Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 307

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 20

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.225.15.88

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Старков Анатолий Михайлович

Старков Анатолий Михайлович (17.12.1939 - 08.05.2005).

Старков Анатолий Михайлович (17.12.1939 - 08.05.2005) — Заслуженный архитектор Российской Федерации, член Союза Архитекторов России, участник и победитель городских конкурсов, участник Всесоюзных (Российских) выставок и конкурсов, художник, поэт.


Анатолий Михайлович Старков родился 17 декабря 1939 году в с. Пожва Чермозкого района Пермской области. После окончания Кунгурской камнерезно-художественной школы, работал в Кунгуской камнерезной артели (1957-1960 гг.).


Архитектор Старков Анатолий Михайлович (17.12.1939 - 08.05.2005).В 1966 году окончил Уральский политехнический институт им. Кирова по пециальности "Архитектора". Работал в Нижнетагильском отделении проектного института "Свердловскгражданпроект" (1969-1973 гг.) — являлся автором проектов планировки и застройки двух микрорайонов «Выя», улицы Фрунзе в Нижнем Тагиле; в Институте "Пермгражданпроскт" (1973-1991 гг.), где занимал должности главного архитектора и начальника архитектурно-планировочной мастерской №2 — под его руководством создавались проекты застройки микрорайонов в городах Пермь, Березники, Лысьва, Кунгур, Горнозаводск, Гремяченск, проект общественного центра города Губахи. Многие из перечисленных проектов успешно реализованы. С 1991 года совмещал руководство персональной архитектурной мастерской с обязанностями ГАПа в проектной фирме "Архпроект" (до 1998 г.).


Член Союза архитекторов с 1978 года.


Семья: жена Ада, в прошлом инженер-электрик, ныне руководитель проектных работ в мастерской мужа. Сын Илья, летчик гражданской авиации. Дочь Инна, учитель в школе. Животные: собака Кэтти, кокер-спаниэль американский.


Архитектор Анатолий Старков.Начало его карьеры пришлось на время излишнего рационализма и однообразия (70-80-е годы). Когда архитектурная концепция базировалась на логическом обосновании с позиций санитарно - гигиенической или технологической целесообразности. Время утраты профессией, характерных для нее специфических черт, когда предпосылкой к творчеству является эмоционально-художественный настрой, принципиально отличающий ее от инженерной сферы деятельности. Но нет правил без исключений. Именно таким исключением и стал Анатолий Старков. В условиях строгой регламентации и борьбы с "архитектурными излишками" он сумел создать незаурядные проекты и воплотить их в строительстве, проявляя гибкость и твердость одновременно.



Дом политпросвещения (ныне — Культурно-деловой центр). Ярчайшей работой этого периода является здание областной администрации и культурно-делового центра, включенное в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области. Ему присуща многослойность фасада, доведенная до пределов художественной выразительности, когда фасад воспринимается как многомерная картина художника графика. Детали воспринимаемые в перспективе не видимы вблизи. Удивительно, что подобного эффекта архитектор добился "всего лишь" сочетанием ритмичной череды пилонов и массивностью консольного обрамления витража актового зала. Мастерство проявляется в стильности и цветовой гармоничности, которые, возможно, и не будоражат воображение, поражая яркостью зрительных образов и ассоциаций, говорящих скорее о дилетантизме и желание любой ценой привлечь внимание. Доза адреналина необходимая сегодня уже завтра начинает утомлять.


Гостиница "Урал" (ОАО "Пермтурист").В эти же годы в соавторстве с архитектором Метелевым А.А и при участии Тарасенко В.С. создает проект комплекса зданий гостиницы "Урал". Фасады зданий так же тщательно проработаны, но в них присутствует местный колорит, что является почти политическим демаршем. Гостей ориентирует в географическом расположении города коми-пермяцкий рисунок витражей и почти восточный по насыщенности декор фасада. Гостиничный комплекс совместно с культурно-деловым центром вошли в иллюстрированный каталог творческих работ архитекторов Российской Федерации, выпущенный ко II съезду Союза архитекторов России в марте 1997 года. Масштаб этих объектов определил концепцию дальнейшего развития делового центра города.



Практически не имел аналогов в мире на время проектирования (1978-1979 гг.) универсальный спортивно-зрелищный зал на 5000 мест, запроектированный в исторической части города на замыкании улицы Ленина в Разгуляе. Треугольная форма зала оригинально вписана в градостроительную среду, удачно соответствуя идее спортивной технологии по диффиренсации вместимости трибун. Размах и новаторство работы, ассоциируется с архитектурными перлами Оскара Нимейера. К сожалению, проект не был осуществлен в строительстве.


