Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 309

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 14

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.224.200.104

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Святитель Иона, Епископ Пермский

Святитель Иона (? - 6.06.1470).

Святитель Иона (? - 6.06.1470) — Епископ Пермский. Святой Русской Православной Церкви, почитается в лике святителей.




Святитель Иона был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Перми Вычегодской Святителя Стефана его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. Апостольские труды Святителя Стефана продолжили Святители Герасим и Питирим, принявшие мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси чудотворец Иона рукоположил соименного ему благочестивого инока в епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь — главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году Святым Стефаном была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, Святитель Иона безусловно понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и Великий Князь Московский Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал Святителю защиту и покровительство.


В 1458 - 1459 годах сильная московская рать покорила вятчан, принимавших участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь и когда в 1468 году казанские татары вздумали опустошить Пермь Великую, то и они были побеждены устюжанами. Поэтому, получив реальную военную поддержку, владыка Иона озаботился распространением Христовой веры в Перми Великой и утверждением в ней благочестия. И успел в том. В короткое время он навёл на Пермской кафедре твердый порядок, восстановил общественное спокойствие и упрочил народное благосостояние и главным делом жизни святителя стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся верований небольших, но очень воиинственных народностей Великой Перми — остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры.


12 декабря 1459 году вместе с другими иерархами, участниками Собора в Москве, подписал увещание литовским епископам сохранять верность Московскому митрополиту.


В 1461 году, по кончине Святого митрополита Ионы, он был снова в Москве, объявлял Собору волю почившего и участвовал в выборе нового митрополита Феодосия.


В 1462 году, после поездки в Москву на Собор, Святитель Иона, очевидно заручившись поддержкой Великого Князя, замыслил присоединить к своей епархии Пермь Великую, в то время ещё независимую от Московского государства территорию. Из Великого Устюга в Пермь Великую, по Вятке и Каме, вместе с устюжанами, вологжанами и галичанами проникает московская рать. Первый известный нам Крестовый поход огромного московского войска на Пермь Великую имел целью не только крестить местное население, но укрепить в крае позиции Великого Князя Московского. Пермский епископ Иона, прибывший вместе с войском, в этом же 1462 году, сперва посетил зырян по реке Вишере и участвовал в прениях о вере, которые происходили в Уросе, владении Великопермских князей, и, одержав победу над главными пермскими жрецами, согласно Житию св. Ионы, сумел "зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей" (по некоторым сведениям, сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим). Затем, по сообщению русских летописей, Святитель Иона с московской ратью двинулся к столице Перми Великой — городу Чердыни и "добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловы крести", или по другим источникам "Иона епископ Пермский крестити Великую Пермь и князя их и церкви поставил, и игумены и попы" или "Епископ Пермский Иона крести Великую Пермь и князя её Михаила и церкви постави, игумены и попы". То есть москвичи принудили Великопермского князя Михаила Ермолаевича (сына Усть-Вымского князя Ермолая, ещё до 1451 года принявшего Святое Крещение со всем своим семейством, включая сына Михаила, и оказавшего немалую военную помощь Василию Тёмному) и его ближайшее окружение — "княжат Михайловы" повторно принять христианскую веру и тем самым подчиниться московским церковным властям. Епископ Иона присоединил Пермь Великую к Пермской епархии с кафедрой в Усть-Выме на Вычегде. Святитель Иона разрушал святилища, истреблял идолов, сооружал храмы, при которых заводил училища, к новообращенным перевёл опытных священников из Усть-Выми. Деятельную помощь Пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполнял обязанности приходских священников.


В 1462-63 годах по благословению Святителя Ионы, Великопермский князь Михаил Ермолаевич основал в Чердыни первый на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь, по мнению А.А. Дмитриева ставший родовой усыпальницей Великопермских князей, и пожаловал ему земли, что подтверждено письменными актами. В дальнейшем Великопермские князья строили новые храмы и жаловали им земли. Деревянная церковь Иоанна-Богослова в 1579-1623 годах была заменена на каменную, ставшую к началу 18-го века настолько архаичной, что в 1718 году по грамоте Высокопреосвященного Дионисия её пришлось перестраивать в соответствии с новыми канонами. Теперь это памятник архитектуры федерального значения. В верхней трапезной этой церкви находится икона, посвящённая принятию христианства на пермской земле. На фоне Иоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображён епископ Иона Пермский, крестивший жителей Перми Великой при князе Михаиле в 1462 году. По этому поводу в верхней части иконы составлена большая запись. Икона переписана в 19 веке со старого образца.


На устройство монастыря, так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода. Сохранился древнейший синодик Чердынского Иоано-Богословского монастыря, записи в котором начинаются с 1477 года: "Богоспасаемого града Чердыни, обители Вознесения Господня, Иоанна Богослова общежития монастыря, монастырские быша начальники лета 6985 января в 6 число". С этого года и заведён был монастырский синодик или поминальник, куда прежде всего внесены 14 Великопермских и Вымских князей и княгинь.


В 1468 году Пермь Великая пострадала от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим.


Предчувствуя близость кончины, святитель стремился побывать даже в самых отдаленных местах епархии, чтобы словом назидания укрепить в вере своих пасомых. Св. Иона мирно скончался в Усть-Выми в преклонной старости, после 15-летнего управления епархией, 6 июня 1470 года, и, по свидетельству летописца, "положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в его епископии, близ мощей святых в церкви, по левую сторону Герасима и Питирима, епископов Усть-Вымских, чудотворцев, идеже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою приходящим". Причисление их всех троих к лику российских святых произошло в 1607 году, однако местное их почитание началось гораздо раньше.


Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском.


В акафисте святым Герасиму, Питириму и Ионе говорится: "Слышавшие великопермстии людие евангельское благовествование, отцы треблажении, и любовно божиею побеждаемы, ко истенной вере обращахуся, крещение просяще. Вы же, яко истинии пастыри, с любовию всех, опасения ищущих, купелию крещения возраждали есте сих...".


Публикации:



Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 18 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Бординских Г.А. Церковно-историческое описание городов Чердыни и Соликамска. — Соликамск, 1996. — С. 10.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1408.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 47.
  • Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии. — Пермь, 1899. — С. 12.
  • Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891. — № 462.
  • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899. — С. 557.
  • Минея июнь. — М., 1986. — Ч. 1. — С. 206-207.
  • Муравьев А.Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. — СПб., 1855 - 1858. — Т. 1.
  • Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841 - 1921. — Т. 6. — Год 1463.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 1108.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. — СПб., 1900 - 1911. — Т. VII. — С. 274.
  • Попов Е.А., протоиерей. Велико-Пермская и Пермская епархия (1379 - 1879). — Пермь, 1879. — С. 11-12.
  • Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884 - 1885. — Т. 1. — С. 518-523.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896 - 1913. — Т. 8. — С. 314.
  • Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862. — С. 200-201.
  • Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1. — С. 1421.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 729.
  • Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873. — С. 248.
  • Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 2-е изд., с доп. — Чернигов, 1865. — Т. 1. — С. 138-140.


Создано : 16/10/2009 : 3:53 PM
Обновлено : 26/10/2009 : 2:37 PM
Категория :
Страница просмотрена 78 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^