Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 9

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.58.75

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Святитель Питирим, Епископ Пермский

Святитель Питирим (? - 19.08.1455).

Святитель Питирим (? - 19.08.1455) — Епископ Пермский. Святой Русской Православной Церкви, почитается в лике святителей.




Начальным актом христианизации Перми Великой следует считать попытку крещения коми-пермяков в городе Чердыни в 1455 году епископом Пермским Питиримом.


После кончины великого просветителя Перми Вычегодской Святителя Стефана его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. Апостольские труды Святителя Стефана продолжил Святитель Герасим, принявший мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Когда в Москве было получено известие о мученической кончине блаженного Герасима, то преемником его был поставлен чудовский архимандрит Питирим, известный благочестием своим, иноческими подвигами, образованностью и просвещением, в чём не было тогда в Москве ему равных. Преосвященный Питирим, четвёртый епископ Пермский, — первый Святитель Перми Великой. До Питирима не было Святитетелей в Перми Великой.


Известно, что Святитель Питирим был родом "от страны северскыя от великыя Руси Богом спасаемаго града Ярославля". Пострижен в монашество игуменом по имени Кирилл. Был архимандритом разных обителей. Знал хорошо греческий язык и читал в оригинале на греческом творения отцов церкви. В 1439 году составил Житие Св. Алексия, митрополита Московского и канон на обретение его мощей.


С 1440 года — игумен Московского Чудова монастыря.


В 1440 году Питирим крестил новорожденного Великого Князя Ивана Васильевича (Ивана III).


В 1447 году хиротонисан во епископа Пермского. В Вычегодско-Вымской (Мисаило-Евтихиевской) летописи, содержащей массу неверных и искажённых сведений, дата хиротонии Святителя Питирима указана неверно — 1444 год: "Лета 6952 поставлен бысть в епискупы Пермския епархии архимандрит Питирим Чудова манастыря".


Деятельность Святителя Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермь Вычегодскую.


Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей.


Вогуличи и вятчане, во время управления Питирима, почти не переставали тревожить зырян своими набегами. Вогульский князь Асыка, пользуясь раздорами русских князей за великокняжеский престол, страшно морил христианские селения, грабил имения и убивал народ, который уже и не думал защищаться и сберегать свои хозяйства, стараясь бегством в леса спасать свою жизнь. Так как Асыка, уверенный в безнаказанности, делался все более и более дерзким и стал простирать свои разбои и грабежи далее пределов Перми, причиняя немало вреда и русским жителям Двинской области, новгородские владельцы земель на Ваге и Двине Василий Своеземцев и Михаил Яковль, имея 3000 человек своей дружины и проводников-зырян, в 1445 году прошли до Урала и захватили множество вогулов. Хитрые дикари, усыпив бдительность воевод, обещанием полной покорности, неожиданным нападением поразили было дружину Своеземцева, но вскоре благоразумными мерами воевод и стойкостью дружины, озлобленной вероломством вогуличей, ватаги были рассеяны и сам свирепый предводитель их Асыка захвачен в плен и узником должен был сопровождать победителей в русскую землю.


Коварный вогулич, покоряясь необходимости, затаил злобу и клялся всеми грозными духами сохранить до смерти дружественные отношения к Перми и не тревожить более христиан. Но эти вынужденные клятвы и позорный плен еще более усилили в нём чувство ненависти к зырянам. Получив свободу, он отправился на Печору и ждал только удаления новгородцев, чтобы с большей яростью снова начать свои опустошительные набеги.


29 декабря 1447 года Преосвященный Питирим участвовал в работе Собора на котором по прямому указанию Великого Князя Василия II была составлена грамота к Дмитрию Шемяке на 28 страницах, перечислявшая "вины" и "неисправления" мятежного князя и призывавшая его покориться Великому Князю Московскому. Многие исследователи полагают, что эта грамота, отправленная Собором к Шемяке, хотя и подписана всем тогдашним старейшим духовенством, была составлена Питиримом, как более опытным в делах письменности, пользовавшимся особым уважением Великого Князя и немало потерпевшим от Шемяки.


