Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 10

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.58.75

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Святитель Герасим, Епископ Пермский

Святитель Герасим (? - 24.01.1447).

Святитель Герасим (? - 24.01.1447) — Епископ Пермский. Святой Русской Православной Церкви, почитается в лике святителей.




После кончины великого просветителя Перми Вычегодской Святителя Стефана его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. После кончины, постигшей в 1416 году епископа Исаакия в Москве, апостольские труды Святителя Стефана продолжил Святитель Герасим, принявший мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг.


После марта 1416 года и до начала 1418 года хиротонисан во епископа Пермского.


Бездеятельность предшественника Святителя Герасима, Пермского епископа Исаакия, привела к тому, что новообращенная паства, оставшаяся без архипастырского надзора, легко и скоро вновь увлеклась прежними заблуждениями, тем более, что с одной стороны языческие волхвы оставались в силе, а с другой — дикие вогулы не преминули даже силою принуждать новообращенных к язычеству. "Овцы шалят, волки нападают, без пастыря свистеть некому, чтобы пугать и прогонять волков... Ино язычницы вогулы делают нападения", — со скорбью говорить Епифаний Премудрый, автор "Жития святителя Стефана Пермского". При таком положении дел преемника Исаакия, ревностного пастыря Герасима, ожидало множество трудов и забот, неприятностей, скорбей и обид от врагов, которые, пользуясь отдаленностью места от центра, действовали безнаказанно.


Хотя сведения о том, что Святитель Герасим когда-то посещал владения Перми Великой, т.е. нынешнюю территорию Пермского края, отсутствуют, и первым Святителем Перми Великой считается Святитель Питирим, но своим архипастырским подвигом Святитель Герасим, как и его предшественник Святитель Стефан Пермский, подготовил почву для Крещения Перми Великой и поэтому заслуживает равного почитания пермяками на ряду со Святителями Питиримом и Ионой. В акафисте святым Герасиму, Питириму и Ионе так и говорится: "Слышавшие великопермстии людие евангельское благовествование, отцы треблажении, и любовно божиею побеждаемы, ко истенной вере обращахуся, крещение просяще".


Между тем, ряд пермских исследователей серьёзно полагают, что 6 мая 1419 года епископ Герасим всё же появился на Каме для проповеди христианства среди жителей Перми Великой. Во всяком случае в 1619 году, в память об его миссионерстве, в селе Бондюге был установлен крест, о котором В. Берх в начале 19-го века сделал следующую запись: "Усмотрел я на самом берегу Камы маленькую часовню... взошед в оную открылся глазам моим высокий и толстый пень с поперечной лесиной, на коем увидел я следующую надпись "Иисус Христос 7127 6 мая поставлен сей крест при благоверном Великом Князе Михаиле Федоровиче всея России и при великом господине Вологодском архиепископе Макарии". Тогда В. Берх опросил местных жителей и записал о кресте предание, что якобы этот крест был поставлен учениками Стефана Пермского, семидесятилетними стариками в то время когда здесь не было селения. Имена их Герасим, Питирим и Иона. Ясно, что умершие в 15-м веке Пермские епископы не могли поставить крест в 1619 году. По мнению историка Г.А. Бординских, "вероятно 6 мая 1419 года епископ Герасим появился здесь для проповеди христианства. Через 200 лет в память об его миссионерской поездке здесь и был установлен крест". "Легенда же связанная с ним", — по мнению к.и.н. В.А. Шмырова, — "является отголоском воспоминаний полузабытых событий 15 века, приобретшим со временем сказочную окраску". С 1939 года этот деревянный крест находится в Чердынском музее, а с 2000 года — в экспозиции Музея истории веры в г. Чердыни.


В 1429 году митрополит Фотий сказал о Перми Вычегодской: "Ныне страна чисто и православно совершает службу Божию по закону христианскому".


В 1438 году ездил в Москву для участия в Соборе, на котором осуждён был предатель православия Исидор.


Епископом Герасимом был основан миссионерский Печорский монастырь, монахи которого были приходскими священниками для местных жителей.


