Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 309

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 26

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.224.4.231

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Киприан, Епископ Пермский и Вологодский

Киприан (? - 1558).

Киприан (? - 1558) — Епископ Пермский и Вологодский.




Преосвященный Киприан известен с 1542 года как архимандрит Московского Богоявленского монастыря. На его имя дана утвердительная грамота царя Ивана Васильевича на село Княже с деревнями. В 1544 году от его имени написана купчая крепость на сельцо Бекарево. В купчей грамоте об этом говорится: "Се яз игумен Купреян Богоявленскаго монастыря, поговоря священники и з братею, купил есми в дом к Богоявленью Господа нашего Исуса Христа... куплю в Дмитровском уезде в Каменском стану селцо Бекарево". Известно также, что он был духовным отцом и душеприкащиком княгини Ксении Юрьевны Ромодановской.


30 января 1547 года хиротонисан во епископа Пермского и Вологодского: "в неделю, поставлен бысть Макарием епископь Митрополитом в Пермь и на Вологду Киприан, Богоявленьской игумен с Москвы".


Преосвященный Киприан 1 февраля 1547 года принял участие в работе Макарьевского Собора. На Соборе были причислены к лику святых русские подвижники, и среди них были угодники Вологодской земли — "новые чюдотворцы" Павел Комельский Обнорский (память 10 января) и Дионисий Глушицкий (память 1 июня). 26 февраля 1547 года Митрополит Макарий послал "на Вологду и на Белоезеро" грамоту, извещающую о канонизации святых.


Осенью, в год прибытия в свой епархиальный град, владыка Киприан дал жалованную грамоту игумену Кирилло-Белозерского монастыря Афанасию (Палецкому), освобождающую обитель от податей с приписного к ней храма во имя великомученика Георгия.


Владыка Киприан получил от царя "Ивана Васильевича грамоты на вотчины".


В декабре 1547 года он в числе других архиереев поручался перед царем за князя Ивана Пронского.


В 1549 году во время второго Макарьевского Собора, когда был канонизирован из Вологодских подвижников преподобный Григорий Пельшемский (память 30 сентября), епископа Киприана в Москве не было.


По его заказу в Вологде писались иконы, которые он вкладывал в храмы. На обороте одной из этих икон, написанной в 1549 году, сохранилась запись: "Лета 7057-го написана бысть сия икона при благоверном царе Великом княз Иване Васильевиче всея Русии при Митрополите Макарие при епископе Киприане Перьмском и Вологодском в дом Пречистой к Володимерской всемирная".


Сохранилась запись от 28 марта 1550 года о денежном вкладе Преосвященного Киприана в Троице-Сергиев монастырь: "58-го году марта в 28 день владыка Киприан Вологоцкий и Великопермский дал вкладу денег 50 рублев".


В 1551 году в Москве проходил знаменитый Стоглавый Собор, в работе которого принимал участие Владыка Киприан. На этом Соборе решались различные вопросы церковной жизни, были приняты меры по унификации церковного суда и т.д., в том числе была установлена юрисдикция епископа Пермского и Вологодского Киприана "над настоятелями монастырей Великоустюжского, Архангельского, Арсеньева Комельского и Вологодского Глушицкого". 15 июля 1551 года члены Стоглавого Собора утвердили соборные приговоры по "жадобницам" новгородских священников.


В 1552 году пала взятая штурмом Казань. Во время торжественной встречи русского войска в Москве царь благодарил Митрополита Макария за молитвы о победе, а также за очередные молитвы "всего освященнаго рускаго собора", творившиеся во всех епархиях. С войском в военном походе была чтимая святыня из Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря — Киликиевский крест.


