Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 10

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.80.58.75

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Модест, Епископ Екатеринбургский, викарий Пермской Епархии

Модест (в миру — Даниил Константинович Стрельбицкий, 17.12.1823 - 13.04.1902).

Модест (в миру — Даниил Константинович Стрельбицкий, 17.12.1823 - 13.04.1902) — Епископ Екатеринбургский, викарий Пермской Епархии, в последствии — Архиепископ Волынский и Житомирский. Магистр богословия, духовный писатель, Почётный член Киевской духовной академии, Почётный член Казанской духовной академии, Действительный член Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Почётный член Православного Палестинского общества. Председатель Совета Хомского Свято-Богородицкого братства. Пожизненный член Нижегородского Православного епархиального братства Св. блг. князя Георгия Всеволодовича. Почётный член Нижегородского общества вспоможения бедным. Почётный член Волынского управления Красного Креста. Почётный член Волынского Церковно-археологического общества. Председатель Волынского Православного Палестинского общества.




Высокопреосвященный Модест родился 17 декабря 1823 года в селе Зиновицы Литинского уезда Каменец-Подольской епархии, в семье священника Константина Стрельбицкого, приехавшего служить в это село в 1820 году. 25 декабря 1829 года, в Рождество Христово, его парализовало во время всенощной в холодном храме. Он лишился возможности говорить, двигать правой рукой и ногой. "По-видимому, от простуды я впал в болезнь, от которой никакие врачебные пособия не могли исцелить меня, — вспоминал позже Владыка. — Безгласного и неподвижного, меня уже обрекли на смерть. В такой беспомощности родитель мой принёс меня в местный храм, положил перед чудотворную иконою Богоматери и по совершении литургии произнёс пред святой иконою обет о мне в следующих словах: “Матерь Божия! Исцели сына моего. Если выздоровеет, я отдаю его Тебе на служение”… Вечером того же дня я, дотоле безгласный и неподвижный, стал говорить и действовать". Как память об этом чудесном исцелении вокруг Богоматери на иконе была сделана надпись.


Позже его отец, священник Константин Стрельбицкий, после смерти супруги принял монашеский постриг с именем Карп и умер в чине иеромонаха.


С 1841 по 1848 год обучался в Каменец-Подольской духовной семинарии, которую окончил со званием студента и 17 декабря того же года в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре был пострижен в монашество под именем Модест.


30 января 1849 года рукоположен во иеродиакона, а 2 февраля — во иеромонаха.


С 1849 года — учитель певчих архиерейского и семинарского хоров и проповедник в Тюремном замке.


С 1849 по 1853 год обучался в Киевской духовной академии, окончил полный курс наук с причислением к 1-му разряду воспитанников академии.


24 мая 1854 года определением Святейшего Синода назначен смотрителем Слуцкого духовного училища и 24 июля зачислен в число братии Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, был проповедником.


В апреле 1855 года определен учителем Слуцкого духовного училища и 25 декабря того же года награжден набедренником.


В 1856 году удостоен благословения Святейшего Синода за пожертвование книг в библиотеку Киевской духовной академии.


25 декабря 1856 года возведен в сан игумена и назначен членом Слуцкого Свято-Троицкого монастыря и надзирателем за церковью и монашествующими.


15 ноября 1858 года переведен ректором и учителем в Киево-Подольское духовное училище.


Заслужил признательность епархиального начальства "за благочестивую и скромную жизнь, примерное усердие к Богослужению, неусыпный надзор за поведением монашествующих и за похвальное проповедание Слова Божия".


31 марта 1859 года определением Святейшего Синода удостоен степени магистра богословия.


С 14 декабря 1860 года — инспектор и профессор Минской духовной семинарии, где был членом комитета по постройке зданий семинарии.


3 апреля 1862 года возведен в сан архимандрита и 31 августа, по ходатайству Высокопреосвященного Иосифа, митрополита Литовского, Святейшим Синодом определен на должность инспектора и профессора Литовской духовной семинарии. С 1863 по 1865 год состоял в должности библиотекаря этой же семинарии.


В 1863 и1864 году назначался членом Ревизионного комитета по освидетельствованию работ Свято-Духовского монастыря. С 1865 года состоял членом Свято-Духовского братства.


6 октября 1865 года получил благословение митрополита Литовского Иосифа и признательность епархиального начальства за пожертвование 415 экземпляров его книги "О церковном Октоихе" в церкви и монастыри Литовской епархии.


С 12 октября 1866 года — инспектор и профессор Черниговской духовной семинарии.


С 11 декабря 1868 года — ректор Иркутской духовной семинарии и цензор проповедей, произносимых в Кафедральном соборе. С 1869 года член Духовной консистории и уже 7 августа того же года получил благодарность от Енисейского архиепископа Никодима и Енисейского духовной консистории за отеческую заботу об учениках семинарии.


