Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 16

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.225.15.88

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Святитель Антоний, Епископ Вологодский и Великопермский

Святитель Антоний (нач. 20-х гг. 16 в.- 26.10.1588).

Святитель Антоний (нач. 20-х гг. 16 в.- 26.10.1588) — Епископ Вологодский и Великопермский. Святой Русской Православной Церкви, почитается в лике святителей.




Святитель Антоний был пострижеником и любимейшим учеником преподобного Герасима Болдинского, основавшего в 1528 году Свято-Троицкий Болдинский монастырь, расположенный в 15 верстах от Дорогобужа. Воспитан он был в духе благочестия и строгой монашеской жизни. Ученик во всём старался подражать своему учителю, и после смерти Иосафата (Иосифа Краснописца), преемника Святого Герасима, всей братией единогласно избран был в игумены на его место.


Между 1569 и 1585 годами управлял Дорогобужским монастырем в сане игумена. Этот монастырь славился строгостью жизни своих иноков, среди которых было не мало подвижников добродетели, истинных рабов Божьих. Таков был блаженный Аркадий, скончавшийся в затворе, и многие другие, основавшие впоследствии свои монастыри: Верхний Спасский в окрестностях Вязьмы; Баскаков в Свевском уезде; Вознесенский в Юхновском; Пустынно-Подлесная Никольская пустынь в Бельском уезде.


При нём в 1576 году было переписано завещание-устав основателя обители. В это же время Святитель Антоний составил житие прп. Герасима Болдинского.


11 октября 1585 года митрополитом Московским и всея Руси Дионисием хиротонисан во епископа Вологодского и Великопермского. Хотя святительствовал только два года и две недели, "но и в это непродолжительное время он своей отеческой заботой о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицемерным правосудием, радушием и милосердием к бедным снискал у всех большую любовь и уважение".


В последний год жизни святого Антония дошёл до него слух о чудесном явлении поселянину Илариону, позднее принявшему иноческий сан под именем Иосиф (Заоникиевский), иконы Божьей Матери неподалёку от Вологды и о последовавших затем чудесах и исцелениях. На место явления иконы Святитель Антоний для свидетельства о чуде послал ключаря Софийского собора свящ. Иоанна Емельянова. Восприняв явление святой иконы как знак особенного благоволения и Божьей милости к пастве и пастырю, он приказал на месте явления святой иконы построить храм и устроить монастырь во славу и честь Богоматери — Владимирскую Заоникиеву пустынь.


Святитель, предвидя близость своей кончины, уже не надеялся дождаться окончания строительства всего Вологодского Софийского собора. Между тем отдаленность храма Божьего тяготила его душу. В течение многих лет, привыкнув не пропускать ни одной церковной службы, теперь, приближаясь к кончине, святитель особенно желал как можно чаще быть при богослужении и укреплять тем свою душу. Поэтому, не приступая к устройству всего храма, он поспешил устроить придельный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, небесного покровителя царя Иоанна IV Васильевича Грозного, который к великой своей радости и освятил 1 октября 1588 года. Тогда же по всей вероятности, перенесён им, из ветхого деревянного собора в Софийский, гроб епископа Киприана, единственного его предшественника, скончавшегося и погребённого в Вологде, так как гроб епископа Киприана находится от северных дверей храма на первом месте, а самого Антония уже на втором.


Вскоре после освящения храма святитель почувствовал в себе упадок сил, с каждым днём становился слабее и слабее и начал готовиться к смерти. Каждодневно он ходил в новоосвящённый храм ко всем церковным службам, а дома большую часть дня и ночи проводил в молитвах.


По прошествии недели, когда здоровье его ещё более расстроилось и он сильно изнемог, свт. Антоний облачился сам во все святительские одежды — "в субботу на божественной литургии во свою подобную одежду оболкся" и всему священному собору провёл службу, преподал свое архипастырское благословение священному собору, попросил у них прощение, поцеловал святые иконы и престол, приобщился Св. Христовых Таин и, пришедши в свою келью, возлег на одр, продолжая принимать и благословлять всех приходящих к нему. И так с благословляющею рукою почил о Господе.


Тихая, мирная, кончина его последовала 26 октября 1588 года, со среды на четверг, в 5 часов утра.


Смерть Святителя Антония была величайшей потерей и печалью для всех.


Более трёх недель тело святителя не было предано земле, пока для погребения его, по распоряжению Московского митрополита Иова, не прибыл из Ростова архиепископ Варлаам, но и в столь продолжительное время нисколько не изменилось и не предалось тлению. Архиепископ ростовский и ярославский Варлаам с настоятелями ближайших к Вологде монастырей и со всем городским духовенством, с величайшей честью 18 ноября предал земле тело святителя в Вологодском Софийском соборе у северной стены, на втором месте от дверей. После преставления от гроба святителя Антония происходили чудеса. В рукописной книге "Житие вологодских чудотворцев", хранившейся в соборе, сказано, что "от честного его гроба верные исцеления приемлют и доныне, всяким недугом одержимые, молитвами святителя".


