Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 314

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 18

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 23.20.132.227

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Священномученик Пимен, Епископ Семиреченский и Верненский

Священномученик Пимен (в миру — Пётр Захарьевич Белоликов, 5.11.1879 - 16.09.1918).

Священномученик Пимен (в миру — Пётр Захарьевич Белоликов, 5.11.1879 - 16.09.1918) — Ректор Пермской духовной семинарии, в последствии — Епископ Семиреченский и Верненский. Кандидат богословия. Миссионер. Святой Русской Православной Церкви, почитается в лике священномучеников.




Священномученик Пимен родился 5 (18) ноября 1879 года в селе Васильевское Череповецкого уезда Новгородской губернии, став шестым ребёнком в большой благочестивой семье священника Захария Ивановича и его супруги Марии Ивановны Орнатской — дочери священника Иоанна Орнатского. Известные Санкт-Петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями. Первый из них, являясь настоятелем Казанского собора, стал одним из первых новомучеников Российских. Второй был женат на племяннице о. Иоанна Кронштадтского, который был частым гостем о. Философа. Как пишет биограф о. Пимена О.И. Ходаковская, Орнатские "по-семейному приблизили Петра Белоликова".


Окружение святого батюшки, жившее яркой церковно-общественной жизнью, и сам он были той средой, в которой духовно формировался будущий священномученик. Митрополит Новгородский Арсений говорил о Петре как о воспитаннике Кронштадтского пастыря.


В 1889-1894 годах обучался в Кирилловском Духовном училище.


В 1900 году по окончании Новгородской Духовной семинарии, Пётр продолжил обучение в Киевской Духовной Академии, которую закончил в числе лучших со степенью кандидата богословия в 1904 году. В его кандидатском сочинении "Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей" исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов. Однокашниками по академии были будущие новомученики: митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк) и архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Поммер).


Позже он вспоминал о годах учёбы: "Книжное обучение мое шло в местностях, которыми справедливо гордится русский православный народ. Низшее образование я получил под покровом обители святого Кирилла Белоезерского, чудотворца, среднее — в обители преподобного Антония Римлянина в Великом Новгороде, в семинарии, воспитавшей великого светильника Русской Православной Церкви святителя Тихона Воронежского; наконец, высшее богословское образование — в славной своей древностью Киевской Духовной академии, воспитавшей таких великих святителей, как Димитрий Ростовский, Иннокентий Иркутский, Феодосий Черниговский, Иоанн Тобольский. Я чувствовал себя счастливым, опытно постигая, чем воистину должна славиться наша Святая Русь".


6 августа 1903 года, на третьем курсе Духовной академии, митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Пимен в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного, что в Ближних пещерах (имя Пимен означает пастырь). Тем же архипастырем 24 августа 1903 года был возведен в сан иеродиакона. Духовный отец — митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) — благословил его на миссионерские труды. С ним о. Пимен не терял связи почти всю жизнь. В одном из писем он писал ему: "Когда я слышу о Вас, то сердце исполняется отрадою, что я Ваш постриженик, духовное Ваше дитя..."


Рукоположен во иеромонаха летом 1904 года ректором Киевской Духовной Академии епископом Платоном (Рождественским).


Указом Святейшего Синода от 12 августа 1904 года определен в Урмийскую Православную Духовную миссию на Северо-Западе Персии (в городе Урмия). Начальником миссии в то время был архимандрит Сергий (Лавров), 1 декабря 1913 года возведённый в сан епископа Салмасского в Урмии, а с 1 июля 1916 года — епископ Соликамский, викарий Пермской епархии.


Перед отъездом в Урмию отец Пимен познакомился в Санкт-Петербурге с бывшим начальником миссии епископом Гдовским Кириллом (Смирновым), который пользовался особой любовью и уважением святого праведного Иоанна Кронштадтского.


