Heritage of Perm

http://rodion.perm.ru/

Война ворвалась в нашу жизнь (Блог Олега Невзорова)

Война ворвалась в нашу жизнь


На моём письменном столе лежат два исписанных листка. Это автобиография удивительного человека, учителя от Бога, как говорили о нём коллеги, кумира детей, директора Верхнемуллинской средней школы (сейчас это средняя общеобразовательная школа №107 г. Перми) Льва Михайловича Субботина. На документе, хранящемся в музее истории Индустриального района, поставлена дата — 22 апреля 1990 года.


Четырнадцать лет назад по просьбе совета ветеранов войны и труда Лев Михайлович написал её.


Это даже, на мой взгляд, не совсем биография. Скорее — яркие и точные воспоминания Льва Михайловича о своём военном детстве. Воспоминания, как ещё одно свидетельство о Великой Отечественной войне, память о которой должна жить вечно.


Благодаря этому документу мы получили возможность ещё лучше узнать и представить, как жили мальчишки и девчонки далёкого от фронта села Верхние Муллы.


Да, они были детьми и жили своей детской жизнью, но многие заботы и занятия у большинства из них не были детскими. Шла война. Этим всё измерялось. И главным для себя они считали помогать стране и народу выстоять в страшной битве с немецким фашизмом.


Как сообщает о себе Лев Николаевич, он родился 23 декабря 1930 года в городе Лысьва. В девятимесячном возрасте перевезён в Верхние Муллы, где прожил всю жизнь. Его воспитывала тётка – сестра отца, которую он называл мамой.


Ему было десять лет, когда началась Великая Отечественная война. Он услышал страшное слово, купаясь в речке Мулянка, из уличного репродуктора. Стоял жаркий день 22 июня. Мало что понял, но увидев встревоженные лица людей, побежал домой.


Началась военная жизнь. Вскоре прекратилась свободная продажа продуктов, появились карточки. На двоих с матерью они получали 600 граммов хлеба в день. От голода спасала картошка. Дети недоедали. Школа, как могла, поддерживала детей, кормили бесплатно мучной болтушкой, а иногда давали даже булочки.


По свидетельству Л.М. Субботина не все дети смогли продолжить учёбу в школе, особенно учащиеся старших классов. Многие бросали школу и шли работать в колхоз "Восход социализма". Некоторые летом работали, а зимой учились. Девочки трудились на полях, а мальчишки работали коновозчиками. Возили мешки с зерном и ящики с овощами.


С весны 1942 года Лев работает в колхозе пастухом. Овец выгоняли на пастбище в шесть утра, а возвращалось стадо часов в девять вечера. И так в любую погоду, каждый день с мая по октябрь, три военных года. "Стоишь, бывало, под дождём или первым снегом, и хорошо, если под ёлочкой, а уйти нельзя, овцы требовали постоянного догляда. Часто приходилось идти домой позади стада, а на руках два, а то и три ягнёнка, только что родившихся".


В воспоминаниях находим удивительно лирическую зарисовку комического случая, происшедшего с вожаком стада. Вожаком был огромный козёл, прозванный за длинную и курчавую шерсть Цыганом. Жил Цыган зимой на конном дворе при школе.


Как-то по дороге в школу мальчик встретил своего любимца, приласкал его и, не оглядываясь, вошёл в здание школы. А козёл, оказывается, за ним. О появлении вожака возвестил истошный визг первоклашек и строгий голос завуча: "Чей козёл, кто привёл?" "Пришлось признать "родственника" и проводить к месту жительства на конюшню", — смеётся в повествовании Лев Михайлович.


В 1945 году его наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Впоследствии были и другие награды, в том числе учительская — значок "Отличник народного просвещения РСФСР", но самой дорогой Лев Михайлович считал первую награду, очень ей дорожил и гордился.


В годы войны дети рано взрослели, становились серьёзными, и всё же оставались детьми. Конечно, играли. Главная игра — игра в войну. Были свои штабы, командиры, секреты, сражения. Но в войну именно играли — без драк и крови.


Было искреннее желание поддержать, прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается. Сочувствие и сострадание — характерная черта отношений между людьми тех лет. Каждый день война приходила в чей-то дом горем. Похоронки… Ребята видели боль и несчастье в глазах сельчан, потерявших родных и близких, тревогу и переживание за тех, кто на фронте.


В школе были организованы тимуровские отряды. Ученики ходили по домам, помогали красноармейским семьям заготавливать дрова, очищать от снега дорожки и ограды.


Почему бы и в наши дни не возродить замечательные традиции тимуровского движения? Сколько людей сегодня нуждаются в помощи. Тогда у современных парней и девчат не осталось бы времени на дурное.


Особая забота — госпиталь для раненых. Он размещался в построенном ещё до войны новом здании Верхнемуллинской школы. У каждого класса была подшефная палата. Ребята приходили и в праздники и в будни. Ставили концерты, дарили немудрёные подарки, угощали домашней стряпнёй.


В августе 1942 года в госпиталь привезли долечивать раны Аркадия Никитича Пьянкова. Бывший ученик школы ушёл на фронт осенью 1941 года, во время наступления под Москвой в феврале 1942 года была тяжело ранен в ноги. Во время подготовки статьи я встречался с Аркадием Никитичем. Он вспоминает паренька маленького роста в военных брюках, всегда приветливого и очень подвижного.


После войны судьба на многие годы свела этих людей вместе, но уже в качестве коллег, учителей в родной школе.


Особое место в воспоминаниях Льва Михайловича занимает лаконичное, но яркое и эмоциональное описание дня Победы.


"… Было раннее утро. Жильцы нашего дома спали. Вдруг раздался сильный стук в ворота. Это колотил руками и ногами мой друг Лёвка Кау — эвакуированный из Ленинграда. "Включайте радио, Победа!" Едва выслушав Левитана, мы побежали в школу, а тут сбежалось уже полшколы. Молодые учительницы от радости плясали и плакали. В клубе начался митинг. Говорили, плакали, опять говорили, обнимались и поздравляли друг друга.А потом появился грузовики. В кузов забрались все, кто хотел. Поехали в Пермь. Катались по улицам, пели песни, даже пробовали плясать. Вдруг выстрелы — это офицеры военного училища салютовали из пистолетов прямо из окон. Так бурно и восторженно прошёл первый день "Победы".


В том, что этот день наступил, была частичка труда Льва Михайловича Субботина. Его воспоминания — ценный штрих к истории Великой Отечественной войны.


Олег Невзоров,
научный сотрудник Музея
истории Пермского района,
майор запаса, краевед,
координатор акции "Память"