Разлучённый с паствой и находясь в Москве, блаженный Питирим не переставал заботиться о пасомых: он лично ходатайствовал у Великого Князя о защите Перми от нападения врагов. Но Василий Васильевич, при всём уважении к святителю, мог тогда только сложить подати с пострадавших, а его семейство наделило Питирима разными вкладами и подарками для зырян. Вернувшись в Усть-Вымь, он с прискорбием узнал, что во время его отсутствия Асыка изменил своим клятвам и снова, сделав нападение на ближайшие к Печоре зырянские селения, захватил в плен беззащитных жителей и с награбленным имуществом удалился в верховья Печоры. Жители, лишённые крова и имущества, толпами собрались в Усть-Вымъ, оплакивая потери — кто отца или матери, кто жены и детей. Святитель Питирим, сочувствуя постигшему их бедствию, старался утешить их своими отеческими беседами, обнадёживал помощью и милостями великого князя и всё, что привёз из Москвы, роздал разорённым жителям, чтобы как-то облегчить их несчастье.


В 1448 году Святитель Питирим снова был вызван в Москву на поставление митрополита русской церкви, которого уже восемь лет не было в Москве по причине смут, произведенных Галичскими князьями, домогавшимися великого княжения. Епископы Ефрем Ростовский, Варлаам Коломенский, Авраамий Суздальский и Питирим Пермский прибыли в Москву, другие прислали грамоты, изъявляя свое согласие на избрание Собора. По единодушному желанию всех рязанский епископ Иона был избран и посвящён в митрополиты Московские. Личное присутствие на этом соборе святителя Питирима, несмотря на отдаленность епархии, показывает то уважение, какое имели к нему современники и Великий Князь, который не решился без него приступить к столь важному делу, показывает также ревность самого святителя и его заботы о пользе Церкви и Отечества. Святитель не ограничился посылкой грамоты, но счёл долгом лично явиться на Собор, избравший епископа Рязанского Иону митрополитом Московским, что фактически означало независимость Русской церкви от Святейшего Патриарха Константинопольского.


Провожая Святителя Питирима в обратный путь, Великий Князь наделил монастыри и пустыни зырянские богатыми вкладами, не забыл своими милостями и паствы пермской.


После 1448 года примерно семь лет вогуличи не тревожили зырян, так что пастырь имел теперь полную свободу заняться учительством, чтобы глубже укоренить в сердцах пасомых догматы веры и правила христианской нравственности. Он с любовью заботился об их просвещении, поучал в домах, проповедовал в храмах, а чаще всего беседовал с народом на открытом поле, громогласно объясняя ему правила веры и благочестия.


В 1452 году Святитель Питирим оказался в плену у Шемяки, который подверг Владыку мучениям за отказ снять с него церковное отлучение.


В 1455 году Питирим без опаски прибыл в Чердынь и крестил жителей Перми Великой, ибо там правил уже крещённый князь Михаил Ермолаевич Великопермский: "Лета 6993 приездил владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святой вере чердынцов". Вполне вероятно, что ещё до 1451 года Михаил Великопермский принял Святое Крещение от самого Святителя Питирима.


В правовом отношении, русские считали Пермь Великую волостью Великого Новгорода, но фактически до 1472 года она была независимой территорией. Первое упоминание городка Чердыни, столицы Перми Великой, и Великопермского князя Михаила Ермолаевича встречается в местной Вычегодско-Вымской летописи под 1451 годом: "Лета 6959 прислал князь великий Василий Васильевич на Пермскую землю наместника от роду верейских (перемских) князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной". Это известие относится к тому времени, когда в ходе окончательного разгрома Дмитрия Шемяки, Василий Тёмный для укрепления своей власти назначал московских наместников в отобранные у противника города. В конце 1451 года Шемяка покинул Устюг, захваченный им в 1450 году, а московская рать, преследуя его, прошла мимо города, поскольку Пермь Вычегодская не оказывала сопротивления москвичам. Очевидно, на стороне Устюга воевали и пермские князья. Василий II, после освобождения Устюга, назначил пермских князей Ермолая (с редким для 15-го века именем) и Василия Ермолаевича своими наместниками в в занятую московской ратью Пермь Вычегодскую по московской уставной грамоте, а князя Михаила Ермолаевича Великопермского отпустил с миром обратно в Чердынь. Великопермские князья являлись ближайшими родственниками Вымских князей, наместников московского князя, что отражено в Чердынском Синодике Великопермских князей, и происходили из пермской родоплеменной знати. К этому времени семья Пермского (Вымского) князя Ермолая уже приняла православие, на что указывают, в частности, их христианские имена.


