Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 309

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 13

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.224.200.104

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Анатолий, Епископ Екатеринбургский, викарий Пермской Епархии

Анатолий (в миру — Августин Васильевич Мартыновский, 1793 - 08.08.1872).

Анатолий (в миру — Августин Васильевич Мартыновский, 1793 - 08.08.1872) — Епископ Екатеринбургский, викарий Пермской Епархии, в последствии — Архиепископ Могилёвский и Мстиславский. Доктор богословия. Известный духовный писатель, богослов и иконописец, видный теоретик иконописи.




Высокопреосвященный Анатолий родился в 1793 году в местечке Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье униатского священника, присоединившегося к православию в 1788 году.


Первоначальное образование получил в Шарогородском духовном училище, куда отдан был в возрасте 8 лет. В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую духовную семинарию, где прошёл обычные курсы риторики, философии и богословия, прочно усвоил латинский, греческий и немецкий языки. Своими способностями и трудолюбием он обратил на себя внимание тогдашнего архиепископа Подольского Иоанникия, который приблизил его к себе и в конце 1812 года назначил учителем рисования, а в 1813 году, по окончании семинарии, — учителем по классу инфимы (низший класс семинарии), уговаривая его при этом принять монашество.


Под влиянием советов своих родителей, в 1817 году женился и 15 декабря 1817 года стал священником в местечке Гранов Гайсинского уезда Подольской губернии.


В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского Троицкого монастыря.


В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык.


5 мая 1822 года принял монашеский постриг, "решившись, — как говорит он в своей автобиографии, — искреннейше, насколько есть силы, посвятить себя Христу, предать себя Его воле, и с благоговейным целованием и любовью своего духа принять на себя иго Его благое".


С целью получить высшее богословское образование, оставил училищную службу и 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии, откуда 11 декабря 1825 года выпущен, как лучший студент, бакалавром по Священному Писанию и польскому языку.


29 ноября 1827 года удостоен степени магистра.


4-го мая 1829 года Анатолий возведен в сан архимандрита, 18 мая назначен ректором Курской семинарии, а 7 июня того же года назначен настоятелем Рыльского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря.


14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антония Римлянина монастыря. Здесь произошло его столкновение с известным Никодимом Казанцевым, описанное последним в его воспоминаниях о митрополите московском Филарете. Хотя это обстоятельство и окончилось, по-видимому, благополучно, тем не менее имело большое влияние на всю его последующую служебную карьеру, так как о нём в высших духовных сферах сложилось убеждение, что он человек неспокойный, неуживчивый.


29 июня 1840 года был назначен епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии. 4 августа 1840 года митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Ионой, архиепископом Казанским Владимиром и епископом Ревельским Венедиктом был хиротонисан во епископа в Казанском соборе С.-Петербурга.


С 10 июня 1841 года — епископ Острожский, викарий Волынской епархии.


22 ноября 1844 года назначен епископом Могилёвским и Мстиславским.


Владыка Анатолий, весьма образованный человек, отличавшийся большой любознательностью и всесторонней начитанностью, увлекался живописью и был неплохим художником. Из обширной переписки видно, что он прекрасно понимал задачи епископского служения вообще и в частности те ближайшие цели и запросы, которые предстояли ему в западнорусских епархиях. На Могилёвской кафедре много внимания уделял повышению духовно-нравственного уровня священнослужителей, заботился об увеличении количества приходов (при нём в епархии насчитывалось 526 церквей), при этом много внимания уделял улучшению быта подведомственного духовенства, а от последнего требовал неленостного проповедывания слова Божия. Он строил новые и украшал существовавшие храмы. Его усилиями в монастырях и приходах Могилевской епархии восстановлены многие древние, но забытые крестные ходы. Богослужения совершал с глубокой сосредоточенностью и благоговением, часто проповедовал, в наиболее многолюдных приходах епархии устраивал катехизические беседы. Проводил большую просветительскую работу среди старообрядцев-ветковцев: проповедовал, устраивал диспуты. Благодаря ему около тысячи старообрядцев в Могилёвской епархии присоединились к Православию.


Внимательно, с любовью следил Преосвященный Анатолий за умственным и нравственным состоянием воспитанников семинарии и духовных училищ. Много сил и средств положил он, создавая приют для девиц-сирот духовного звания. Активно содействовал открытию новых школ. Содействовал обрусению края, для чего в сельских школах епархии вводил преподавание русской истории. Лично составил правила для западнорусских гимназий в деле православного воспитания и образования.


Простотой своей жизни, благосердием, участливым отношением к людям Преосвященный Анатолий заслужил глубокое уважение окружавших его лиц. Нестяжательность его простиралась до готовности отдать все свое достояние.


19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа.


В 1857 году под псевдонимом Авдий Востоков издал историко-политический труд "Об отношении Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду" и за этот труд 2 декабря 1859 года был удостоен степени доктора богословия.