Преосвященный Киприан упоминается в летописи Спасокаменского монастыря. А в Житии преподобного Геннадия Любимоградского описывается такой чудесный случай, произошедший с Преосвященным Киприаном примерно в 1553 году: "Случися некогда владыце Вологодскому Киприану болезнь велия. Держащу же ему веру в дом Преображения Господня, такожде и любовь имеющу духовную к преподобному старцу Геннадию, посла по святаго отца Геннадия единаго от слуг своих посещения ради. Прииде же Преподобный со ученики своими иеромонахи Мисаилом и Алексием во град Вологду, и прия благословение от Преосвященнаго епископа Киприана со ученики своими, и абие радостен быв владыка о пришествии святаго старца и никако же ему доселе могущу от одра сходити, противу же святаго возстав, благослови его со ученики его крестным знамением и взяв Преподобнаго за руце, введе его во внутреннюю келлию. И беседова святитель с Преподобным старцем на долзе времени. Людие же, видевше облегчение от болезни епископу посещения ради святаго, вельми удивишася и прославиша Бога, творящаго чрез угодников Своих преславная чюдеса всем человеком. По беседовании же вшедшима има во внутреннюю келлию воспиташася брашном благословеннаго хлеба. Наутрие же моли епископ Преподобнаго, глаголя пред всеми людми: "Наставниче пустынный, преподобне отче Геннадие, моли за ны Милостиваго Бога, дабы ми облегчил болезнь телесную и недуг ноги моея". Преподобный же рече к святителю: "Бог Человеколюбец помогает от скорби и целит недуги душевныя и болезни телесныя и облегчает немощь страждущим человеком, а не наше есть сие дело великое. Господине мой святителю, вся возможна суть от Бога, а от человек ничтоже. Се еси, господине мой, здрав от скорби телесныя. Нога же твоя да напоминает ти последний час и не имать оздравити до последняго твоего издыхания; мир тебе, господине мой, святый отче". Владыка послежде сего поживе пять лет и отыде ко Господу".


Сохранилась грамота Владыки Киприана, датируемая 20 сентября 1554 года, в которой говорится: "Божиею милостию, се яз смиренный Великопермский и Вологодский владыка Кипреян пожаловал есми Великаго князя крестьян Федка Никитина Щукина и во всех крестьян место Глотовские слободки в волости Кослане, что мне чело бил и сказывает, что поставили церковь нову и на нове месте святаго пророка Илии в нашей епископии в волости Кослане в Глотове Слободке на Мезени, и прихода де к той церкви их волости 13 дворов; и кого собе попа к той церкви приговорят пеги, и яз его пожаловал и дал им льготы на год: не надобе ему соборные куницы, ни петровские, ни к старосте поповскому с тяглыми попы не тянути ни во что; каково дело будет кому до нево, и коево сужу яз епископ Кипреян или мой Устьвымский приказщик. И как та лгота отъидет год и даст тот поп в мою казну оброком з году на год на РХ 5 алтын; а приказщику нашему тот поп на тот же срок на РХ сем денег, а заказщику моему даст тот поп заезда три деньги, а платит ему дань и пошлины тот поп приказщику нашему Устьвымскому, хто будет на Устьвыми наш приказщик.

Писана грамота на Вологде лета 1554 сентября в 20.

По господстову слову владыки Кипреана Великопермсково и Вологодсково подписал: владычнь дияк Дмитрей Костянтинов". Грамота скреплена печатью с надписью: "Божиею милостию смиренный епископ Кипреян Пермский и Вологодский".


В 1555 году Владыка Киприан был участником Собора о "многоразличных чинех" и принимал участие в хиротонии первого Казанского архиепископа — святителя Гурия.


Грамотой от 27 мая 1558 года Владыка Киприан подтвердил игумену Кирилло-Белозерского монастыря Матфею жалованную грамоту, ранее выданную игумену этого монастыря Афанасию (Палецкому). Это последний из известных документов, написанных от имени Владыки Киприана.


Скончался в 1558 году. Был погребён в деревянном храме Воскресения Христова на Ленивой площадке в Вологде. 1 октября 1588 года Святитель Антоний в кафедральном Вологодском соборе во имя Софии Премудрости Божией освятил придельный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, небесного покровителя царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Тогда же, по всей вероятности, перенесён им, из ветхого храма Воскресения Христова, гроб епископа Киприана, единственного его предшественника, скончавшегося и погребённого в Вологде, так как гроб епископа Киприана находится от северных дверей храма на первом месте, а самого Антония уже на втором. В Софийском соборе над местом погребения Преосвященного Киприана вплоть до 1848 года сохранялась следующая надпись: "Великий господин, Преосвященный епископ Киприан Вологодский перенесен из старыя соборныя церкви древяныя, что возле Ленивого торгу и епископля стараго двора, и погребен на сем месте".


Публикации:



Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 20 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Бординских Г.А. Церковно-историческое описание городов Чердыни и Соликамска. — Соликамск, 1996. — С. 10.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1408.
  • Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. — М., 1877. — С. 4 (прим.).
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 47.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896 - 1913. — Т. 8. — С. 646.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 730.
  • Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873. — Кн. IV. — С. 392 пр. 7.


Создано : 12/10/2009 : 4:07 PM
Обновлено : 12/10/2009 : 4:12 PM
Категория :
Страница просмотрена 2332 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^