Странствуя по Печоре, Святитель Питирим, подобно Стефану, преодолевал препятствия, терпел лишения, презирал опасности и свою апостольскую ревность простёр до того, что успел обратить в христианство диких вогуличей, кочевавших по соседству с крещёными зырянами по притокам Печоры. Но это приобретение новых чад церкви Христовой впоследствии навлекло на Пермь страшные бедствия и стоило жизни самому проповеднику.


С 1448 по 1455 год вогуличи не делали нападений на Пермь. В этот промежуток времени народ благоразумно воспользовался льготами, дарованными ему великим князем. Народ повсеместно благословлял своего владыку, благотворителя и отца и вместе с ним надеялся и думал, что наконец избавился от страшных и жестоких врагов своих вогуличей. Но ожидания зырян не сбылись.


Слух об обращении к христианству ближайших к Перми вогулов пробудил в Асыке и его приближённых бешеную ярость. Лично негодуя на Питирима, вогуличский князь готовился нанести жестокий удар зырянам, проникнув в самое сердце пермского края — Усть-Вымь, чтобы погубить его отца и защитника епископа. Но Асыка не спешил с выполнением своего намерения, исподволь запасался средствами к дальнему пути и вёл свои приготовления со всевозможной скрытностью. Когда же всё было готово, он вдруг созвал всех вогуличских князей с их бродячими ватагами и, вооружив их луками и стрелами, летом 1455 года пустился на плотах вниз по Вычегде, стараясь скорее достигнуть Усть-Выми. Не останавливаясь нигде в пути и задерживая прибрежных жителей, чтобы они не предупредили Питирима, Асыка вскоре доплыл до Усть-Выми и остановился в виду его в десяти верстах от впадения Выми в Вычегду на высоком бору. Здесь он некоторое время ожидал вятскую вольницу, к которой ещё с устья Сысолы отправил послов звать её для грабежа и добычи. Вятчане не замедлили явиться на этот призыв. Соединившись с ними, Асыка искал удобного случая напасть на Усть-Вымь. В Усть-Выми о вогуличах ничего не знали и Питирим готовился провести молебен на мысу близ устья Выми. Поэтому Асыка поспешил пристать именно в то время, когда Питирим выйдет на мыс и займется проповедью. Он велел набросить на плоты срубленные ели и ветвями их накрыть свое войско. В таком виде плоты издали казались плывущими деревьями, подмытыми напором и быстротою реки.


В воскресный день 19 августа 1455 года, старый и малый были в храме. После литургии, Святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс — обширное поле, образуемое слиянием реки Выми и Вычегды, для совершения молебствия. Духовная процессия, во главе которой шёл с животворящим крестом святитель Питирим, с пением священных псалмов достигла предназначенного места и остановилась. Стали молебствовать. Народ окружил любимого владыку и вместе с ним умилённо молился Богу.


Вдруг заметили массы деревьев, которые на большом протяжении тянулись в длину реки и плыли прямо к мысу. Это не могло быть случайностью или следствием бури и произвело общее смятение. Святой же видя свою кончину, сказал, что Господь их спасет, но возьмёт его жизнь. "Храните православную веру, соблюдайте заповеди, поучайтесь благочестию, возлюбите церковь. Почитайте государя, повинуйтесь властям, яко суть от Бога, внимайте пастырем духовным и Господь благословит вас. Мир и благословение вам, чада возлюбленные! Не сетуйте и не скорбите мене ради. Отойдите от меня скорее, дабы и вас не постигла никакая беда". Враги были уже близко, а паства, слушая святого отца, проливала слёзы и не трогалась с места, хотя святой Питирим и побуждал её к тому. Тогда святитель, обратившись в ту сторону, где стоял Усть-Вымь, преклонив колена и воздевши руки, помолился Богу, троекратно осенил монастырь, церкви и город знамением святого креста, благословил народ и сказал: "...Братие и чада моя возлюбленныя! Господь Бог восхотел предати мя немилосердным вогуличам на смерть и час отшествия моего от сего временного жития к вечному уже приспе. Аз же готов есть умрети за Господа Бога моего, лучше мне единому умрети, нежели всем вам погибнути. Вам же, чадам моим, оставляю мир и благословение: любите Бога, любите друг друга, любите и врагов своих. Господь спасет вы смертию моею от их гнева и ярости".


