Календарь
Погода

GISMETEO: Погода по г. Пермь

Публикации

Закрыть Города и села

Закрыть Конфессии

Закрыть Культура Прикамья

Закрыть Пермяки

Закрыть Регион

Фотоальбом

Закрыть  Архитектура

Закрыть  Города и села

Закрыть  Литераторы

Закрыть  Музеи

Закрыть  Персоны

Закрыть  Природа

Закрыть  Университет

Рейтинг статей
Регистрация
 Список пользователей Пользователей : 314

Логин:

Пароль:

[ Забыли пароль? ]


[ Join us ]


  Cейчас online:
  Гостей online: 14

Всего визитов Всего визитов: 0  

Рекорд:
Рекорд:Пользователей: 12

08/10/2008 @ 20:57

Рекорд:Total: 401

24/05/2011 @ 08:55


Инфоблок

Ваш IP: 54.81.235.55

Подписка
Чтобы получать новости с сайта, подпишитесь на наш Информационный бюллетень
Подписаться
Отказаться
230 Подписчиков
Незабвенный труженик земли Пермской, известный всей России

Незабвенный труженик земли Пермской, известный всей России


В марте 2008 года отмечалось 180-летие первого председателя Пермского губернского земства Д.Д. Смышляева, который также вошел в историю как краевед и как один из основателей Императорского Православного Палестинского общества. По этому поводу в Перми состоялась церковно-научная конференция «От Перми до Иерусалима. Путь и подвиг Д.Д. Смышляева». В Перми побывал целый «десант» ученых из Москвы, представителей Московского Патриархата и возрожденного Палестинского общества (ИППО).


Кем же был в первую очередь этот человек? Дмитрий Дмитриевич Смышляев (1828-1893) — видный общественный деятель. Он был первым председателем губернской земской управы (1870-1879 гг.), кроме того, он был почетным членом Палестинского Императорского общества, Уральского общества любителей естествознания, а также ряда других обществ. Удостоен многих наград, в т.ч. кавалер ордена Гроба Господня (редкая честь!). Много путешествовал, написал ряд книг. Из летописи В.С. Верхоланцева узнаем, что похоронен сей “замечательный человек, известный всей России, на Новом кладбище под храмом”. В честь краеведа проводятся регулярные Смышляевские чтения в краевой библиотеке им. Горького, здесь же в фойе ему установлен памятник, а на здании Пушкинской библиотеки (б. дом Смышляевых, позднее городская дума) открыта мемориальная доска.


В советские годы отношение к столь неординарной личности было весьма критичным. Что отразилось, в частности, в оценках, данным Д.Д. Смышляеву в летописи В.Н. Трапезникова, который, как известно, активно участвовал в социал-демократическом движении. «Типичный представитель либеральной интеллигенции»… устраненный от земской деятельности, впал в религиозное нестроение, уехал в Палестину». Вот в таком тоне подвел черту под жизнью и деятельностью замечательного человека один из пермских летописцев.


Пермский литератор Авенир Крашенинников посвятил Д.Д. Смышляеву немало несправедливых слов в своем романе «Затишье»: «…Разговор держал Смышляев… Он еще говорил что-то, а Костя представил: вот опускают над ними всеми чугунную плиту, а Смышляев стоит среди зрителей и произносит сентенции о пользе гробниц, пирамид и склепов. И когда уважаемый историк принялся вздыхать, что за время его путешествия в Перми произошли столь прискорбные события, и разумные юноши станут теперь осмотрительнее, откажутся от радикальных взглядов, Костя едва сдержался. Но усмехнулся только: блажен, кто верует».


И все в таком духе. То-то удивился бы автор романа, если б узнал, что именно Д.Д. Смышляев привозил в Пермь из-за границы и давал читать знакомым запрещенные издания Герцена, за что попал на заметку у местной полиции. Из-за чего и приобрел, видимо, репутацию «ультра-либерала». Дмитрий Дмитриевич имел широкий кругозор, он не был зашоренным человеком. Его постоянная нацеленность на полезный труд, ради общественной пользы и прогресса найдут вскоре свой выход.


Признаться, меня потрясла одна надпись на книге Д. Смышляева «Сборник статей о Пермской губернии» (П.,1891). Обращаясь к читателям, автор счел нужным сообщить читателю:

«В разных изданиях, преимущественно в местных Губернских ведомостях, в течение 30 лет мною напечатано до сотни статей о Пермском крае, в большинстве касающихся его истории. Так как последние основаны на архивных документах и других достоверных источниках, а издания, в коих они помещены, стали со временем большой редкостью, то, выбрав из означенных статей такие, которые могут представлять, в качестве сырого материала, некоторый интерес для любителя пермской старины, я печатаю их в настоящем сборнике Д.С.».