Летом 1441 года снова ездил в Москву для участия в Соборе, на котором присутствовали Суздальский епископ Авраамий, Ростовский епископ Ефрем, Рязанский епископ Иона, Коломенский епископ Варлаам, Сарайский епискоа Иов и пермский епископ Герасим. В марте 1441 года митрополит Исидор по прибытии в Москву с Флорентийского Собора отслужил литургию, на которой помянул папу римского Евгения IV, а также зачитал документ об Унии. Сразу же после этого по приказу великого князя Василия II он был взят под стражу, но впоследствии бежал. Собор русских епископов в 1441 году осудил "латыньство" митрополита Исидора, подписавшего во Флоренции летом 1439 года унию и вынудившего это сделать епископа Суздальского Авраамия. На этом Соборе начата самостоятельность Русской Церкви и ее независимость от Константинопольского Патриарха в избрании митрополитов Московских.


Преосвященный Герасим отличался "святой жизнью", ревностно очищал плевелы на ниве Христовой". Он был поборником мира, и в первые годы его управления Пермь Вычегодская наслаждалась спокойствием и тишиной, но потом начались набеги диких вятичей и вогулов, которые препятствовали распространению христианства. Занятые домашнею неурядицей и ссорами между собою, вогулы несколько лет не тревожили зырян. Когда же их междоусобия кончились смертью многих князьков и сильнейший из них, Асыка, сделался могущественным и грозным властелином всех оседлых и бродячих вогулов, тогда Пермь встретила в нем заклятого себе врага, который в продолжение полувека наводил ужас на зырян.


Вогульский князь Асыка, пользуясь раздорами русских князей за великокняжеский престол, страшно морил христианские селения, грабил имения и убивал народ, который уже и не думал защищаться и сберегать свои хозяйства, стараясь бегством в леса спасать свою жизнь. Асыка, уверенный в безнаказанности, делался все более и более дерзким и стал простирать свои разбои и грабежи далее пределов Перми, причиняя немало вреда и русским жителям Двинской области.


В 1445 году новгородские владельцы земель на Ваге и Двине Василий Своеземцев и Михаил Яковль, имея 3000 человек своей дружины и проводников-зырян, прошли до Урала и захватили множество вогулов. Но хитрые дикари, усыпив бдительность воевод, обещанием полной покорности, неожиданным нападением поразили было дружину Своеземцева, но вскоре благоразумными мерами воевод и стойкостью дружины, озлобленной вероломством вогуличей, ватаги были рассеяны и сам свирепый предводитель их Асыка захвачен в плен и узником должен был сопровождать победителей в русскую землю.


Коварный вогулич, покоряясь необходимости, затаил злобу и клялся всеми грозными духами сохранить до смерти дружественные отношения к Перми и не тревожить более христиан. Но эти вынужденные клятвы и позорный плен еще более усилили в нём чувство ненависти к зырянам. Получив свободу, он отправился на Печору и ждал только удаления новгородцев, чтобы с большей яростью снова начать свои опустошительные набеги.


Не столь опасными, по сравнению с ними, казались другие враги: неугомонные новгородские ушкуйники и вятчане, не имевшие, как вогулы, к зырянам племенной вражды и возбуждаемые только жаждой корысти. Но и они часто были очень жестоки и наносили величайший вред благосостоянию зырянских земель. Новгородцы грабили нижневычегодские селения, а вятчане — по Лузе и Сысоле. В этих плачевных обстоятельствах общие уныние и отчаяние жителей были столь сильны, что народ и не думал уже защищаться и спасался бегством в леса, оставляя дома на произвол врагов.


Как попечительный отец, епископ Герасим употребил все свое влияние и всю свою деятельность направил на защиту обижаемых. Не щадя собственных средств и подвергаясь опасности, он странствовал по Перми из конца в конец, одушевляя своих овец, расхищаемых кровожадными волками, являясь везде как ангел хранитель. Новгородцы и вятчане, тронутые его просьбами и увещаниями, возвратили жителям все отнятое у них и из уважения к старцу-святителю даже сделали богатые вклады в церкви и монастыри пермские. И тогда Святитель Герасим до того простер свою заботу о пользе паствы, что решился с опасностью для жизни самоотверженно явиться в стан жестоких и грубых вогулов. Несмотря на свирепость Асыки, просьбы и убеждения святителя подействовали на дикарей, так что они удалились в свои места.