Изучая церковную историю Иркутского края и столкнувшись в семинарской библиотеке с некоторыми рукописями 17 и 18 веков, имеющими непосредственное отношение к Киевской духовной академии, сообщил об этом Церковно-археологическому обществу при академии, и после официальных запросов 11 документов были временно переданы в Киев.


В 1870 году ректор Иркутской духовной семинарии архимандрит Модест в поздравительном письме по случаю 50-летия Киевской духовной академии отметил, что многие выпускники академии потрудились во благо Иркутской семинарии, у истоков которой стояли святитель Иннокентий (Кульчицкий), Иннокентий (Неронович) и Михаил (Миткевич), при котором школа получила статус семинарии. От Иркутской семинарии по случаю юбилея Киевской духовной академии были подарены книги, связанные с унией и её историей, в том числе: "Палинодия" (начальная часть) и "Книга о вере" Захария Копыстенского, "Антапология, или Опровержение апологии Мелетия Смотрицкого" Геласия Диплица, сочинение 1632 года с посвящением Петру Могиле, архимандриту Киево-Печерской лавры. Тем самым архимандрит Модест продолжил дело, начатое Киевским митрополитом Евгением (Болховитиновым), который собирал в стенах Киевской академии документы по унии, чтобы беспристрастно разобраться в истории ее возникновения и помочь православным авторам обоснованно бороться с ней.


7 апреля 1870 года, за пожертвование книг по случаю 50-летнего юбилея Киевской духовной академии, ему преподано благословение Святейшего Синода. Свою признательность выразила и сама академия.


16 июля 1870 года назначен цензором, а с 1 января 1871 года — редактором "Иркутских епархиальных ведомостей". Получил благословение Святейшего Синода за пожертвование 300 экземпляров книги "О проповедничестве св. Иннокентия, епископа Иркутского, с поучениями" в библиотеки духовно-учебных заведений.


В 1871 году награждён орденом Св. Анны 2-й степени с Императорской короной.


Иркутские Епархиальные ведомости сообщали в 1872 году, что при архиерейском богослужении в день Святого Духа преосвященнейшему Парфению сослужили ректор семинарии архимандрит Модест и настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Вениамин (Иркутские епархиальные ведомости. — 1872. — №24.).


В 1874 году награждён орденом Св. Владимира 4-й степени.


Во время посещения Иркутского Посольского монастыря обнаружил в нём шитую золотом архиерейскую палицу, пожалованную Петром I Святителю Иннокентию при назначении его начальником в Пекинскую миссию, и прислал её в дар Церковно-археологическому обществу при Киевской духовной академии. 25 декабря 1875 года избран действительным членом Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии.


10 апреля 1877 года хиротонисан в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии.


В 1877 году получил диплом на звание Почётного члена Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. В августе того же года ему поручено Епархиальное попечительство за образованием девиц при Екатеринбургском Новотихвинском женском училище, возглавляемом игуменией Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного женского монастыря Магдалиной (Неустроевой), которую екатеринбуржцы называли "Попечительницей о сиротах", поскольку она на собственном опыте знала горькую учесть детей, потерявших родителей...


В 1878 году награждён орденом Св. Владимира 3-й степени.


С 9 декабря 1878 года — епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии.


Преосвященный Вениамин, Архиепископ Иркутский, с которым Владыка Модест не прерывал переписку, в одном из своих писем архиепископу Казанскому Владимиру (Петрову) пишет: "Преосв. Модест, по-видимому, благодушествует, рад и своему миссионерскому служению. Но дело его новой епархии, как мне пишет преосв. Варсонофий, плохо, Православие прививается туго, потому что Попель искал только независимости от преосв. Варшавского и сам покровительствовал униатству. Преосв. Модест, по собственным его словам, произвёл доброе впечатление на народ как архиерей боголюбный, потому что начал службу говением, заставил говеть и духовенство, и семинаристов, чего прежде не было, и установил по воскресениям перед литургией чтение акафиста перед Холмской иконой Божией Матери. Благоговение к местной святыне особенно понравилось народу. Преосв. Маркелл покровительствовал исключительно галичанам. Преосв. Модест объявил, что для него все равны".


Преосвященный Модест при обозрении церквей Холмского края обращал преимущественное внимание на священные памятники старины как внешние показатели древности Православия в крае и старался сберечь их от всяких переделок и искажений.