Миссионерскому служению было отдано в общей сложности девять лет из его недолгой жизни. Миссионер по призванию, он скоро овладел древнесирийским и новосирийским языками, тюркскими наречиями и проповедовал среди сирийских несториан, перешедших в Православие, защищал их интересы перед персидскими властями, преподавал, а затем ректорствовал в Миссийском училище, находя время и для научных трудов, переводов раннехристианских сирийских текстов. В частности, "Сказание о славных делах Раббулы, епископа благословенного города Ургэй (Едессы)" — биографию древнего сирийского святого, боровшегося против несторианства, "Житие блаженного Мар-Евгена, начальника иноков страны Низибийской на горе Изла". Им были переведены на сирийский язык чинопоследования праздников Рождества Богородицы и Крестовоздвижения, учебник по догматическому богословию.


С 7 июля 1906 года — помощник начальника Урмийской миссии.


5 мая 1908 года награжден орденом Святой Анны 3-ей степени.


6 сентября 1908 года возведён в сан игумена с возложением палицы.


Годы его служения пришлись на так называемые персидские смуты (1906-1911гг.). В этот период он издает небольшую книгу "Православная Урмия в годы персидских смут" (Киев, 1911). Работал над магистерской диссертацией об одном из древнесирийских письменных источников.


Указом от 3 марта 1911 года назначен ректором Александровской Ардонской духовной семинарии Владикавказской епархии. Летом 1911 года Преосвященным Агапитом (Вишневским), епископом Владикавказским и Моздокским возведен в сан архимандрита. В Ардоне в течении года он трудился над духовным просвещением православных осетин.


6 мая 1912 года награжден орденом Святой Анны 2-й степени.


Сожаление об уходе из Урмийской миссии побуждает просить начальство вернуть его обратно. Просьба была удовлетворена. Указом от 25 июля 1912 года по собственному ходатайству вновь возвращен в Урмийскую миссию на прежнюю должность помощника начальника миссии. Назначен ректором семилетнего училища при Миссии и наблюдателем над сельскими церковными школами. Являлся редактором журнала "Православная Урмия", в котором печатал многие свои статьи и очерки. Его труды печатались и в российских газетах и журналах. На протяжении многих лет отец Пимен посылал свои очерки в "Русский паломник", "Церковный вестник" и особенно в "Московские ведомости". Цель привлечь к Миссии внимание успешно достигалась. Вёл переписку с известным миссионером, архиепископом Японским Святителем Николаем (Касаткиным).


К концу 1913 года у Миссии четко просматривались перспективы широкого присоединения к Православию всего сирийского народа. Был близок к подчинению России и переходу в Православие несторианский национальный центр патриарха Мар-Шимона в Кудчанизе. Присоединение должно было привести за собой сирийцев турецких областей Гявар, Джилу, Тияры, Баз, Тхума. Но начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война, объявление 29 октября 1914 года войны России и Турции остановило дело широкого присоединения к Православию сирийцев.


С 8 октября 1914 года отец Пимен служит в Перми в должности ректора Пермской Духовной семинарии, где становится сподвижником и надёжной опорой во всех начинаниях пламенного поборника Православия, будущего Священномученика архиепископа Пермского Андроника (Никольского), который видел в ректоре семинарии первого кандидата на Соликамскую викарную кафедру.


2 ноября 1914 года он прибыл в Пермь, и после литургии в семинарском храме Иоанна Богослова совершил молебен о даровании победы русскому воинству, благословив всех воспитанников семинарии. В его первой речи в семинарии говорится: "Из далёкой страны, освящённой подвигами сирийских отцов, преподобных Ефрема и Исаака Сириных... воля Божия привела меня в страну Пермскую, украшенную и освященную подвигами святителя Стефана".


Энергия нового ректора была направлена на приспособление здания семинарии для военных нужд. Второй этаж главного корпуса был превращен в казармы для мобилизованных, а третий в лазарет. Семинаристы продолжали учиться, но часть классов разместилась в гардеробе, а занятия младших классов проходили в квартире ректора. Новый ректор ввёл строгий режим экономии, создал санитарную дружину, к которой приобщались семинаристы. Важную роль в воспитании семинаристов играли воскресные беседы о. ректора, который совместно с епископом Пермским Андроником проводил чтения для народа при часовне Пермского Стефановского братства. Во время одной из таких бесед архимандрит Пимен прозорливо предостерегал: "Берегите своё драгоценное достояние — веру Православную и ея священныя воспоминания... Иначе вы воспитаете в народе не душу кроткую и терпеливую, а душу зверя, который принесёт неисчислимые беды и себе и вам".