А поверх этого предисловия шла надпись красным карандашом, крупным почерком: «За ненадобностью». Сделанная кем-то в советские годы, надпись послужила основанием для списания книжки. Подумать только, чем пренебрегали все эти иваны, не помнящие родства!.. «Сырой материал», как скромно определил свои изыскания автор, и поныне служит бесценным источником.


Между тем, жизненный путь Дмитрия Дмитриевича заслуживает внимательного и благодарного исследователя. Родители оставили сыну значительное по тому времени состояние. Но, не расположенный к торговой деятельности сын ликвидировал эти дела отца. Симпатии его были совсем иные: любя родной край, Д.Д. обратился к его изучению. Стал издавать «Пермский Сборник» (1859 и 1860 г.г.), за свой счет, в сотрудничестве с учителями пермской гимназии и профессорами Казанского университета. Издание заслужило в свое время весьма лестные отзывы в российской публицистике.


Пермский историк А.А. Дмитриев включил Д.Д. Смышляева в свой «Биографический указатель памятных деятелей Пермского края». Список этот, кстати, имеет значение и по сию пору, он — на все времена. Автор списка пишет:

«В эпоху освобождения Д.Д. не мог оставаться безучастным свидетелем реформ (1860-х ред.), увлекся модными тогда вопросами, между прочим, просветительным и женским. Ратовал в Перми об открытии воскресных школ и женской гимназии и т.п. Словом, в ту достопамятную эпоху Д.Д. был в пермском обществе самым передовым человеком».(!)


В те же годы Смышляев пережил семейную трагедию: 18 октября 1864 г. в Берлине скончалась его супруга. Утрата всех самых близких родственников болезненно отозвалась в сердце Д.Д. В 1864 - 1865 г.г. он поехал за границу, на этот раз на восток, где посетил Синай и Палестину. Возвратясь в Россию, Д.Д. отдался изучению родного края. По зимам 1866 - 1869 г.г. он жил в Петербурге, усердно работая в библиотеках над изучением литературы о пермском крае и составлением известного его указателя: «Источники и пособия для изучения Пермского края». Пермь. 1879 г.


Но впереди его ждут еще 1870-е годы — время блестящей земской деятельности Смышляева. В первый же 1870 год он избран был первым председателем губернской земской управы, а потом своеврёменно избираем был в ту же должность на 2-е и 3-е трехлетия.


Доверимся оценкам беспристрастного историка, который написал:

«…Много и упорно пришлось поработать на поприще земской деятельности, где все надо было организовывать вновь, и здесь-то он проявил редкие способности общественного деятеля и свой организаторский талант. На первом плане он поставил вопросы народного образования, медицины и улучшение экономического быта населения. К чести первого председателя губернской управы надо сказать, что Д.Д. сумел дать земскому хозяйству в Пермской губернии широкую постановку с самого начала, в чем ясно выразилась его основательная литературная и научная подготовка...»


Не все получалось, это понятно. Много страдал Смышляев из-за межведомственных разногласий, трений с всемогущим горным ведомством и т.п. Много крови выпил из земца «дорожный вопрос», сколько критики раздавалось по адресу земцев от путешественников, невольных пленников Сибирского тракта. Писал на эту тему и В. Немирович-Данченко, известный литератор, брат режиссера. Историк Дмитриев, однако, склонен, оправдать Смышляева: «Не его вина, если не все его проекты могли быть в свое время осуществлены. Но его заслугу перед Пермским краем никогда не забудет земство: он обосновал все хозяйство губернского земства, реорганизовал губернскую, Александровскую больницу в Перми, направил народопродовольственную деятельность земства, создал страховое дело, статистические исследования края и земский литературный орган «Сборник Пермского Земства».


Столь широкая, плодотворная деятельность Д.Д. Смышляева продолжалась до 1879 г., когда он оставил пост председателя губернского земства. Потом он недолго был на частной службе у И.И. Любимова, а в 1885 г. опять отправился на восток в качестве уполномоченного Императорского Православного Палестинского общества. Он жил в Иерусалиме до конца 1889 г. За эти труды Д.Д. получил орден Владимира 3-й степени, орден и звание «кавалера Святого Гроба Господня» с золотым крестом (1886 г.).