Для оживления духа Православия в краю преосвященный возобновил повсеместно крестные ходы, сплачивающие народ, вселяющие в них уверенность. "Пречистая Дева, Мати русскаго краю! Як на небе, так и на земле Тя величаю!" — любимая песня южнорусского народа — сопровождала эти шествия, вызывая слезы умиления не только у православных, но и у униатов. В 1879 году преосвященный Модест, при поддержке архиепископа Леонтия, восстановил Холмское православное Свято-Богородицкое братство, призванное к ослаблению вредного влияния на русский народ польско-латинской пропаганды, к укреплению Православия на этой земле, к развитию национального самосознания. Подписка для сбора добровольных пожертвований в пользу братства была открыта 8 сентября 1879 года и в ней участвовали не только местное население, но и жертвователи центральной России и Сибири. Членами этого общества были и архимандрит иркутского Вознесенского монастыря Вениамин, и игумения екатеринбургского монастыря Магдалина. Для бесплатной раздачи Братством были изданы Богогласник и Холмский народный календарь, заменивший Польский католический календарь. 30 октября 1879 года он назначен председателем Совета Хомского Свято-Богородицкого братства и получил от братства золотой знак 1-й степени.


С 27 июля по 27 августа 1880 года Синодальным указом вверено ему управление Варшавской епархией на время отсутствия архиепископа Леонтия.


В 1880 году награждён орденом Св. Анны 1-й степени.


Благодаря его деятельной инициативе и настойчивости была изготовлена новая драгоценная митра на голову Иркутского чудотворца Святителя Иннокентия. Он же, в результате, приобрёл дорогую для него святыню — митру, в которой долгие годы покоился Иркутский чудотворец.


Отношением от 6 сентября 1880 года №1397 Преосвященный Модест уведомил настоятеля Иркутского первоклассного общежительного монастыря архимандрита Вениамина (Грязнова-Никольского) о получении 15 рублей членского взноса в пользу Холмского православного Свято-Богородицкого братства, о включении архимандрита Вениамина в число постоянных членов этого братства, а также уведомил, что им заказана в Екатеринбурге новая митра на главу Святителя Иннокентия Иркутского и просил настоятеля снять прежнюю митру со Святителя Иннокентия и возложить новую, а прежнюю просил благословить и прислать ему на память и заверил, что новая митра будет дороже старой. Но в ответ архимандрит Вениамин отписал, что заменить митру не представляется возможным по той причине, что рака, в которой покоится Святитель Иннокентий, настолько мала, что ноги Святителя туфлями плотно упираются в раку, и от края митры до доски раки расстояние всего в один вершок, и митра надета плотно, и чтобы снять с головы митру и надеть новую необходимо приподнять из раки не только главу святителя, но и его плечи.


Преосвященный Модест на этом не успокоился и письмом от 3 января 1881 года уведомил настоятеля, что митра уже делается, и что он стыдится сообщить игумении Магдалине (Неустроевой), настоятельнице Екатеринбургского Новотихвинского Александровского первоклассного женского монастыря, что вполовину сделанная митра более не нужна, и более того, в Екатеринбурге многие именитые люди, узнав, что им заказана митра для Святителя Иннокентия, пожертвовали для её украшения драгоценные камни.


Следующим письмом от 4 июня 1881 года Преосвященный Модест уведомил настоятеля, что митра для Святителя Иннокентия скоро будет ему выслана из Екатеринбурга и выразил уверенность, что устроение этого святого дела зависит, во-первых, от воли самого Святителя Иннокентия, а во-вторых, от настоятеля, и что в благодарность за это Преосвященный Модест надеется снова издать житие Святителя Иннокентия с его портретом и прислать в здешнюю обитель.


Игумения Магдалина письмом от 20 сентября 1881 года уведомила Владыку Модеста, что митра была отправлена ему 12 августа, что от преосвященного Модеста было получено 200 рублей на митру, но на посылке стоимость митры написана 300 рублей, что эта сумма употреблена собственно на материалы, а пересылка стоит 7 рублей 35 копеек, труды же сестер её просит принять безвозмездно и помолиться у мощей святителя Иннокентия о здравии трудящихся сестер ее монастыря.