Одной из добрых инициатив ректора было проведение в стенах семинарии благотворительных семинарских вечеров-концертов, где счастливо сочетались музыкальные номера, литературная декламация с беседами, поучениями и лекциями. Эти концерты были очень популярны, так как хор семинарии славился своим мастерством. Отец ректор сам принимал участие в них. Так, интересным было его выступление на тему "Святая Земля в русской поэзии". Пермяки считали за честь побывать на этих концертах, билеты раскупались нарасхват (деньги шли на нужды армии). Любовь к детям была отличительной чертой о. Пимена, который учредил духовный кружок для детей и проводил в Стефановской часовне чудесные детские праздники.


Кроме должности ректора архимандрит Пимен занимал должность главы Епархиального Общества трезвости. Общество устраивало грандиозные шествия с призывами дать обет трезвости, издавало тысячи брошюр. Вдохновленный народным благочестием, он возглавлял массовые шествия паломников к пермским святыням. Та в июне 1916 года он организовал паломничество на гору Фавор. Участниками его были 90 членов Епархиального Общества трезвости, прибывшие на пароходе "Матрона" на пристань Елово, откуда прошли на гору Фавор, где был освящён восьмисаженный поклонный крест — памятник православным воинам, убитым на поле брани.


6 мая 1915 года награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.


В июле 1916 года Пермская епархия была реорганизована. 1 июля 1916 года Епископом Соликамским, викарием Пермской епархии, был назначен бывший начальник Православной миссии в Урмии, епископ Салмасский Сергий (Лавров).


7 июля 1916 года Священномученик Пимен вместо епископа Сергия (Лаврова) назначен начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа. В хронике проводов Владыки Пимена из Перми, на которые пришла вся православная Пермь, указывалось: "Он был истинным пастырем, был безсребреником, помогал направо и налево". Когда Владыка поднялся в поезд, народ, стоявший на перроне, обнажил головы. В оставшиеся минуты люди пели церковные песнопения. Преосвященный Андроник подарил ему свою панагию, с которой епископ Пимен не расставался последующие два года жизни.


6 августа 1916 года в праздник Преображения Господня в Казанском соборе Петрограда хиротонисан во епископа Салмасского с назначением на приграничную Салмасскую кафедру в Персии.


2 октября 1916 года награжден орденом Святого Владимира 3-й степени.


Третий приезд в Урмию уже в качестве епископа Салмасского принёс много скорбей: обнищание миссии, её вынужденное бездействие в помощи голодающим от неурожая, интриги инославных миссий. Это положение вызывало скорбь в сердце Владыки. Тем не менее командующий Урмийским отрядом отмечал благотворное воздействие епископа на дух русских воинов. Через год Владыку по его просьбе отозвали из Персии. Последовало его назначение викарием Туркестанским в город Верный (ныне Алма-Ата) на Семиреченскую и Верненскую кафедру.


С 3 июля 1917 года — епископ Семиреченский и Верненский, викарий Туркестанской епархии, сменив на этом посту епископа Сергия (Лаврова). 11 октября 1917 года прибыл из Персии через Ташкент в кафедральный город Верный, центр Семиреченской области, где был тепло встречен духовенством и горожанами. "Измученные физически и нравственно от переживаемых нашей Родиной бедствий, мы верим, что Ваш приезд и духовное руководство умирят нашу жизнь и дадут ей успокоение", — звучало в приветственных словах представителей городской думы.


С первых дней 38-летний владыка Пимен без устали трудится на вверенной ему ниве Христовой. "За каждой Литургией Владыка поучает паству, освящая на основании слова Божия современные события и по окончании Литургии совершает краткое молебное пение о прекращении брани. По воскресным дням в Крестовой церкви за вечерним богослужением читает акафисты и беседует с молящимися". Он возобновляет в Народном Доме воскресные дневные чтения для народа, на которых, рисуя картину бедствий России, он доказывает со всей очевидностью, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом. Однако, Владыка давал весьма сдержанные оценки Февральской революции, а с приходом к власти большевиков деятельный, умный, промонархически настроенный архипастырь был обречён на гибель.


