Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 309

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 11

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.224.200.104

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Сильвестр, Архиепископ Вологодский и Великопермский

Сильвестр (? - 1.12.1615).

Сильвестр (? - 1.12.1615) — Архиепископ Вологодский и Великопермский и одновременно — Епископ Корельский и Орешковский, в последствии — епископ Псковский и Изборский.




Преосвященный Сильвестр в документах 16-го века упоминается в числе архимандритов московского Симонова монастыря. Перед назначением на кафедру состоял игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.


После очередной русско-шведской войны, 18 мая 1595 года в Тявзино был подписан мирный договор. По этому договору Корельский уезд был возвращен России. Восстановление Корельского уезда началось с возрождения православия. Для этого в 1595 году была учреждена Корельская и Орешковская епархия. Ее епископом был поставлен Сильвестр, который в 1595 году, при учреждении Корельской епархии, был хиротонисан во епископа Корельского и Орешковского. Центром епархии должен был стать административный центр Корельского уезда г. Корела (ныне Приозерск). С 1597 года, когда шведы освободили г. Корелу, епископ Сильвестр перенёс туда свою резиденцию. На его личной печати появилась надпись: “Божиею милостию Епископ Селивестр Корельский и Орешьский”.


Населения в уезде осталось чуть больше 10% от прежнего числа. Шведами были сожжены большинство деревень и почти все православные церкви и монастыри. Владыка Сильвестр энергично взялся за дела епархии. В скором времени не только были отстроены все приходские церкви, но и число церквей приумножилось. Так по ставленой грамоте от 22 мая 1599 года епископ Сильвестр назначил священника Офонасья Яковлева в церковь Николая Чудотворца в Веелу, которой ранее не было. При Сильвестре были востановлены Валаамский и Коневецкий монастыри. Епископ Сильвестр в г. Корела открыл церковную школу и учредил множество богаделен и приютов. Активно боролся с распространением шведами лютеранства.


В 1609 году в Выборге был подписан договор со шведами об оказании помощи против поляков, согласно которому Корельский уезд должен был отойти к Швеции в качестве компенсации за военную помощь. Однако местное население отказалось признать этот договор, и шведскому генералу Якову Понтусу Делагарди (1583 -1652) пришлось в 1610 году силой оружия подчинять себе эти земли. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр в своих проповедях призвал местное население к борьбе с захватчиками.


Когда в августе 1609 года жители города Корела прознали, что к ним едут бояре для сдачи города шведам, то подняли местных крестьян и совместно запретили царским боярам въезжать в город. Бояре везли в Корела грамоту, в которой царь Василий Шуйский предписывал “богомольцу нашему епископу Селивестру”, воеводам Д.Т. Мышецкому и В.Т. Аврамову, игуменам, протоиерею и священникам городских церквей сдать город шведам. В сентябре 1610 года войска Якова Делагарди приступили к осаде города. Защитой крепости руководил воевода Иван Михайлович Пушкин, предок А.С. Пушкина. Епископ Сильвест духовно укреплял защитников. Осаждённые горожане не только успешно обороняли крепость, но и совершали вылазки, в которых захватили знатных шведских полководцев Йорена и Клааса Бойе.


К марту 1611 года из 2500 защитников города в живых осталось около 100 человек. Продолжать оборону не было более сил. Тогда защитники крепости заложили пороховые заряды под стены и башни и начали со шведами переговоры о почетной сдаче. Для переговоров 28 февраля в Корелу прибыл губернатор Выборга Арвед Тённессон. Шведы согласились на все условия защитников, но в соглашение о сдаче они внесли специальный пункт, согласно которому епископ Сильвестр, как главный вдохновитель Сопротивления шведам, должен остаться в городе до решения его судьбы шведским королём. Защитники города, не согласившись с таким условием, отказались от дальнейших переговоров и показали шведам заложенные под стены пороховые заряды. Шведы приняли все условия, предложенные защитниками города, и дали им возможность покинуть город с оружием и имуществом, включая бумаги воеводской канцелярии и всю церковную утварь, кроме колоколов. Вскоре после сдачи города Корела весь уезд оказался под властью шведов.


