Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 20

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.225.15.88

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Филофей, Епископ Пермский и Вологодский

Филофей (он же Амфилохий, ? - 1501).

Филофей (он же Амфилохий, ? - 1501) — Епископ Пермский и Вологодский.




Преосвященный Филофей (он же Амфилохий) в русских летописях упоминается игуменом Кирилло-Белозерского монастыря с 1447 по 1456 год. Упоминается игуменом Кирилловского Ферапонтова монастыря в 1467 году.


2 ноября 1471 года хиротонисан во епископа Пермского и 30 лет управлял епархией.


В 1472 году из Великого Устюга на Пермь Великую был совершен поход огромного московского войска во главе с опытным полководцем, участником битвы с татарами под Костромой в 1429 году и рейда в земли волжских болгар в 1431 году, князем Федором Пестрым Стародубским-Палецким и устюжским воеводой Гаврилой Нелидовым. По указанию Ивана III в него включили "устюжан, белозерцев, вологжан, вычегжан", во главе ратных людей устюжан встал Фёдор Давыдов Вострово. Преосвященный Филофей, заранее знавший цель похода, заботился о том, чтобы московские войска повсюду встречали дружеский приём и ласки туземных проводников. Поход Ф. Пёстрого был хорошо подготовлен и спланирован. Конный отряд отправился в путь зимой и к весне, на фоминой неделе, пришёл к устью Чёрной речьки на Весляне, к границе Перми Великой, не обычным путём — не с севера, а с запада. От устья Чёрной до Весляны и Каме "на плотах и с коньми" сплавились до Анфаловского городка. Здесь отряд разделился на две части. Наступление двумя группами на центр княжества имело целью раздробление сил защиты, что указывает на предварительную разведку. Часть отряда, во главе с Гаврилой Нелидовым, отправилась на восток, к городкам Уросу, Чердыни и р. Покча, — против Великопермского князя Михаила, который и был взят в плен. Сам же Пёстрый двинулся на северо-восток, к городку Искору, где, очевидно, были сосредоточены главные силы пермяков, потому что перед Искором "сретоша его Пермь на Колве ратию". В бою при переправе через р. Колву Пёстрый разбил пермяков, взял в плен "воеводу" Кача, затем захватил Искор, взял ещё двух "воевод" — Бурмата и Мичкина, а последний, Зыран, сам сдался ему, после чего Ф. Пёстрый "поимал же иные городки и пожегл". После взятия основных городков, оба отряда встретились на Колве около устья р. Покчи и "срубиша ту городок, седе в нём и привед всю землю ту за Великого Князя".


Весть о покорении Перми Великой была получена в Москве 26 июня 1472 года. Князь Фёдор Пёстрый остался в Покче, а пермских князей, среди них как крещённых — Михаила, Владимира, Матвея, так и язычников и мусульман — Кочу, Бурмота, Мичкина, Нэчаима, Зынара, Исура и др., с не очень богатыми трофеями "16 сороков соболей, да шубу соболью, да пол-30 поставов сукна" и оружием "3 панцири, да шелом, да две сабли булатные" отправил в Москву. Иоанн III принял Чердынского князя Михаила, присягнувшего на верность Московскому князю, и "князь великий отпустил Михаила на Пермь ж княжити". Михаил был отпущен в Пермь Великую с титулом князя Великопермского, но уже как наместник для управления новой Московской областью на таких же правах, какие получили его родственники Вымские князья ещё в 1451 году.


После гибели Великопермского Князя Михаила Ермолаевича ему наследовал сын его Матвей Михайлович Великопермский. В Перми Вычегодской с 1465 года наместником был Василий Ермолаевич Вымский, младший брат князя Михаила Ермолаевича Великопермского, и в этом году он водил свои отряды вместе с устюжанами на Югру за Урал. В 1480 году Василий Вымский был убит подданными при попытке заставить их строить новый городок. После смерти князя Василия, московскими наместниками в Перми Вычегодской стали "наместники пермские княжи Пётр да Фёдор Васильевы дети Вымскова". Во время похода в Югру в 1499-1500 годах Вымские князья находились под командованием московских воевод, при этом князь Пётр Вымский погиб.


В 1473 году по велению епископа Филофея Пахомий Логофет составил "Службу Св. Стефану, новому чудотворцу".