Помимо всего сказанного, Д.Д. имеет большое значение как писатель-публицист. Ученым в прямом смысле он не был, но неоспоримо его значение как публициста, издателя-журналиста и библиографа.


Уже после кончины славного подвижника и энергичного деятеля давали всходы семена, посеянные им. Открылись ветеринарная школа, экономическое общество и библиотека, получившая имя «Смышляевской». В эту библиотеку присылал свои книги А.П. Чехов.


А во Святой земле по сей день стоят здания, построенные тщанием нашего земляка, и теперь, после воссоединения Русской православной церкви с со своей зарубежной частью, идет работа по возвращению русской недвижимости к ее истинным хозяевам.


…В июне 2004 года в общественной и церковной жизни Перми произошло важное событие — был открыт доступ в фамильную усыпальницу отца и сына Смышляевых, расположенную под алтарем Всехсвятской (Новокладбищенской) церкви. Таким образом, получила достойное завершение почти двухлетняя работа по реставрации склепа и многолетняя исследовательская деятельность краеведов. Храм был построен в 1832-1838 гг. в основном на средства пермского купца Д.Е. Смышляева. Дмитрий Емельянович получил за свои полезные труды (создал первые в Перми предприятия капиталистического типа, свечной и канатный заводы) звание почетного гражданина, мануфактур-советника, дважды избирался городским головой (в 1823-1826 гг. и 1844-1846 гг.). Он выступил и в роли благотворителя, храмоздателя, за что получил право, согласно завещанию, быть похороненным под сводами построенного его тщанием храма Всех Святых. Старший Смышляев — Дмитрий Емельянович — скончался 13 мая 1857 года.


Прошло 35 лет, и рядом с отцом в том же пещерном храме под алтарем был похоронен Дмитрий Дмитриевич Смышляев, первый председатель Пермского губернского земства, известный историк края, издатель, рыцарь-кавалер такой редкой награды как орден «Святого гроба Господня», врученной ему за труды в Императорском Палестинском обществе.


Вопрос о воссоздании семейного склепа Смышляевых поднимался давно и безуспешно. Разорен он был богоборцами в начале 1940-х годов, когда церковь была закрыта на несколько лет. Отношение властителей-атеистов к проблеме увековечения памяти в советские времена вполне объяснимо. Немало поспособствовали формированию негативного отношения к этому и интеллигенция «нового общества», и историки и писатели. Темные люди, ослепленные разрушительными идеями, разорили фамильный склеп Смышляевых. После возвращения церкви верующим в 1943 году усыпальницу так и не восстановили, а помещение пещерного храма приспособили под хозяйственные нужды. На предложения о восстановлении склепа, поступившие со стороны общества охраны памятников, прежняя епархиальная власть отвечала отказом.


Помнится, прежний настоятель Всехсвятского храма был настроен по отношению к этим «прожектам» неприязненно: «Ну, как вы это мыслите, все ломать, что ли? Мы же здесь живем, как видите», — говорил мне священник. Все изменилось, когда настоятелем стал Алексий Марченко. Он поддержал инициативу краеведов и предпринял энергичные шаги по организации реставрации пещерного храма-склепа. Летом 2003 года по благословению епископа Пермского и Соликамского Иринарха в усыпальнице были проведены археологические раскопки. В ходе работ были найдены останки; удалось установить и то, как действовали осквернители. Видимо, они искали драгоценности (все-таки слышали, что здесь купеческое захоронение), верхняя часть погребальной камеры была разобрана, останки были засыпаны землей, строительным мусором.


Сейчас под сводами пещерного храма установлен мраморный саркофаг, общий для почетных граждан отца и сына Смышляевых. Проект разработан архитектором-реставратором Геннадием Воженниковым. Помещение отделано гранитом, украшено ограждением художественной ковки. Раскопками в пещерном храме, а также на территории алтарного кладбища (возле церкви) руководил известный археолог Павел Корчагин. Еще одно символическое сближение имен. Все совпадает: и имя и фамилия, как у легендарного революционера, литературного героя, с которого много лет призывали «делать жизнь» советскую молодежь. Только в изысканиях своих наш, реальный Павел Корчагин, руководствуется совсем иным, не разрушительным, а созидательным идейным началом, основанным на уважении к деяниям предков.