Митра была получена в Иркутске в начале октября и Преосвященный Модест неоднократно просил телеграммами ускорить возложение митры, но настоятель с братией всё не решались тревожить мощи Святителя Иннокентия. И вот, наконец, 2 ноября 1881 года, в понедельник, в 9 часов вечера в храм явились казначей иеромонах Иоанн, иеромонах Кронид, протоиеродиакон Пётр и ризничий иеродиакон Авраамий. Но по приближении к раке Святителя Иннокентия на всех присутствующих напал неописуемый ужас и никто не был в состоянии коснуться святых мощей. Решили отложить это дело до следующего дня. Во вторник, 3 ноября 1881 года, по окончании литургии, когда настоятель монастыря архимандрит Вениамин объяснил Владыке Вениамину, архиепископу Иркутскому и Нерченскому, что вчера в 9 часов вечера по причине напавшего в храме на всех ужаса не возможно было приступить к святителю чудотворцу Иннокентию для снятия с него старой митры и возложения новой, Преосвященный Вениамин, объявил, что ему угодно принять на себя дело возложения новой митры на главу Святителя Иннокентия и распорядился остаться в храме иеромонахам, иеродиаконам, и выждав, пока все молящиеся выйдут, запереть двери храма. Когда же никого из прихожан не осталось в храме, Его Высокопреосвященство изволил умыть руки святой богоявленской водой, возложить на себя епитрахиль и поручи, что сделали и настоятель монастыря и иеромонахи Иоанн, Кронид, Тихон и Сергий и иеродиакон Никандр. Затем, помолившись, все приступили к раке Святителя Иннокентия: с правой стороны раки у главы изволил встать Владыка Вениамин, за ним — настоятель монастыря с новой митрой, ближе к ногам — иеромонах Сергий, иеродиакон Никандр, с левой стороны — иеромонахи Кронид, Иоанн и Тихон. Снявши с лика угодника Божия воздух, Его Высокопреосвященство, после того как святые мощи несколько приподняты были из раки иеромонахами, весьма легко снял с главы старую митру и возложил новую, предварительно окропленную святой водой...


После замены ветхой митры на новую, по устному распоряжению Владыки Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерченского, был составлен Акт № 233 от 17 ноября 1881 года, в котором во всех деталях описаны события, предшествующие замене митры. Позднее Владыка Вениамин в письме архиепископу Казанскому Владимиру (Петрову) раскрыл некоторые обстоятельства замены митры: "Преосвященный Модест прислал митру на голову его с тем, чтобы находившаяся дотоле на главе святителя митра отдана была ему. Я исполнил его просьбу, одну митру снял, а другую надел и притом усмотрел, что, по крайней мере, от главы святителя решительно нельзя ничего отделить. Покров, бывший на лице его, исполнен был сильного благоухания. Я взял его себе, а отцу настоятелю предоставил покрыть снова лицо другим, новым. Прежняя митра была под покровом, новая на виду".


В 1881 году в Варшаве был издан его капитальный труд "О древнейшем существовании Православия и русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привислянскаго края", посвященный русскому народу Холмской Руси, в котором доказывается древнее существование и Православия, и русского народа в этом крае. Преосвященный Вениамин, Архиепископ Иркутский, ознакомившись с этой книгой, отписал архиепископу Казанскому Владимиру (Петрову): "От преосв. Модеста получил я книжку о Православии и русской народности в православном (Привислинском) крае. Книжка эта свидетельствует, что он попал совершенно на свое место. Там его родина, там воспитывался он и служил, и тамошние нравы и обычаи досконально ему известны, а его набожность располагает к нему тамошний народ несравненно больше, чем хитрая политика его предместника. Но пришлось ему понести и тяжелый крест: многие ночи спать не мог от душевного беспокойства. За то Победоносцев, бывший в том краю и проведший у него в доме два дня, остался им вполне доволен и положение дела нашел совсем не таким, как передавали враги Православия".


В 1882 году ему поручено рассмотрение журналов правлений Холмских духовных семинарий и училищ.


С 7 июня 1885 года — епископ Нижегородский и Арзамасский.


В 1886 году избран Почетным членом Православного Палестинского общества.


28 января 1887 года избран пожизненным членом нижегородского Православного епархиального братства Св. блг. князя Георгия Всеволодовича.


В 1887 году награждён орденом Св. Владимира 2-й степени.


4 февраля 1889 года в Нижнем Новгороде с необычайной торжественностью прошло празднование 700-летия Св. блг. князя Георгия Всеволодовича, основателя города. На праздник прибыл Высокопреосвященный Феогност, архиепископ Владимирский и Суздальский. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе была отслужена Божественная литургия, затем прошел торжественный крестный ход.


4 октября 1889 года избран Почетным членом Нижегородского общества вспоможения бедным.