В 1480 году был послан Великим князем Иоанном III в Великие Луки для убеждения враждующих братьев государя.


В 1480 - 1481 годах против Великого Князя Иоанна III Васильевича выступила языческая знать хантов и манси во главе с князем Асыкой, а также правители югорских княжеств. Языческие правители нe стремились к уничтожению христианства в Перми, в качестве посредника при их переговорах с Великим Князем выступил Владыка Филофей. Зимой 1483 года смирившиеся и присягнувшие вогулы явились в Усть-Вымь, к епископу Филофею, для переговоров о подданстве, для чего епископ Филофей ездил с ними в Москву.


В 1482/83 годах Великий Князь Иоанн III выдал жалованную, тарханную и несудимую грамоту Владыке Филофею на его городки, погосты и деревни по реке Вычегде. Данный документ отражает основной состав земельных владений Пермской кафедры, ранее подтверждавшийся московскими Великими Князьями Димитрием Иоанновичем, Василием I Димитриевичем и Василием II Васильевичем. 3а Пермским архиереем и его преемниками подтверждались права на Усть-Вымский городок, вымские деревни "на Ибу", погост Аквад, "деревни на Коковицкой горе Коковиса", в Еренском городке - деревни Базлуга и Яма на реке Вычегде, Вожемский погост и городок Вожемская гора на реке Водже. Жившие на этик землях люди были освобождены от выплаты дани и податей. Во всех делах епископ судил их cам, "опроце душегубства". Пермские епископы имели также владения в соседней Ростовской епархии, близ Великого Устюга.


Своим поведением и деятельностью положительно воздействовал на инородческие племена и около 1484 года убедил вогульского князя Юзшана покориться Московскому государю. В 1485 году по старанию Преосвященного Филофея князья югорские, кодские заключили мир под владычним городом Усть-Вымским с Князьями Вымскими, с вычегодским сотником и с владычним слугою, клялись лиха не мыслить и не нападать на пермских людей, а пред Великим Князем вести себя исправно; для подкрепления клятвы пили воду с золота, по своему обычаю.


В 1484/85 годах Великий Князь Иоанн III выдал жителям Вычегодской Перми подтвердительную жалованную грамоту на наследственное владение реками, озерами и угодьями. Грамота разделяла имущество жителей Перми и кафедры и запрещала Владыке Филофею и его слугам чинить "обиды великие" местным жителям, у которых они "поимают... сильно их дедины и отчины, печища, реки, и озера, и куньи участки". Грамота запрещала Вымским Князьям и "большим" волостным людям отдавать в закуп или на помин души деревни, реки, озера и иные угодья Пермским епископам, их слугам, десятинникам, игуменам и священникам, которые не имели права вмешиваться "в волостные дела". Грамота устанавливала, что за совершение Крещения, других треб архиерей и его люди не имели права брать с жителей Перми в качестве вклада волостные угодья и пожни. По содержащимся в грамоте косвенным указаниям можно считать, что эти запреты были установлены раньше - ещё при Владыке Ионе. Чтобы избежать злоупотреблений, великий князь поручал сбор владычных и церковных даней местным старостам, которые затем пepeдaвали их десятинникам Владыки Филофея. В грамоте упомянуты существовавшие в епархии Троицко-Вознесенский монастырь "на Удоре ж на Вондюге" и домовые архиерейские монастыpи в Сысольской земле: во имя свт. Афанасия Великого "на Сысоле ж на Воче" и во имя свт. Николая Чудотворца "на Сысоле ж на Пылде".


19 ноября 1490 года Великий Князь Иоанн III выдал Владыке Филофею новую жалованную грамоту на деревни, дворы, пустоши, земли, пожни, реки, участки озер и прочие угодья Пермской кафедры в вымских и вычегодских землях. Эта грамота содержит упоминания о землях, озерах, реках и угодьях, которые "поимали передние владыки Пермские и владыка Филофей". Великий Князь запретил Пермскому епископу вступать в эти владения, земли были записаны в тягло Вычегодской земли и переданы своим прежним владельцам.


Был в Москве на Соборах 1490 и 1491 годов (избрание митрополита Зосимы).


Владыка Филофей по просьбе архиепископа Новгородского Геннадия (Гонзова) вместе со своим местным Собором составил Пасхалию на 19 лет. На Соборе 1492 года, созванном для установления Пасхалии, было положено начиная с 1492 года считать начало года с 1 сентября.