Но когда толпы вогулов высыпали на берег и устремились к тому месту, где стоял Питирим, народ разбежался кто куда, оставив архипастыря одного. Владыка Пермский был варварски замучен Асыкой и святое тело его, изъязвлённое и опозоренное наглыми кровопийцами, брошено было на мысе. "Сице пострадавша, — говорит летопись, — Святый Питирим, епископ, устьвымский чудотворец, и добровольно за Христа от безбожных вогулич и вятчан кончину восприя и мзду и венец от Подвигоположника прием, от Владыки и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Августа в 19 День лета 1455".


Совершив такое злодеяние, Асыка немедленно удалился, захватив на обратном пути прибрежных жителей.


Духовные и гражданские власти поспешили послать в Москву известие о случившемся. Сорок дней (а по летописным сведениям — 46 дней) тело Святителя оставалось в срубе на месте мученической его кончины. Несмотря на знойное время тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь. На сороковой день был получен ответ из Москвы и только тогда нетленные мощи мученика с великим благоговением и честью, при всеобщем плаче и рыдании были погребены в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле его предшественника святителя Герасима, и вскоре, ещё его современники стали чтить память в день его мученической кончины и обращаться к нему с молитвами, как к угоднику Божьему.


Уже в уставе 1522 года под 19 августа сказано: "В той же день убиен бысть владыка Питирим пермский от безбожных вогулич".


И по ныне мощи Святителя Питирима почивают в Усть-Вымском Благовещенском храме, рядом с мощами Святителя Герасима и Святителя Ионы. Общая память трём святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском. Хотя они жили не в одно время и скончались в разных местах, прославляет церковь подвиги архипастырей вместе потому, что они преемственно один после другого заканчивали апостольские труды великого просветителя Перми Стефана и что святые мощи их покоятся под одной ракой. В 1607 году был написан образ святителей Герасима, Питирима и Ионы. На это иконе святители именуются великими чудотворцами.


В акафисте святым Герасиму, Питириму и Ионе говорится: "Слышавшие великопермстии людие евангельское благовествование, отцы треблажении, и любовно божиею побеждаемы, ко истенной вере обращахуся, крещение просяще. Вы же, яко истинии пастыри, с любовию всех, опасения ищущих, купелию крещения возраждали есте сих...".


Тропарь Питириму: "Православия наставниче, / благочестия учителю и милости сокровище, / архиереев украшение, / людей зырянских наставниче, / святителю Питириме, / душу свою за Христа положивый, / моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех / любовию чтущих память твою".


Публикации:


  1. Краткое описание жития св. Алексия // Духовный Вестник. — 1862.
  2. Канон на обретение мощей св. Алексия // Минея 20 мая.

Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 17 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Бординских Г.А. Церковно-историческое описание городов Чердыни и Соликамска. — Соликамск, 1996. — С. 9.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1408.
  • Власов А. Из истории Великопермской епархии (по материалам письменных источников) // Арт. — 1997. — №1-2. — С. 8-10.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 47.
  • Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891. — № 461.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. II. — С. 1810.
  • Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862. — С. 200-201.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 162, 729.
  • Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873. — С. 248 и прим. 19.
  • Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. — Пермь: Изд-во "Книжный мир", 2004. — С. 15 (По городам и весям Прикамья).
  • Шляпкин И.Я. Св. Питирим, Епископ Пермский // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. — 1894. — 1 мая. — № 9. — С.121-131.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890 - 1907. Т. XXIII-а (кн. 46). — С. 735.


Создано : 19/10/2009 : 6:58 PM
Обновлено : 27/10/2009 : 11:03 AM
Категория :
Страница просмотрена 55 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^