2 декабря 1889 года, по получении Указа из Святейшего Синода о назначении его на Волынскую кафедру, Преосвященный стал готовиться в путь, завершая все дела в бывшей вверенной ему епархии. 4 декабря, в день праздника Нижегородской духовной семинарии (во имя преподобного Иоанна Дамаскина), отслужил Божественную литургию в семинарской церкви. По окончании молебна ректор Нижегородской семинарии протоиерей В. Годнев преподнёс отъезжающему архипастырю от Духовной семинарии икону Богоматери и благодарил Преосвященного за его труды. В тот же день в сопровождении епископа Балахнинского Агафодора Владыка посетил основанную им церковно-учительскую школу. 6 декабря Преосвященный отслужил, совместно с епископом Агафодором, Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, а затем в семинарском зале благословил открытие учрежденного в Нижнем Новгороде Общества хоругвеносцев. В 12 часов дня 7 декабря 1889 года Владыка Модест отслужил напутственное молебствие в Кафедральном соборе. В 6 часов вечера колокольный звон всех нижегородских церквей возвестил об отъезде святителя. На железнодорожном вокзале Владыку провожал губернатор Н. М. Баранов, представители нижегородского дворянства, купечества и духовенства. Его Преосвященство отбыл из Нижнего Новгорода в Москву, а затем в город Ровно, на новую, вверенную ему епископскую кафедру.


С 25 ноября 1889 года — епископ Волынский и Житомирский, настоятель Почаевской Успенской Лавры.


Особое внимание новый настоятель обращал на духовную жизнь Лавры, настаивая прежде всего на твердом исполнении монахами ежедневного келейного правила. "Без келейного правила, — писал владыка, — монах впадает в расслабление и забвение монашеских обетов... Для устранения этого необходимо, чтобы избранные духовники Лавры, опытные в духовной жизни, чаще беседовали с братией о движениях помыслов ума и о сердечных пожеланиях и научили бы их различать доброе от злого и подавали бы советы, как избегать искушений... Иеродиаконы и иеромонахи должны возможно чаще исповедоваться у духовников, хотя бы ежемесячно, и всегда, когда зазрит совесть или имеет на кого гнев, или подвергается искушению от врага. Исповедь облегчает душевное бремя и исправляет волю".


В 1890 году при монастыре была открыта церковно-учительская школа, затем она была переведена в Житомир, но и там содержалась на средства Лавры.


30 августа 1890 года Государь Император, будучи в Ровно, Всемилостивейше пожаловал Преосвященному Модесту наперсный крест, украшенный бирюзой и бриллиантами, тем самым отметив его труды на благо Отечества и Церкви.


Заботясь об исправлении внутренней жизни иноков Почаевской Успенской Лавры, Преосвященный Модест обращал внимание и на проявления внешнего благочестия, ибо они служат естественным выражением внутреннего. Он заказал на Афоне копию чудотворной иконы, именуемой "Герондисса", ибо Почаевская Лавра, как и Афон, находится под особым покровом Пресвятой Богородицы, и по прибытии этой иконы в Житомир торжественно перенёс её в Лавру. На всём пути из Житомира в Почаев духовенство в полном облачении с хоругвями и крестами, светильниками и кадильницами, с пением акафистов выходило встречать её. И вот 30 мая 1891 года, после литургии в праздник Вознесения Господня, Владыка Модест произнёс проповедь по случаю праздника и о сретении святой иконы Богоматери, о её покровительстве Почаевской обители и всей Волыни. "Святая икона Богоматери, — сказал он, — присланная на благословение нашей Почаевской обители, называется Герондиссою или Игуменией. Особенно любя иночествующих и помышляя об их спасении, Богоматерь явлением в одной Афонской обители благоволила объявить Себя Игуменией или Настоятельницей этой обители, видимым знаком чего сделалась Её чудотворная икона, копия которой дана нам в благоговение. Известно нам, как Божия Матерь Своими явлениями и чудесами прославляла и прославляет место Почаевской горы. В самых тяжких бедствиях обители и Волынской земли Пресвятая Дева вместе со своим угодником, преподобным Иовом, являла Свое чудесное покровительство Святой Почаевской обители и Волыни. Ныне Она к нам пришла в лице Своей Афонской иконы с новым благословением, показывал этим, что Она Сама хочет быть Владычицей и Управительницей той святой обители, в которой Она благодатно пребывает". Затем "Герондисса" была поставлена в алтаре Успенского собора, и перед нею зажгли неугасимую лампаду. Она находится там и по сей день, и перед служением иноки всякий раз прикладываются к ней.