В феврале 1492 года по указу Ивана III из Новгородской митрополии были переданы Владыке Филофею церкви в Вологде, в городе и на посаде и, таким образом, к Пермской епархии была присоединена Вологда. С этого времени Пермские епископы стали именоваться Пермскими и Вологодскими. И хотя Пермские епископы значительное время стали проводить в Вологде, и даже в некоторых летописях 16 века часто назывались Вологодскими, на протяжении почти целого столетия Усть-Вымь оставался официальным центром епархии.


В 1493 году "в своем монастыре на Вологде" Преосвященный Филофей повелел строить "церковь вверх Святое Вознесение Господа и Бога и Спаса Иисуса Христа". С 1493 года и до 60-х годов 16 века архиерейское подворье в Вологде располагалось в районе Ленивой площадки на реке Вологде.


Был в Москве на Соборе 1495 года (избрание митрополита Симона).


В 1499 году последний раз ездил в Москву.


Преемник Святителя Ионы Владыка Филофей старался продолжить миссионерскую деятельность в Пермском крае и искоренить остатки язычества. В пожилых годах изучал зырянский язык, чтобы удобнее поучать язычников, писал к ним окружные пастырские послания и подписывал свое имя в грамотах зырянскими буквами. Однако такого успеха в просвещении, какое было у его предшественников, он не имел из-за нерадения священников и всего духовенства.


В апреле 1501 года, по болезни и старости, уволен от управления епархией в Кирилло-Белозерский монастырь, где и скончался в августе 1501 года.


22 августа 1501 года, спустя около трёх месяцев после оставления Филофеем своей кафедры и удаления на покой, митрополит Симон писал пермскому духовенству: "Слышу о вас, что вы о церковном исправлении нерадите, о своих духовных детях небрежете, душевной пользы не ищете, многие новокрещеные люди, ваши дети духовные, смотря на вас, соблазняются и творят то же: едят и пьют в праздники до обеда, да и женятся незаконными браками в племени и совершают другие богомерзкие дела по древнему обычаю; а вы им накрепко того не возбраняете. И прежде неоднократно посылал вам о том свои грамоты епископ Пермский Филофей, поучая вас, чтобы вы воздерживались от раноедения и питья, а детей своих духовных, новокрещеных христиан, учили закону Божию, вере христианской; но вы о всем этом небрегли и не слушались поучений своего епископа". Затем митрополит убеждал пастырей Церкви обратиться к благочестию, управлять себя по заповедям Христовым, заботиться о своих духовных детях и учить их, чтобы они жили по закону великого православия, не творили беззаконных браков и престали от всех древних богоненавидимых дел.


Примерно в то же время митрополит Симон писал ко всем жителям Перми Великой и Великопермскому Князю Матвею Михайловичу, как к людям новокрещеным, наставлял их держать веру христианскую "честно, твердо и неподвижно", посещать храмы Божии, чтить своих отцов духовных, соблюдать посты и убеждал, чтобы они "кумирам не служили, и Воипелю болвану не молились по древнему обычаю, и всех вообще тризн не творили идолам, и незаконных браков не чинили".


Публикации:



Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 18-19 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Бординских Г.А. Церковно-историческое описание городов Чердыни и Соликамска. — Соликамск, 1996. — С. 10.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1408.
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908. — С. 609.
  • Дмитриев А.А. Пермская старина. Вып. 1. — Пермь, 1889. — С. 146.
  • Д[урново]. Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 47.
  • Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994 - 1997. — Т. 4, ч. 1. — С. 52, 57, 61, 68,179, 284; ч. 2. — С. 42.
  • Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907 - 1908. — Т. 3. — С. 260.
  • Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841 - 1921. — Т. 4. — С. 150.
  • Русская летопись по Никонову списку. — СПб., 1767 - 1792. — Ч. 6. — С. 35.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896 - 1913. — Т. 21. — С. 134.
  • Соловьев С.М. История России с древнейших времен. 1463 - 1584. — М., 2001. — Кн. 3. — Т. 5, 6. — С. 94.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 82, 729.
  • Шишонко В.Н. Пермская летопись. Вып. 1. — Пермь, 1881. — С. 27-28.


Создано : 15/10/2009 : 6:34 PM
Обновлено : 15/10/2009 : 6:34 PM
Категория :
Страница просмотрена 49 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^