17 июля 1860 года уволен на покой настоятелем в Гербовецкий Успения Пресвятой Богородицы монастырь Кишиневской епархии. Всю свою жизнь Владыка Анатолий занимался литературным трудом и общественной деятельностью. Выйдя, вследствие разных неблагоприятно сложившихся для него обстоятельств, на покой, Анатолий переносил большие неудобства и скучал бездействием. Писал иконы для иконостаса в устроенной им домовой церкви в Гербовецком монастыре (иконостас был уничтожен после его смерти невежественными монахами-молдаванами) и для других храмов Могилёвской епархии.


Скончался 8 августа 1872 года. Погребён в Гербовецком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре.


Публикации:


  1. Возношение мыслей и сердца к Богу. — Киев, 1845.
  2. Об иконописании. 1-е изд. — М., 1845. — С. 44-136.
  3. Вера, Надежда и Любовь. Два томика размышлений, бесед и духовных стихотворений: в 2 ч. — СПб., 1848; 10 гравюр, исполненных автором.
  4. Слова и беседы на праздничные, воскресные дни и по разным случаям. 5 частей. — СПб., 1853-1866.
  5. Послание к почетнейшим мнимым старообрядцам Спасовой Гомельской слободы // Христианские Чтения. — 1855. — Ч. 1. — С. 92-99.
  6. Об отношении римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду. / Под псевд.: "Записка Авдея Востокова". 1-е изд. — 1857.
  7. Слова и беседы Анатолия, Архиепископа Могилевского и Мстиславского // Слова и беседы на праздничные и воскресные дни. Часть III. — СПб.: типография П.А. Кулиша, 1859. — С. 100-113.
  8. Покаянные воздыхания. 2-е изд. — Кишинев, 1861.
  9. О воспитании юношества // Странник. — 1862. — Февраль. — С. 1-35.
  10. Слово в неделю Закхея мытаря // Странник. — 1862. — Январь. — С. 46-51.
  11. Катехизические собеседования с детьми. — СПб., 1864.
  12. Наставления приходского священника, приемлющим святые Таинства. — СПб., 1864.
  13. Об отношении римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду. / Под псевд.: "Записка Авдея Востокова". 2-е изд. — 1864.
  14. Старческие воспоминания виденного, слышанного и читанного о происшествиях, совершившихся в западных областях России и в Царстве Польском с 1793 г. по настоящее время // Вестник Юго-Запада и Запада России. — 1864. Т. 3. Отд. 2. — Февраль — С. 45-76. — Март. — С. 113-137.
  15. Вера, Надежда и Любовь. Два томика размышлений, бесед и духовных стихотворений: в 2 ч. 5 изд. — СПб., 1867; 10 гравюр, исполненных автором.
  16. Об иконописании. 2-е изд. — 1867.
  17. Досуги архиепископа Анатолия. — СПб., 1868: с портретом автора.
  18. Досуги архиепископа Анатолия. — Курск: Глинская Рождество-Богородицкая пустынь, 1886: с портретом автора.

Источники:


  • Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1383-1918 гг. Краткий биографический справочник. — Пермь: Изд-во "Арабеск", 1993. — С. 56-57 ( Серия "именитые граждане Перми", Выпуск третий).
  • Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913. — С. 1398, 1405.
  • Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. — 1898, кн. 1. — С. 300-310.
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908. — С. 49-50.
  • Д[урново] Н. Девятисотлетие русской иерархии 988 - 1888. Епархии и архиереи. — М., 1888. — С. 55, 69, 79.
  • Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилевский, и его литературные труды. — Киев, 1889; 45 илл.
  • Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилянский и его литературные труды // Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1887. — Сентябрь. — №9. — С. 98-121.
  • Записки Никодима Казанцева // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1877. — Кн. 2.
  • Кузменка М. Магiлеўская епархiя ад часоў далучэння да Расii i да 1918 года // Магiлеўская даўнiна. — 1999.
  • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899. — С. 827-828.
  • Мацеевич Л.С. К биографии архиепископа Анатолия Мартыновского // Труды Киевской духовной академии. — 1883. — Ноябрь. — №11. — С. 496-534.
  • Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913. — Т. 1. — С. 231.
  • Памяць: Гiст.-дакум. хронiка Магiлева. — Мiнск, 1998. — С. 88.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. I. — С. 154, 155; Т. II. — С. 1582.
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. — СПб., 1900 - 1911. — Т. I. — С. 676-678.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896 - 1913. — Т. 2. — С. 106-107.
  • Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896. — №298.
  • Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872. — №297.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890 - 1907. — Т. I, доп. — С. 108; Т. II. — С. 518.


Создано : 31/10/2009 : 4:35 PM
Обновлено : 31/10/2009 : 4:35 PM
Категория :
Страница просмотрена 1954 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^