С 1611 года — епископ Вологодский и Великопермский с возведением в сан архиепископа, но до 1613 года сохранял за собой и титул епископа Корельского и Орешковского.


В то время под управлением Вологодской епархией находилась вся Сибирь и сибирские воеводы писали владыке Сильвестру в 1611 году о том, что "в Тобольске и во всех сибирских городах у многих приходских церквей попов нет и затем стоят без пенья, многие люди без попов помирают без причастья, а младенцы без крещенья, и многие церкви поставлены вново, а стоят неосвящены, для того что в сибирских городах антиминсов нет" и просили прислать антиминсов и священников, хотя пять или шесть.


В 1609-1612 годы в Великой Перми воевода М.М. Годунов, поддерживая царя Василия Шуйского, состоял в переписке с настоятелем Троице-Сергиева монастыpя архимандритом преподобным Дионисием (Зобниновским) и келарем Авраамием (Палицыным), призывавшими к борьбе с интервентами.


22-25 сентября 1612 года интервенты ненадолго захватили Вологду. Архиепископ Макарий так описывает эти события: "При разорении церквей в Вологде польскими людьми и русскими ворами умерщвлены: 3 протоиерея, 34 священника, 6 диаконов и 6 иноков, в том числе и преподобный Галактион Вологодский. Самого епископа Вологодского Сильвестра злодеи взяли в плен и четыре ночи держали под стражей, много раз приводили к казни и отпустили чуть живого". Сохранилось донесение самого Преосвященного Сильвестра, в котором он пишет: "нынешнего 1612 года сентября 24 д. в последнем часу ночи разорители нашей чистой, православной веры и ругатели креста Христова, Поляки и Литовцы с Черкесами и русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город, умертвили людей, осквернили церкви Божия, сожгли город и посады; воевода князь Иван Одоевский ушел, а окольничий и воевода кн. Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташев убиты; меня грешного взяли в плен, держали у себя 4 ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мною, — едва живого отпустили".


Кафедральный Софийский собор был разгромлен захватившими Вологду поляками и повреждён пожаром: сгорели крыша и главы с крестами. Согласно В. Баниге и Н. Перцеву, со времени строительства до пожара 1612 года собор имел шлемовидные завершения и позакомарное покрытие. После ухода поляков и литовцев начались доделки и исправления собора. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности были временно взяты из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей. В 1612—1613 годах после ремонта собор, в том числе и главный престол, Владыка Сильвестр освятил заново.


Вологда еще раз была разграблена и сожжена в 1613-1614 годы войсками атамана Баловня.


В 1613 году, оставаясь формально епископом Корельским и Орешковским, подписал уложенную грамоту об избрании на царство царя Михаила Федоровича. Таким образом, среди восьми русских иерархов - участников Земского Собора, подписавших этот документ, стоит подпись епископа Корельского и Орешковского Сильвестра.


С 11 июля 1613 года — епископ Псковский и Изборский. В Псков прибыл 28 октября. В Псковской летописи под 1613 годом отмечается, что “В 7121 году на Вознесеньев день поставиша на царство Государя царя и великого князя Михаила Феодоровича. На второй год приехал во Псков епископ Селивестр Корелский октября 28”.


1 декабря 1615 года, в трудное для псковичей время осады Пскова шведами, их владыка почил о Господе.


Место погребения не установлено.


Публикации:



Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 22 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Бординских Г.А. Церковно-историческое описание городов Чердыни и Соликамска. — Соликамск, 1996. — С. 11.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1396, 1410.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 19, 47, 51.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 541.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. — СПб., 1900 - 1911. — Т. III. — С. 707.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 151, 379, 731, 1051.


Создано : 09/10/2009 : 0:44 PM
Обновлено : 12/10/2009 : 1:31 PM
Категория :
Страница просмотрена 2394 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^