В целом его работам 70-80 гг. характерна стилизация, декоративизм, бум которых в купе с колористикой и суперграфикой пришелся на эти годы.


Анатолий Михайлович был автором многочисленных индивидуальных проектов жилых и общественных зданий. Продиктована временем 80-85 гг., разработка новых типовых серий домов (81, 83, 85, 97) для повторного применения. Страна требовала достойного жилья для всех и каждого. Рядовые секции меридиональной и широтной посадки с угловыми и поворотными элементами блокировки, позволяющие более полно использовать рельеф и градостроительную ситуацию местности, существенно сокращая сроки проектирования и строительства.


Дом политпросвещения (ныне — Культурно-деловой центр) и Гостиница "Урал".Горбачевская "Перестройка" ликвидировала информационную изолированность от научных и индустриально-технологических достижений капиталистического мира. Стали доступны новые конструкции, материалы, строительные технологии. Прерванная, руководящей рукой партии живая связь "исторических" (Ренессанс, Барокко, Классицизм, Модерн, Конструктивизм...) стилей, когда один стиль приходит на смену другому, породила архитектурный хаос. Нечто подобное зодчество пережило в начале бурного 20-го столетия. Стерильность одних архитектурных форм соседствует с изощренностью декора других. Архитекторы устремились наверстать упущенное: Пост модерн, Хай тек. Ар Деко и вновь Эклектика. Одно бесспорно, достижения прикладной науки "Запада" и новые финансовые возможности заказчика, который строит "для себя", верную важнейшую составляющую архитектора. Он теперь не только инженер, но и художник в полной мере. Ограничением творчества, которого являются лишь финансовые возможности заказчика, строительные нормы и правила, и, конечно же, ширина границ воображения зодчего.


В числе интересных построек данного этапа творчества Старкова: комплекс жилых домов в квартале 43 (в границах улиц 25-го Октября, М. Горького. Коммунистической и Советской), жилой дом по ул. Горького, 64, лабораторный корпус ПЛИ ("Бювет"), административное здание "Пермь Билдинг" по ул. Газеты Звезда, 13 а.


Из последних наиболее значимых работ следует отменить здание православного храма в поселке Уральском Нытвенского района Пермской области. Выполненное в соответствии с православными канонами и традициями, оно тем немее претендует на очередной "старковский" памятник архитектуры.


Отличительной чертой архитектора Старкова, является его человечность, проявляемая, как в проектировании нового города, микрорайона, жилого дома, фабричного комбината, театра, музея, так и в организации и руководстве процессом проектирования. Удобны и красивы микрорайоны в городах Нижний Тагил, Лысьве, Кунгуре, Горнозаводске, Гремяченске, жилые районы в Березняках и Усолье. Удивительна своим подчеркнутым динамизмом группа домов микрорайона Грачева в г. Перми. Являясь доминантной в существующей застройке жилого района, она имеет большое градостроительное значение, формируя панораму города, со стороны реки Кама.


Здание администрации Пермской области.На протяжении 20 лет Старков был главным архитектором 2-й архитектурно-планировочной мастерской института "Пермгражданпроект" и 7 лет главным архитектором проектной фирмы "Архпроект". Оставаясь, все эти годы любимым руководителем, учителем для всех поколений архитекторов, работающих с ним. Видимо поэтому из созданных Анатолием Михайловичем творческих коллективов вышло немало архитекторов, получивших право на создание и руководство своей творческой мастерской с правом выполнения всех видов проектных работ: Воженников В., Горшкова Л., Колчанов Е., Колчанова С., Луговой И., Метелев А., Остаркова Е., Олесевич А., Пенягин Ю., Сухарев Ю., Таросенко В., Щипалкин В. Многие из перечисленных получили свои лицензии по его рекомендации. Корректность и ненавязчивость в советах, хороший профессиональный взгляд, умение суммировать и обобщать, отсекая ненужное, непосредственность и простота общения, разносторонность, необыкновенный магнетизм делают его неформальным лидером любого коллектива. Результатом "старковской анизотропии", как правило, является очередной незаурядный проект. Своим ученикам и коллегам он передал свой главный талант-преданность профессии, умение выделять главное, отстраняясь, от неудобств, которые несла и несет профессия архитектора.


Пермский архитектор, художник, поэт Анатолий Михайлович  Старков.17 апреля 2003 года губернатор Пермской области Юрий Трутнев вручил государственные награды 10-ти заслуженным пермякам. Среди награждённых — пермский архитектор Анатолий Старков. Ему, Указом Президента РФ от 21.02.2003 года № 227, присвоено почётное звание "Заслуженный архитектор Российской Федерации". Анатолий Михайлович стал единственным пермяком, обладающим этим почетным званием (в 1984 году звание "Заслуженный архитектор РСФСР" было присвоено пермскому архитектору А.П. Загородникову (1928-2000), автору проектов кинотеатра "Кристалл" и других зданий в Перми). В этот же день в Пермском Доме Архитектора состоялось чествование награждённого.