Историк Корчагин П.А. поставил и новые вопросы. Дело в том, что во время раскопок в погребальной камере были обнаружены останки только Дмитрия Емельяновича Смышляева. Он был похоронен в деревянном гробу, обитом зеленой парчой с золотой нитью и золотой тесьмой. Останков Дмитрия Дмитриевича в погребальной камере не оказалось… Археологи сделали несколько «закопушек» в разных точках подвального помещения — и ничего не обнаружили. У нас (членов поисковой группы, историков и краеведов) появилось тогда предположение, что во время разрушения склепа останки Дмитрия Дмитриевича были вынесены. Для проверки сведений других источников в течение двух полевых сезонов проводились исследования на территории алтарного кладбища. В ходе работ были обнаружены пять забытых надгробных плит, но памятник Д.Д. Смышляева так и не был найден. Несмотря на это, археолог считает совершенно правомерным то, что на могильной плите указаны два имени, и отца, и сына. Русское слово «памятник» не есть синоним термина «монумент», а происходит от слова «память». Многие источники подтверждают место захоронения. Недавно нам стал известен и такой источник, как «Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» под редакцией великого князя Николая Михайловича» (переиздание, С-Петербург, 2003). О Смышляевых приводятся такие сведения:

«Смышляев Димитрий (без дат), купец и храмоздатель: в склепе под алтарем при Перм. Всесвятском кладб. С сыном Д.Д. Смышляевым». (выделено нами — В.Г.)

Смышляев Димитрий Димитриевич, потомств. Поч. гражд. В склепе под алтарем при Перм. Всесвятском кладб. С отцом Д. Смышляевым».


Еще один благословенный знак — недавно была обнаружена поистине священная реликвия, икона, принадлежавшая самому Д.Д. Смышляеву. Многие годы ее хранили в семье пермских верующих. Это та самая реликвия, которую Дмитрий Дмитриевич привез из Святой земли, а затем подарил ее родной пермской гимназии. Икона Святых Ольги и Константина хорошо сохранилась. В нижней ее части читается надпись: «В иконе сей вложена частица Животворящего древа Креста Господня, пожалованная при Ордене Гроба Господня Иерусалимским Патриархом Никодимом бывшему воспитаннику Пермской гимназии Д.Д. Смышляеву, который и пожертвовал ее в 1893 г. вместе с орденом и Патриаршею грамотою в гимназическую церковь».


К святыне смогли приложиться и участники конференции «От Перми до Иерусалима. Путь и подвиг Д.Д. Смышляева». Что интересно, нынешние владельцы реликвии, сохранившие ее для потомков, попросили не раскрывать их имена. Скажем только: это обычная пермская семья православных людей.


Конференция увенчалась созданием Пермского отделения Палестинского общества. Почетную должность председателя отделения с благодарностью принял ректор Пермского университета профессор доктор технических наук Владимир Владимирович Маланин. Общественная деятельность этого ученого всегда отличалась конструктивностью подхода к духовному и нравственному воспитанию студенчества, на высоких примерах служения Отечеству.


К юбилею Дмитрия Смышляева в Москве переизданы его путевые записки и размышления «Синая и Палестина». Пермские краеведы совместно с подвижниками из библиотеки им. Пушкина подготовили также свой подарок — издание книги Владимира Петровича Дылдина «Свидетель века. Хроника дома Смышляева». Книга представляет собой многолетний кропотливый труд краеведа, ушедшего от нас в 2004 году. Книга была подготовлена к изданию, дополнена и выверена известным краеведом одним из организаторов Смышляевских чтений Татьяной Ивановной Быстрых. В книгу также включены воспоминания племянницы Смышляевыа, Н.П. Солодовниковой. Момент преемственности очень символичен, вот также после кончины Дмитрия Дмитриевича его незавершенные труды были подготовлены к выходу в свет его единомышленниками и друзьями. Не прерывается связь времен.


К снимку: Д.Д. Смышляев в «палестинский период» своей жизни (на фото он запечатлен с редкой наградой — золотым крестом ордена Гроба Господня».


Владимир Гладышев,

председатель клуба «Пермский краевед»,

член Союза журналистов России


Специально для портала "Культурное наследие Прикамья"



Создано : 31/03/2008 : 8:35 PM
Обновлено : 31/03/2008 : 8:35 PM
Категория :
Страница просмотрена 4292 раз


Версия для печати Версия для печати


Комментарии:

Пока комментариев нет.
Вы первым можете добавить комментарий!



free counters


^ Наверх ^