23 февраля 1596 года, в понедельник, через 8 лет после преставления святителя Антония, привезли в Софийский собор жену Богдана Москвитянина Дарью Степанову, уроженку тотемскую, находившуюся в исступлении, "связану, нелепо глаголющую и песни бесовские поющую". Поставив её близ гроба святителя, велели ей молиться Богу перед святыми иконами, стоявшими на его гробнице. Когда же она, не слушаясь приказаний, не переставала петь песни и произносить безумные и неприличные слова, тогда державшие её родственники стали бить её по лицу и по глазам, чтобы удержать её от неистовства. В том же состоянии умопомешательства она была приведена и в другой раз в собор, в среду, во время чтения часов. Но когда начали совершать литургию преждеосвященных даров, страждущая внезапно пришла в здравый рассудок, со вниманием слушала пение и молилась Богу. Поэтому, по окончании литургии, тут же в соборе, у гроба святителя, была развязана и с тех пор уже не подвергалась более своему страшному недугу. О своём исцелении, со слезами благодарности святителю Антонию, она сама заявила настоятелю собора протоиерею Иоанну.


В тот же великий пост, в неделю Православия, 29 февраля, женщина по имени Фёкла принесла в собор к гробу святителя Антония дочь свою младенца Матрону, совершенно ослепшую от болезни, так что и зрачков в глазах не было видно, и просила священника Феодота отпеть панихиду по епископу Антонию. Она сказала, что дочь её стала слепой ещё на Покров и что все испробованные ей лекарства не принесли младенцу никакой пользы. По совершении панихиды, когда женщина приложила младенца к гробнице святителя, младенец на виду у всех тотчас прозрел, а когда на другой день ещё раз младенца приложили к гробнице, то не осталось даже и признаков бывшей болезни. Обрадовавшаяся мать тогда же объявила об исцелении своей дочери настоятелю собора протоирею Иоанну, лично знавшему святителя и участвовавшему в его погребении.


Инок Дионисий из Болдинского монастыря, бывший учеником святителя Антония, после многих лет благочестивой жизни впал в хулу и ропот, укорял монастырский устав и предание прп. Герасима, перестал ходить в церковь и на братскую трапезу, крал еду из трапезной, ел тайно в своей келье, за что был наказан помрачением ума. Братия, связав Дионисия железными путами, привели его ко гробу прп. Герасима и отслужили молебен. После молебна, придя в себя, Дионисий рассказал о своем чудесном избавлении: "Пришед ко мне преподобный Герасим со епископом Антонием с Вологодцким... И со многим трудом... едва отъяша мя от темнообразных онех".


Время канонизации и составления тропаря и кондака неизвестно. Святитель Антоний упоминается в "Описании о российских святых". В 1841 году имя Святителя антония было включено в Собор Вологодских святых, установленный по благословению епископа Вологодского Иннокентия (Борисова). 9 сентября 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи Святителя Антония и 26 сентября перенесены из Софийского собора в храм Свт. Николая во Владычной слободе Вологды.


Память 26 октября, в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых.


Публикации:



Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 21 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Бординских Г.А. Церковно-историческое описание городов Чердыни и Соликамска. — Соликамск, 1996. — С. 11.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1396.
  • Верюжский И.П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых — Вологда, 1880 — С. 497, 498.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 47.
  • Житие Антония // Вологодские губернские ведомости. Часть неофициальная. — 1853. — 11 апреля. — № 15. — С. 119-120.
  • Житие Герасима Болдинского // Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерус. литературе. СПб., 1996. — С. 213-264.
  • Житие преподобного отца нашего Герасима Болдинского, чудотворца, и ист. описание Смоленской епархии Дорогобужского Свято-Троицкого Болдина мужского мон-ря 3-го класса. — М., 1868.
  • Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. — Варшава, 1902. — С. 284-294.
  • Крушельницкая Е.В. Завещание-устав Герасима Болдинского // ТОДРЛ, 1993. — Т. 48. — С. 264-270.
  • Малинин А. Святитель Антоний, еп. Вологодский и Великопермский, скончавшийся 26 окт. 1588 г. // Вологодские епархиальные ведомости. Прибавление. — 1888. — № 23
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 597, 730.
  • Суворов Н. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. — М., 1863. — С. 173-175.


Создано : 10/10/2009 : 5:36 PM
Обновлено : 12/10/2009 : 4:47 PM
Категория :
Страница просмотрена 2318 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^