Анатолий Михайлович был азартным охотником и рыболовом, любил путешествовать. И где бы он ни находился, с ним всегда были два блокнота! Один для рисунков, второй для стихов. В 1989 году в Доме союза Архитекторов успешно прошла выставка его художественных работ: рисунки карандашом, углем, пастелью, мелом; гравюры и эстампы; живопись акварелью, гуашью и маслом. К сожалению, не были изданы его стихи — яркие, талантливые, как и все, что успел создать Анатолий Михайлович Старков.



Горшкова Л. В.,
архитектор
г. Пермь, 17.04.2003, 8.05.2005, 21.09.2010.


фото: Дмитрий Лапшин, Сергей Шамарин, личный архив Анатолия Старкова


Публикация подготовлена при поддержке Пермского отделения Союза архитекторов России.


СТИХИ:



... А стихи — это так, для души,
Когда ночью глазам бессонно.
Моя страсть — колечки "лапши"
Рисовать в волосах Аполлона...


ИСПОВЕДЬ


Я побег совершил из души,
И наверх ухожу от погони.
Понуждай, мое сердце, спеши
Днем тревожным и ночь бессонной.
Тороплюсь рассказать, сообщить,
Паранджу с сердца напрочь откинув.
Торопись, мое сердце, спеши
Мы еще у подножья вершины.

Мы ведь только в начале пути,
Не любовники и не повесы.
А пока нас конвой не настиг,
Осмотреться дай, трезво все взвесить.

Хмель любви увлекает, кружит,
Только ясно мне что-то не очень
— Для кого я бегу из души
И карабкаюсь лесенкой строчек?

Черный саван любви мною сшит,
Белой ниткою сметан непрочно.
Ведь навстречу с вершины
никто не спешит
И не ждет моего стука ночью.

Если б ты приняла, поняла,
Приоткрыла бы дверцу надежды.
А сейчас неизвестность
стоит, как стена,
Звон безмолвия уши мне режет.

Не поможет никто мне
— ни свой, ни чужой.
Ведь свобода накроется скоро.
Вдалеке слышу лай, окружает конвой,
Подгоняют уже "черный ворон".


ОСЕНЬ


Мне ветер бьет то в грудь, то сбоку,
Но я, как будто вызов бросив,
Иду, чтоб акварельным соком
Писать пылающую осень!
Такая ярость в облаках
И красок буйное веселье,
Что так и просится рука
Хлестать наотмашь акварелью!


ИГРА


Мы не будем об образах спорить!
Хочешь, я подарю тебе Море?
Сам же буду, ну, скажем, Пляжем.
Пляж, естественно, рядом приляжет,
Чтоб шептаться с волною пенной
Обо всём и о сокровенном.
Но прилив не долог и вскоре
Отойдёт к горизонту Море.
Лишь останется стылая влажность
На лице потемневшего пляжа.


ЧИСТЫЙ СТИХ НА БЕЛОМ ПОЛЕ
(романс)


Когда всю суету отбросив
Я остаюсь наедине
Тогда приходишь ты ко мне
Моя весна в глухую осень.
И я лечу куда - то вдаль
В аллеи к первым тем истокам
То вдруг невообразимым током
Закручиваюсь весь в спираль.
И я кляну все эти страсти
Всю атрибутику любви
Но не пытаюсь подавить
Судьбой отпущенное счастье.
Зачем пришла на склоне дня
Как крик прощальный птичьей стаи
Твой образ тает, тает, тает
И ты уходишь из меня.


ИСТОЧНИКИ:

  1. Архитекторы и архитектурные памятники Пермского Прикамья: Краткий энциклопедический словарь / Сост. Н. Казаринова, Г. Канторович. — Пермь: Книжный мир, 2003. — С. 154.
  2. Гладышев Владимир Звание заслуженного архитектора России присвоено указом Президента РФ 64-летнему Анатолию Старкову // Пермские новости. — 2003. — 18 апреля.
  3. Горшкова Лариса Архитектор Анатолий Старков // Проект Прикамье. — 2003. — вып. 1. — С. 52-55.
  4. Шептуха А. Кварталы архитектора Старкова // Пермский строитель. — 1999. — 17 марта.

Создано : 21/09/2010 : 10:50 AM
Обновлено : 21/09/2010 : 10:54 AM
Категория :
Страница просмотрена 2051 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^