение. С четвертого заседания принимал участие в действиях Собора. Исполняя поручение иерархов, ездил на Архангельское подворье, где содержался Патриарх Никон, призывая его явиться на высший церковный суд. Решением Собора Никон был низведен с Патриаршества 12 декабря 1666 года, а на его место 10 февраля 1667 года выбран Иоасаф. Подписи Владыки Александра имеются под всеми решениями Собора, осуждавшими раскольников, хотя, по свидетельству Андрея Денисова, и после этого тайно им покровительствовал. Полностью восстановив доверие к себе церковных властей и нового Патриарха, епископ Александр вернулся на Вятку лишь в 1669 году, получив пожалования деньгами и вотчинами на строительство архиерейского дома.


Вятский период жизни Преосвященного Александра описал известный писатель Н. Лесков. В связи с учреждением Вятской епархии епископу Александру было поручено обновить престол в г. Хлынове, построить архиерейский дом для себя и для будущих архиереев. Для этого ему было отведено специальное место и "вместо суммы выделены две вотчины, с коих не менее трех тысяч душ считали". Но епископ Александр не умел и не хотел трудиться. Он 16 лет управлял Вятской епархией и за это продолжительное время так и не начал строительства, а "просидел ничего не делая, но неустанно обижаясь". Сам же все это время из-за отсутствия архиерейского дома жил в Успенском Трифоновом монастыре. "Был он кроме славянорусской грамоты ничему не учен и всяких по своей должности учреждений по себе не оставил".


Однако, в Хлынове и в других городах Вятской епархии велось строительство деревянных церквей, возникали новые приходы, 2 церкви были построены и освящены в Успенском Трифоновом Хлыновском монастыре при непосредственном участии Владыки Александра.


Преосвященный Александр имел большую для своего времени библиотеку. Среди принадлежавших ему книг преобладают богослужебные и святоотеческие тексты, в большинстве книг есть пометы и исправления, имеющие характер редакционной правки — в особенности это касается некоторых аспектов толкования христианских догматов. Видимо, большую часть ее он пожертвовал "на свое обещание" в Николо-Коряжемский монастырь, куда с 1657 по 1674 годы от него поступило 37 книг и рукописей. Помимо сочинений, связанных с полемикой вокруг церковной реформы, епископ Александр является автором литературно-агиографических произведений, посвященных Николо-Коряжемскому монастырю. Его авторству приписываются Служба прп. Логгину Коряжемскому, написанная около 1650 года, "Сказание о зачале Николо-Коряжемского монастыря и началнике его старце Логине" и другие агиографические сочинения.


8 января 1674 года самовольно ушел на покой в Коряжемский Николая чудотворца монастырь, где принял схиму и написал государю и патриарху в Москву, что "правительствовать епархией больше не желает".


Скончался 17 декабря 1678 года. Погребен в этом же монастыре в северной паперти.


Публикации:


  1. Вопросы к Собору наименьшего из архиереев.
  2. Сказание о зачале Николо-Коряжемского монастыря и началнике его старце Логине.
  3. Служба прп. Логгину Коряжемскому.

Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 23 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Бубнов Н.Ю. Книготворчество московских старообрядцев XVII века. — Л., 1983. — С. 27-28.
  • Бубнов Н.Ю. Александр, епископ Вятский и Великопермский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 3 (XVII в.). — Ч. 1. — С. 55-59.
  • Бубнов Н.Ю., Власов А.Н. Александр Вятский — писатель и книжник XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1988. — Т. 41. — С. 375-380.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1398.
  • Верещагин А.С. Из истории Вятской епархии: Первый епископ Вятский Александр (1658-1674) // Тр. Вятской учен. арх. комиссии. — Вятка, 1909. — Вып. 2. — С. 7-8.
  • Верюжский И.М. Исторические сказания о жизни святых. — Вологда, 1880. — С. 486.
  • Власов А.Н., Парамонова Т.Б. Произведение Александра, епископа Вятского "Вопросы к Собору наименьшего из архиереев" // Проблемы изучения традиционной культуры Севера: (К 500-летию г. Сольвычегодска) / Межвузовский сб. науч. тр. — Сыктывкар, 1992. — С. 72-79.
  • Гиббенет Н. Историческое исследование дела Патриарха Никона. — СПб., 1882. — Ч. 2. — С. 18-27.
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908. — С. 146-147.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 56.
  • Летописи русской литературы и древности / Изд. Н. Тихонравовым. — М., 1861-1868. — Т. 5. Отд. II. — С. 163-178.
  • Никитников Г. Иерархия Вятской епархии. — Вятка, 1863. — С. 8.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 592; Т. II. — С. 1411.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. — СПб., 1900 - 1911. — Т. III. — С. 1180; Т. XII. — С. 358.
  • Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. — СПб., 1882. — С. 14.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 743, 754, 799, 1031.
  • Шашков А.Т. Неизвестный документ 1675 г. о преследованиях старообрядцев на Вятке // Народная культура Урала в эпоху феодализма: Сб. науч. тр. — Свердловск, 1990. — С. 74-79.


Создано : 07/10/2009 : 5:39 PM
Обновлено : 08/10/2009 : 1:06 PM
Категория :
Страница просмотрена 373 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^