В 1892 году торжественно отмечалось 900-летие Крещения Волынской земли и учреждения Волынской епархии. Празднество открылось торжественным перенесением чудотворной иконы Божией Матери из Почаева во Владимир-Волынский. Процессия, которая возглавлялась почаевскими иеромонахами, двигалась восемь дней. Каждый храм, мимо которого они проходили, встречал и провожал их крестным ходом, при каждой остановке иеромонахи служили молебны, откликаясь на любые просьбы священников и рядовых верующих. 10 мая всё население г. Владимира-Волынского, и стар и млад, вышло встречать Чудотворную икону. Из города вышла процессия, возглавляемая 120 священниками в светлых ризах. По словам "Почаевского листка", "народ следовал за процессией безмолвно, сознавая важность наступающей минуты. Прошли версты три; вот вдали показалась черная двигающаяся масса. Все осенили себя крестным знамением — то была процессия с Чудотворной иконой. Обе процессии шли навстречу друг другу и с каждой минутой приближались одна к другой. Наконец приблизилась Чудотворная икона; народ благоговейно опустился на колени. Наступила торжественная минута... С Чудотворной иконой пришло несколько тысяч человек, процессия вытянулась длинной вереницей, конца ей не было видно..." В этой процессии, по свидетельству очевидца, были не только православные, но и католики, прибывшие из-за границы галичане-униаты и даже протестанты.


В 1892 году Владыка был избран Почетным членом Волынского управления Красного Креста. Рескриптом Великого Князя Сергея Александровича назначен Председателем Волынского Православного Палестинского общества.


15 мая 1892 года возведён в сан архиепископа.


По инициативе Владыки Модеста в Житомире было открыто Волынское Церковно-археологического общество, членами которого он пригласил быть всех священников своей епархии и монахов Почаевской Лавры. Преосвященный Модест был избран Почетным членом этого общества. Он первый начал собирать древние рукописи, книги, архивы, летописи, священные предметы, старинные иконы, разного рода документы, указав тем самым на то, что священнослужитель должен всегда быть и хранителем памяти народной, носителем его исторического и национального сознания. Лавра, желая участвовать в сохранении памятников религиозной старины, в 1893 году открыла у себя местное древлехранилище. В том же году её иконописная мастерская приняла участие в Петербургской выставке и получила почётный диплом.


В 1893 году два двухгодичных класса Почаевской церковноприходской школы были разделены на четыре одногодичных. Ученики, окончившие эту школу, могли затем быть переведены в церковно-учительскую школу в Житомир.


При Преосвященном Модесте в Почаевской Лавре были построены каменный трёхэтажный дом, новое здание для типографии, иконописной мастерской, церковноприходской школы и древлехранилища. На мирской пасеке он выстроил дом с обстановкой, отвечающей требованиям монашеской жизни, и церковь во имя Всех Святых. В этом доме с 1894 года была размещена киновия Лавры, где жили престарелые и немощные из лаврской братии, имевшие возможность провести свои последние годы в полном покое и созерцании. В летнее время сам Преосвященный Модест предпочитал жить на этой пасеке. Кроме того, одной из обязанностей Лавры, как считал архипастырь, было служение богомольцам, приходившим сюда издалека, не имевшим ни крова, ни зачастую и пищи, ведь всяческое попечение о них вменяется в подвиг по словам самого Христа: "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили Меня" (Мф. 25, 35). При Преосвященном Модесте в Лавре действовали странноприимный дом и народная гостиница, бывали бесплатные обеды и угощения.


Расцвела при нём и Почаевская типография. Ежегодно в ней печаталось огромное количество богослужебных и назидательных книг, расходившихся в то время по всей России.


14 мая 1896 года награждён орденом Св. блг. князя Александра Невского.


В 1899 году по случаю 50-летия церковного служения и за во внимание к научным церковно-историческим и миссионерским трудам, избран Почетным членом Киевской духовной академии и Почетным членом Казанской духовной академии.


6 мая 1901 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.


Скончался 13 апреля 1902 года. Погребен в Почаевской Успенской Лавре.


Чудотворная икона, названная по селу, где родился и жил Владыка Модест и где произошло чудо его исцеления, многим сейчас известна. Всю жизнь Владыка сохранял в сердце своём память о неизреченной милости Богоматери, даровавшей ему чудесное исцеление. В благодарность о чуде Владыка принял решение построить величественный храм в родном селе Зиновицы в Литинском уезде Каменец-Подольской епархии (ныне с. Шевченко Литинского района Винницкой области Украины), посвятив его Живоначальной Троице. В 1890 году на приходском кладбище над могилами родителей преосвященного Модеста была совершена закладка собора. В его основание вложили серебряный крест с мощами святых и несколько камней с Елеонской горы в кипарисовом ящике. Каменный собор украсили изящными карнизами и пилястрами. На куполах, засияли золотые кресты, на колокольню были подняты 11 колоколов, отлитых в Москве, самый большой из которых весил 1200 кг. Над росписью собора трудилось пять иконописцев под руководством почаевского иеромонаха Паисия, известного в 19 веке иконописца. По своей архитектуре храм был близок к сохранившемуся до нашего времени житомирскому кафедральному собору и имел два придела: главный — в честь Пресвятой Троицы и малый, теплый в честь Покрова Божией Матери.