3 декабря 1917 года в Архиерейских покоях открылся съезд градо-верненского духовенства, посвящённый исключительному событию в жизни Русской Церкви — избранию Патриарха. В числе его насущных вопросов стояла помощь голодающим детям.


Вскоре после октябрьского переворота в городе началась Гражданская война. В этих условиях одним из главных направлений деятельности епископа стало миротворческое усилие, напоминание о братолюбии и доброделании Христа ради. Он организовал церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам встал во главе его, направляясь с народом на поклон к казачеству, где отслужил молебен и призывал прекратить братоубийственную войну. В светлую седмицу 1918 года и на преполовение Пасхи он провёл два грандиозных крестных хода от Кафедрального собора к храмам казачьих станиц с целью установления сословного мира.


По воспоминаниям самих большевиков народ шёл к нему с утра до вечера. Его авторитет был так велик, что Советская Власть серьёзно опасалась "двоевластия" в Семиреченске. Миротворческими усилиями он мешал политике разжигания классовой розни между казачеством и крестьянством, осудил декрет о гражданском браке, добивался сохранения преподавания в школах Закона Божия. Часто он занимался в своём доме с детьми, организовал детский духовный кружок. Летом 1918 года Владыка воспрепятствовал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора.


Неся ответственность перед Богом за весь народ Семиречья, Святитель утешал и напутствовал раненых и той, и другой стороны в начавшейся гражданской войне. Но на страницах издававшейся в Китае, в Кульдже, и нелегально распространявшейся по Семиречью газеты "Свободное слово" он давал христианскую оценку творившемуся новыми властями беззаконию, поддерживал Белое движение и призывал к участию в его рядах. В своих проповедях призывал народ молиться "об избавлении от супостата". В то же время на Пасху 1918 года посетил раненых красногвардейцев в больнице Красного Креста.


9 июня 1918 года ревтрибуналом было начато первое дело на епископа Пимена. Позиция епископа Пимена была оправданным продолжением борьбы Поместного Собора с декретами советской власти, касающимися Церкви, развернувшейся летом 1918 года в Москве. Он рассылает по приходам Семиречья указания по Таинству брака, сообразные с решениями Собора. И снова последовали ответные действия властей - вторичное предписание ревтрибуналу начать следствие по предъявленным епископу Пимену обвинениям в противостоянии декретам Советской власти. Несмотря на явно грозившую ему опасность, епископ Пимен продолжает делать то дело, к которому его обязывает его архипастырский долг. Вслед за Патриархом Тихоном и своим духовным наставником Пермским епископом Андроником, епископ Пимен разоблачает демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывает к противостоянию безбожной власти. Впоследствии его проповеди были охарактеризованы Павлом Виноградовым как "контрреволюционные речи с амвона".


26 июня 1918 года он открыл очередной съезд Семиреченского духовенства, на котором в соответствии с постановлениями Поместного Собора призвал народ к сплочению и единению на приходах, к радикальному обновлению приходской жизни. Откровенная позиция преосвященного Пимена, народная любовь и доверие народа к архиерею вызвало у революционной власти решимость расправиться с ним.


Уже в августе 1918 года ему стало известно о расстреле Государя и он с амвона Архиерейской церкви осудил это злодеяние. При этом он оставался в Верном в фактическом одиночестве в своём противлении разгулу зла. Цельность и чистота его натуры, твёрдая воля, интеллект ученого, соседствовавшие с привычкой к физическому труду и восприимчивостью к прекрасному, талант оратора при полном отсутствии притязания на внешнее самоутверждение, аскетический образ жизни человека, привыкшего к походной жизни рядом с офицерами Кавказского фронта — всё это говорило о глубине духа Святителя.