Архипастырь занялся тогда водворением покоя и порядка в пострадавших деревнях и селениях: проникал в самые глухие места — одних утешал, другим помогал, иным одалживал, никому ни в чем не отказывая, — и такими подвигами заслужил от всех имя благодетеля народа. Душевные огорчения и недуги старости расстроили его здоровье, но, будучи болен, он не хотел оставить своих пастырских обязанностей и поехал обозревать ближайшие к городу места и церкви. На обратном пути, когда он уже приближался к своему дому, на лугу, не доезжая до города Усть-Выми, недалеко от соборной церкви, спутник Святителя, новокрещённый вогул, которого Преосвященный Герасим взял на воспитание с целью подготовить из него пастыря, задушил его архиерейским омофором: "на Устъ-Вымском лугу, близ Усть-Вымьска городка, за мало стадий от соборной церкви, удушен бысть святый отец за нечто от своих домочадцев, неповинно кончину восприя святый, месяца генваря в 24 день". Это злодейство послушник-вогул совершил не по личной злобе, а под воздействием его некрещенных сородичей-вогулов, которые не хотели уничтожения язычества.


Печальная весть о смерти архипастыря быстро пронеслась по окрестным селениям и поразила скорбь сердца жителей. Со всех сторон народ толпами устремился к владычному городу отдать последний долг своему благодетелю. При всеобщем плаче и рыдании тело святителя-мученика предано было земле в Благовещенском кафедральном соборе г. Усть-Выми. И по ныне мощи Святителя Герасима почивают в Усть-Вымском Благовещенском храме, рядом с мощами Святителя Питирима и Святителя Ионы. Общая память трём святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском. Хотя они жили не в одно время и скончались в разных местах, прославляет церковь подвиги архипастырей вместе потому, что они преемственно один после другого заканчивали апостольские труды великого просветителя Перми Стефана и что святые мощи их покоятся под одной ракой. В 1607 году был написан образ святителей Герасима, Питирима и Ионы. На это иконе святители именуются великими чудотворцами.


В акафисте святым Герасиму, Питириму и Ионе говорится: "Слышавшие великопермстии людие евангельское благовествование, отцы треблажении, и любовно божиею побеждаемы, ко истенной вере обращахуся, крещение просяще. Вы же, яко истинии пастыри, с любовию всех, опасения ищущих, купелию крещения возраждали есте сих...".


Тропарь Герасиму: "Божественныя веры проповеданием землю Зырянскую озарил еси и ко Христу люди многия привел еси. Возопиет же с тобою и Авель ко Господу и Захариина кровь праведная, отче Герасиме, моли Христа Бога пастве твоей и всем, любовию память твою совершающим, даровати велию милость".


Публикации:



Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 16-17 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Берх В. Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. — СПб, 1821. — С. 83.
  • Бординских Г.А. Церковно-историческое описание городов Чердыни и Соликамска. — Соликамск, 1996. — С. 7-9.
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1408.
  • Власов А. Из истории Великопермской епархии (по материалам письменных источников) // Арт. — 1997. — №1-2. — С. 8-10.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 47.
  • Зимин А.А. Витязь на распутье. — М.: "Мысль", 1991. — С. 93.
  • Попов Е.А., протоиерей. Велико-Пермская и Пермская епархия (1379 - 1879). — Пермь, 1879. — С. 11-12.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896 - 1913. — Т. 4. — С. 472-473.
  • Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877. — С. 729.
  • Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873. — С. 247, 248, прим. 19.
  • Чистюхин Д. Христианизация Перми Великой // Северная звезда (Чердынь). — 1993. — №46.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890 - 1907. Т. 8. — С. 448.


Создано : 20/10/2009 : 2:37 PM
Обновлено : 27/10/2009 : 10:50 AM
Категория :
Страница просмотрена 2198 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^