В 1895 году собор был освящен, туда крестным ходом перенесли чудотворный образ Зиновинской Божией Матери, перед которым в 1829 году произошло чудо его исцеления, и установили в изготовленный для него золоченый резной киот. Икону покрыли дорогой сребропозлащенной ризой, украшенной драгоценными каменьями. Преосвященный Модест до конца дней своих хранил при себе список с этого чудотворного образа, а после его смерти список с иконы был передан храму, в котором стали храниться обе иконы — оригинал и копия. Это необычные иконы, на обоих Богородица изображена с закрытыми глазами. Специалисты полагают, что Зиновинская икона Божией Матери была написана в начале 17 века и по своему изводу образ относится к редким в украинской иконографии изображениям Богоматери "Воспитание" или "Аравийская". Из истории святыни известно, что икона написана простым благочестивым жителем села, вероятно, искусным иконописцем, т.к. образ исполнен на высоком художественном уровне.


В 1935 году было принято решение об уничтожении Свято-Троицкого собора. По свидетельству старожилов, в течение первых трёх дней разрушения собора чудотворная икона светилась дивным светом. С нее сняли дорогую ризу и вместе с другими иконами свалили в часовенку на кладбище. Одна из селянок взяла чудотворный образ в свой дом и использовала его в хозяйстве как ляду для кагата, куда скидывали картофель. Помня о главной святыне села, прихожанка храма Евдокия Дрийчук упросила соседку отдать ей икону и до конца своих дней тайно хранила ее в своем доме. Долгое время Зиновинская икона считалась безвозвратно утерянной.


Один местный житель, чтобы сохранить хотя бы очертания величественного собора, одной ночью по периметру храма обсадил его фундамент соснами. Сегодня эти сосны выросли. Но если зайти вглубь этой посадки, окажешься как будто внутри храма. Так и есть: здесь был престол, а здесь алтарь. А здесь еще и ступеньки остались. Но коммунисты не просто разрушили храм. На месте алтаря они поставили бюст Ленина. Этот памятник до сих пор стоит в зарослях "соснового храма". Самого Ленина не видно, зарос он в сорняках посреди храма. Возле дороги верующие поставили крест, чтобы обозначить место собора. Но не очень крестятся на него. Так как знают, что в гуще находится Ленин.


Прошло семьдесят лет, прежде чем Пресвятая Богородица вновь явила Свой образ, сотворив новое чудо. В декабре 2004 года на Рождественский пост, именно тогда, когда в Виннице находилась кровоточивая Державинская икона Спасителя, вдруг хранительница иконы, псаломница Зинаида Серова (дочь Евдокии Дрийчук) увидела: икона Божьей Матери открыла глаза. Женщина никому не сказала об этом, так как она набожная, не хотела, чтобы в селе говорили, мол, видишь, какая святая угодница, у неё даже иконы глаза открывают. Сказала только дочурке бывшего церковного старосты.


Та и рассказала батюшке, что есть в селе чудотворная икона, и никто не знает, какое у нее название. И молодой священник иерей Владимир Кищук три дня горячо молился Господу: если на то Его воля, то пусть икона возвратится в храм. Как-то он сказал Зинаиде, что хочет найти чудотворную икону. А женщина в ответ: "Зачем вам искать? Она у меня". Священник сказал, что это святыня должна возвратиться в храм, это знак того, что Матерь Божия посылает нам благодать и знак для покаяния, в особенности в настоящее время. И женщина согласилась отдать эту икону в церковь. Когда икону переносили в храм, пожилая женщина страдающая тяжелой болезнью ног, приложилась к чудотворному образу и на другой день почувствовала себя исцеленной. По рассказу священника это не единственное исцеление, происшедшее в наше время.


Два года чудотворная Зиновинская икона Божией Матери находилась в с. Шевченко в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата), устроенном в старой хате. Рядом с чудотворным образом стоял его список, ранее принадлежавший Преосвященному Модесту и уже хранившийся в храме — "Почему у У Богородицы глаза закрыты?" — было первое, что спросил молодой священник, который в 2004 году принял приход... Благодаря сохранившемуся списку воочую видно свершившееся чудо: открытые глаза Богоматери на чудотворном образе и закрытые на старинном списке. Каждую среду и воскресенье священник проводил водосвятный молебен. В тетради фиксировались все случаи исцеления и помощи после молитв перед образом. Под стеклом на иконе висели сотни даров от исцеленных — золотые и серебряные крестики, цепочки и обручальные кольца. А после праздника Троицы, в День Святого Духа, в украинское село Шевченко съезжались тысячи паломников со всей Украины, России, Беларуси, Молдовы.