Обстоятельства гибели Владыки таковы. В день расстрела он, как всегда, вёл занятия детского кружка. Когда занятие завершилось, он пригласил детей на террасу, чтобы они выбрали для себя подарки — иконки. Лучшей своей ученице епископ благословил распятие, вышитое на голубом шелке, которое он получил в подарок от пермского мальчика, уезжая из Перми. На вопрос, будет ли он вечером на всенощной, он ответил: "Да, буду, а потом меня не станет". Подаренное епископом распятие до сих пор хранится в Алма-Ате. Вечером 3 (16) сентября 1918 года в его покои ворвались красноармейцы из карательного отряда Мамонтова-Кихтенко, вызванного с Семиреченского фронта из района Сарканда специально для ареста Владыки. Оскорбляя и унижая Святителя, они потребовали ехать с ними. После раздумий Владыка подчинился. Его посадили на тачанку и увезли в загородную рощу Баума, в 8 верстах от г. Верного. Даже бойцы карательного отряда, вызванного в Верный для "наведения революционного порядка", долго не решались выстрелить в Святителя. Убил же Владыку выстрелом в упор известный в городе бандит, служивший в городской милиции, и тут же, упав с лошади, сломал ногу.


Духовенство, которому Владыка велел звонить в колокола в случае долгого своего отсутствия, чтобы поднять народ, не выполнило просьбы своего Архипастыря. Согласившись ехать с красноармейцами, Владыка сознательно пошёл на великую жертву: он отдавал свою жизнь для того, чтобы расправа над ним стала сигналом православному народу явить свою сплочённость и силу. Только напрасно слух его ловил звуки набата: духовенство приняло решение не звонить, приводя один довод малодушнее другого...


Известно, что в городе был митинг с требованием выдать тело убитого, и прошла демонстрация протеста, которую разогнали с помощью оружия. Только на следующий день дети, ходившие в казенную рощу Малой Станицы за орехами, увидели на поляне тело убитого епископа в белом подряснике, едва закрытое листвою. Глубокой ночью останки Владыки были тайно погребены верующими в северо-западной части городского парка вблизи кафедрального собора в старом семейном склепе Семиреченского генерал-губернатора. Позднее представители большевистской власти дистанцировались от этого преступления. Так, в своём романе "Мятеж" писатель-большевик Дмитрий Фурманов писал: "Безотчётность, безответственность… хулиганство мамонтовского отряда дошло, например, до того, что из домашней церкви пьяной ватагой был выхвачен архиерей и за городом расстрелян без суда, без предъявления должных обвинений". В то же время, по другим данным, убийство владыки было согласовано с местными руководящими советскими работниками и оформлено решением "полевого суда".


На месте, где после расстрела лежало тело Владыки, ещё недавно был виден ровный прямоугольник — размером с человека — красного мха. Такого нигде больше нет во всей старинной роще. К 80-летию кончины епископа благодарные миряне поставили здесь гранитный обелиск. Подпись под текстом на памятнике гласит: "С любовью и покаянием от православных Семиречья". А вверху под крестом надпись: "Кто бы ни был ты, прохожий, остановись и склони голову: здесь пролита кровь священномученика".


В 1996 году место захоронения Священномученика Пимена было обнаружено. Рядом с кафедральным собором, недалеко от тайного захоронения святых останков, 14 марта 1999 года совершено освящение закладки Храма-крестильни во имя священномученика Пимена. На звоннице Вознесенского собора в год 2000-летия Рождества Христова в день памяти священномученика Пимена был установлен стопудовый колокол, который назван "Пимен". Имя его, как и архиепископа Андроника, начертано на мемориальной плите с именами архипастырей, ставших жертвами гонений в годы советской власти, в храме святого Иова в Брюсселе.


12 октября 1997 года епископ Семиреченский и Верненский Пимен был причислен к лику местночтимых святых как священномученик Казахский. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви по канонизации Святых, прошедшем в Москве 13-16 августа 2000 года, епископ Семиреченский и Верненский Пимен причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.


Публикации:


  1. Православная Урмия в годы персидских смут. — Киев, 1911.
  2. Речь начальника Урмийской Прав. миссии при наречении его во епископа Салмасского 5 августа 1916 года // Прибавление к Церковным Ведомостям. — 1916. — № 33. — С. 809.

Источники:


  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. — Москва, 12-16 августа 2000 г.
  • Фурманов Д. Мятеж. — М., Алма-Ата: Казахстанское краевое издательство, 1936. — С. 120.
  • Ходаковская О.И. Священномученик Пимен (Белоликов), епископ Семиреченский и Верненский. — Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.


Создано : 17/10/2009 : 3:07 PM
Обновлено : 17/10/2009 : 5:18 PM
Категория :
Страница просмотрена 106 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^