Через два года после того, как Зиновинская икона Божией Матери чудесным образом открыла глаза, неизвестные подожгли церковь. Храм выгорел полностью, пропало множество старинных икон и книг, все лампады полопались от температуры. Но, к счастью, Зиновинская уцелела! Следствие установило, что неизвестные разбили окно, швырнули внутрь помещения 10-литровую канистру с соляркой, подожгли факел и кинули его следом. А сами удрали на машине. За две недели до пожара церковь обворовали, но вынесли только то, что нужно для совершения богослужений и без чего невозможно провести службу. Видимо, приходили и за иконой, но по Божией милости в то время Зиновинская находилась в соседнем районе. Тем вечером её должны были привезти обратно, однако все желающие не успели приложиться к образу, и его оставили. Злоумышленники, конечно, этого не знали. Через четыре дня староста храма Галина Плюта наткнулась на полиэтиленовый мешок для мусора, где лежала старинная лампада и записка: — По прошению возвращаем лампаду, чтоб горела. Настоятель обратил внимание на красноречивое последнее слово и благословил выносить на ночь чудотворную икону из храма. Об этом никто, кроме нескольких прихожан, не знал. А через два дня церковь спалили... Это сделали не местные жители, ведь в селе никто не пользуется мусорными пакетами. Да и вылить на пол 10 литров солярки никто себе тут не позволит: каждый литр на вес золота.


Местные жители решили, что сгоревшую церковь, которая была в жилом доме, восстанавливать не будут. Решили устроить церковь в бывшем архиепископском доме. В селе до сих пор сохранился дом Константина Стрельбицкого, где останавливался его сын — Преосвященный Модест. В этом доме располагалась контора колхоза, а затем дом был передан православной общине села. До пожара Там планировали создать православное сестричество...


Публикации:


  1. Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и о действиях Божиих. — Киев, 1860.
  2. О Церковной истории Минской епархии. — 1860-1863.
  3. О церковной истории Литовской епархии. — 1863-1866.
  4. О церковной истории Черниговской епархии. — 1866-1867
  5. О церковной истории Иркутской епархии. — 1868-1877.
  6. О проповедничестве св. Иннокентия, 1-го Иркутского епископа и чудотворца, с присовокуплением поучений и слов, известных с именем св. Иннокентия. — Иркутск, 1873.
  7. О церковной истории Екатеринбургской губернии. — 1877-1878.
  8. О церковной истории Пермской губернии. — 1877-1878.
  9. О церковной истории Люблинской губернии. — 1878-1885.
  10. О церковной истории Холмско-Варшавской губернии. — 1878-1885.
  11. О Холмской епархии. — 1878-1885.
  12. Жизнь св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца. Изд. 2-е. — СПб., 1879.
  13. О древнейшем существовании православия и русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привислянского края. — Варшава, 1881.
  14. Краткие сказания о жизни и подвигах преп. отец дальних пещер Киево-Печерской Лавры. — Киев, 1885.
  15. О церковном Октоихе. Изд. 3. — Киев, 1885.
  16. О церковной истории Нижегородской губернии. — 1885-1889.
  17. Слово, сказанное после совершения литургии в кафедральном соборе 8 июня 1889 года в день 50-летнего юбилея воссоединения униатов с Православной Церковью // Прибавление к Церковным Ведомостям. — 1889. — № 26. — С. 743.
  18. О церковной истории Волынской губернии. — 1889-1892.
  19. Слово, сказанное 25 декабря 1889 года в первое служение в кафедральном соборе по вступлении на Волынскую кафедру // Прибавление к Церковным Ведомостям. — 1890. — № 5. — С. 135.
  20. Биография в форме дневника // Волынские Епархиальные Ведомости. — 1899-1902.
  21. Слова, воззвания, поучения и речи. — Одесса, 1893.
  22. Краткие сказания о жизни и подвигах преподобных отец дальних пещер Киево-Печерской лавры. — Киев, 1901.
  23. О Слуцких князьях.
  24. Киев — о древнейшем существовании православия.
  25. О русской народности в Галиции.
  26. О Седлецкой местности.
  27. О православии в Люблинской губернии.
  28. О Привислинском крае.

Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 59-60 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1398, 1406.
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908. — С. 156-157.
  • Письма Вениамина, архиепископа Иркутского. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского, к Казанскому архиепископу Владимиру / Пред. и прим. К.В. Харламповича. — М., 1913. — С. 126, 127, 158.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 547; Т. II. — С. 1634.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. — СПб., 1900 - 1911. — Т. III. — С. 776-778.
  • Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896. — №442. — С. 65.


Создано : 23/10/2009 : 7:30 PM
Обновлено : 23/10/2009 : 7:41 PM
Категория :
Страница просмотрена 2369 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^